На поезде от Петербурга до Костомукши

Aug 28, 2014 22:14

Из Санкт-Петербурга в Карелию ведут два пути - к югу от Ладоги и к северу от неё. И использовать их можно в зависимости от того, в какую именно часть северного края нужно попасть. В моём небольшом путешествии по Карелии, совершённом в июле 2014 года, первым пунктом был небольшой северный городок Костомукша. И от Питера до этого города идёт пожалуй что один из самых интересных поездов Октябрьской железной дороги. Примечателен он тем, что во-первых, это единственный поезд дальнего следования, идущий из Петербурга по почти исключительно пригородному Приозерскому направлению, во-вторых, начиная от границы Ленинградской области и Карелии, он останавливается на каждой станции, давая возможность не спеша рассмотреть места, через которые проезжает, а в-третьих, просто потому что идёт по живописной, благодаря окружающей природе и затерянным в лесах карельским посёлкам, железнодорожной линии, имеющей довольно интересную историю. И из всего этого следует, что путь на поезде от Петербурга до Костомукши уже заслуживает отдельного подробного описания. Так что - поехали!



Путь в Костомукшу непрямой. Поезд огибает Ладожское озеро с северо-западной стороны, проезжает город Сортавала, а затем, делая несколько поворотов, идёт на север и прибывает наконец в достаточно отдалённую по своему местоположению Костомукшу.

2. Железнодорожный путь в Карелию традиционно начинается с Ладожского вокзала. Это самый молодой вокзал Петербурга, открытый в 2003 году. И, на мой взгляд, один из самых удачных образцов современной вокзальной архитектуры.



3. Мой поезд №350 - Санкт-Петербург - Костомукша. Отправление поезда в 14-48 (а до этого лета он ходил по другому расписанию и отправлялся в девять часов вечера). Поезