Где можно увидеть подлинники картин Решетникова, Маевского, Кугача, братьев Ткачёвых? В Третьяковке, скажете вы, в Пушкинском музее, ещё в какой крупной галерее в частных коллекциях. Будете правы, но не совсем. Потому что работы этих и других живописцев также находятся в небольшом посёлке Солнечный под Вышним Волочком, в народной картинной галерее, которая на днях отметила своё 38-летие.
В галерее около двухсот работ, в числе их авторов - восемь народных и четырнадцать заслуженных художников. Открытая в день 200-летия со дня рождения основоположника русской бытовой живописи Алексея Венецианова, она стала одной из 47 народных галерей, созданных в конце 70-х - начале 80-х на территории бывшего СССР. На сегодняшний день сохранились только пять из них. Возможно, не пережив не лучшие для страны времена, художественный музей в Солнечном тоже остался бы лишь в старых буклетах и газетных статьях, но этого удалось не допустить. Во многом потому, что создан он был не на пустом месте: в нескольких километрах от посёлка находится знаменитая Академическая дача имени И.Е. Репина. Картины, написанные на этой даче и безвозмездно переданные в галерею, составляют основу её коллекции. Художественные традиции, заложенные на берегах озера Мстино и в верховьях вытекающей из него реки Мсты в конце XIX столетия, были продолжены спустя век таким вот образом.
На трассе М10 поворот на Солнечный подскажет дорожный указатель. По железной дороге добраться сюда можно электричкой до станции Леонтьево. Народная галерея располагается на втором этаже здания в центре посёлка, как к ней пройти, объяснит любой прохожий. Хорошо бы, чтоб в населённом пункте появились соответствующие информационные таблички, но пока их там нет, приходится прибегать к помощи местных жителей. Почему народная? Директор Татьяна Егорова объясняет это тем, что основная тематика представленных работ - повседневная жизнь простого народа, его труд и уклад. Чаще всего персонажами картин становились работники существовавшего здесь в те времена совхоза «Пролетарий». Да и инициаторами создания музея были в данном случае не партийные «верхи», а тоже, можно сказать, народ - директор совхоза Владимир Журавлёв и руководитель дома творчества «Академическая дача» Пётр Козельский.
Въезд в посёлок Солнечный
Алексей Бородин. «Портрет женщины»
Вячеслав Шумилов. «Весна 45-го» (в центре)
Григорий Чайников. «Автопортрет»
«Этот посёлок полностью оправдывает своё название. Здесь за последние годы выросли прекрасные жилые дома, торговый центр, столовая. Но не хлебом единым жив человек. труженикам села, его славным людям нужна пища духовная. И есть в совхозе «Пролетарий» хороший Дом культуры, средняя школа, теперь открывается народная картинная галерея». Это строки из репортажа с открытия галереи в районной газете «Ленинец» от 21 февраля 1980 года. (В тот же день, что и галерея, в центре Вышнего Волочка был открыт памятник Венецианову работы скульптора Олега Комова, о чём также есть материал на соседней полосе газеты; юбилей художника, чья судьба тесно связана с вышневолоцким краем, отмечали с размахом.) Говоря сегодняшним языком, это было событие федерального масштаба, так как на открытии присутствовало не только руководство Калининской области, но и представители министерств и творческих союзов СССР и РСФСР, известные деятели культуры и искусства.
Памятник А.Г. Венецианову в Вышнем Волочке
Вениамин Сафонов. «Начало весны»
Ольга Курилова. «Сороковые роковые»
Гелий Коржев. «Крынки и таз для варенья»
Николай Сысоев. «Портрет П. Козельского»
«Вот «Мальчик в ушанке» Фёдора Решетникова. Позировал художнику паренёк из Валентиновки Валерий Петров, он же изображён на другой известной картине «Опять двойка». Искусствовед и поэт Татьяна Егорова может часами рассказывать о каждой работе и её авторе. В этом же зале обращают на себя внимание ещё несколько небольших портретов: «Старик» Тараса Гапоненко, работавшего на Академической даче после второго её открытия в 1947 году в числе первых художников той волны, «Семендей» Николая Соломина, «Портрет дочери тракториста» Алексея Жабского. А глаз ценителя российской глубинки обязательно зацепится за пейзажи окрестных мест. Мест, где когда-то проходила Вышневолоцкая водная система, и которые так любили и любят мастера русского пейзажа. «Вечер на Мсте» Ивана Сошникова, «У старой плотины» Владимира Филиппова, «Рябина под снегом» Валентина Сидорова - того самого, что в 1985-2009 годах возглавлял Союз художников России.
Фёдор Решетников. «Мальчик в ушанке»
Тарас Гапоненко. «Портрет старика»
Николай Соломин. «Семендей». Алексей Жабский. «Портрет дочери тракториста»
Владимир Филиппов. «У старой плотины»
Валентин Сидоров. «Рябина под снегом»
Иван Сошников. «Вечер на Мсте»
Ирина Рыбакова. «Старая школа в деревне Подол»
Андрей Тутунов. «Веранда со снегом»
Имя патриарха русской живописи Юрия Кугача известно не только знатокам. Народный художник СССР, действительного члена Академии художеств СССР, лауреат Сталинской премии второй степени и Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина, преподаватель МГАХИ имени В.И. Сурикова. Его работы хранятся в государственных музеях российских городов и частных коллекциях в нашей стране и за рубежом. Особое место в творчестве Кугача сыграла вышневолоцкая земля, где он жил долгие годы.
Юрий Кугач. «Золотая осень»
Юрий Кугач - основатель творческой династии. Здесь, в народной галерее посёлка Солнечный можно увидеть не только пейзажи самого Юрия Петровича, но и его супруги Ольги Светличной, сына Михаила и внуков Екатерины и Ивана.
Ольга Светличная. «Весенний ручей», «Одуванчики», «Осень. На опушке леса»
Михаил Кугач. «Надвигается гроза»
Иван Кугач. «К весне»
Екатерина Кугач. «Ягоды»
Братья Ткачёвы - Сергей и Алексей. Ещё два имени, не нуждающиеся в представлении. Ничего удивительного в том, что центром их внимания является русская деревня - художники сами выросли на селе в Брянской области, поэтому хорошо знают, что это такое. Более 60 лет творческой жизни братьев Ткачёвых прошли на Академической даче под Вышним Волочком. Сергей и Алексей Ткачёвы работают как по отдельности, так и дуэтом. Искусствоведы называют их творчество за богатство и разнообразие летописью жизни русского народа, в персонажах их картин легко угадывается национальный характер. «Портрет бригадира совхоза «Пролетарий» Веры Диевой» - чем не предмет для будущих исследователей российского крестьянства?
Братья Ткачёвы. «Портрет бригадира совхоза «Пролетарий» Веры Диевой»
«Пятый год открыта наша галерея. Здесь побывали тысячи экскурсантов, гостей из разных областей страны. Но первыми ценителями являются работники совхоза. Произведения живописцев будто заново открывают красоты отчего края». («Калининская правда», 1984 год.) К образу сельского труженика обращались не только браться Ткачёвы. С соседних холстов на посетителя смотрят, будто желая завести разговор доярки Андреева (Александр Дубов) и Баранова (Пётр Ёлкин), бригадир Егорова (Владимир Токарев). Вот директор совхоза Владимир Журавлёв о чём-то беседует с агрономом на картине Корюна Казанчана «Весенние заботы». На этом фоне заметно выделяются работы Дмитрия Маевского - ленинградца, с середины 60-х годов подолгу работавшего в расположенной неподалёку деревне Подол. «Портрет сельской учительницы», «Портрет Д.С. Семёнова - управляющего отделением «Подол» совхоза «Пролетарий», «Портрет В. Хрусталёвой - передовой доярки совхоза «Пролетарий» - у изображённых на них людей чётко прорисованы все черты лица до мелочей, что присуще представителям петербургской (ленинградской) школы живописи.
Корюн Казанчан. «Весенние заботы»
Пётр Ёлкин. «Портрет доярки Барановой»
Владимир Токарев. «Портрет бригадира Егоровой»
Александр Дубов. «Портрет доярки Андреевой»
Дмитрий Маевский. «Портрет Д.С. Семёнова - управляющего отделением «Подол» совхоза «Пролетарий»
Дмитрий Маевский. «Портрет сельской учительницы»
Дмитрий Маевский. «Портрет В. Хрусталёвой - передовой доярки совхоза «Пролетарий»
«Эту работу у нас хотели купить китайские туристы, - Татьяна Егорова показывает на картину Владимира Завацкого «Целина». - Очевидно, они решили, что изображённый на ней тракторист - китаец». На представленных здесь холстах запечатлены не только виды раскинувшихся по берегам Мсты сёл и деревень. «Весенняя ночь» Афанасия Осипова знакомит посетителя с родной художнику Якутией. Почему ночь и так светло? Очень просто: в это время в самом холодном российском краю полярный день. Работа ещё одного автора - Виктора Бутко - так и называется «На севере».
Владимир Завацкий. «Целина»
Афанасий Осипов. «Весенняя ночь»
Николай Игнатов. «Серый день» (сверху). Виктор Бутко. «На севере»
Александр Чернецкий. «Портрет ветерана труда Никитина»
Михаил Ласточкин. «Потрет героя социалистического труда Аманина»
Николай Харанжевич. «Портрет М.Ф. Мамонтовой»
В этом небольшом музее постоянно проходят творческие встречи, выставки местных художников. Галерея постоянно пополняется новыми работами. Так, один из залов отведён под творчество Надежды Кубенцовой. Родилась в Фировском районе, после школы переехала в Вышний Волочёк, где училась в текстильном училище, а позже - в Загорском художественно-промышленном училище. Работала художником-оформителем, заведующей универмагом. Помимо картин, пишет стихи.
Работы Надежды Кубенцовой
«Очарование рябины»
«У окна»
«Стожки»
В музейных залах представлены и скульптуры - тоже, в основном, работников «Пролетария». Во многом из-за того, что количество экспонатов растёт, не все из них представлены на обозрение. Часть находится в запасниках. Шести залов, что открыты на сегодняшний день, не хватает, чтобы выставить всю коллекцию.
«Отдельно хочется сказать спасибо Наталье Рощиной за то внимание, которое она оказывает нашей картинной галерее». Это слова благодарности Татьяны Егоровой в адрес главы Вышневолоцкого района. Давно уже нет совхоза «Пролетарий», посёлок Солнечный испытывает, как и вся российская глубинка, отток молодёжи и массу социальных проблем. А народная картинная галерея жива. Как звезда, не позволяющая угаснуть жизни на берегах Мстино.
Надежда Кубенцова. «Рождество»
Ольга Курилова. «На крыльце»
Борис Петренко. «Весенний тёплый день»
Павел Леонов. «Ока. Кашира»
Константин Залозный. «Портрет В.В. Козельской»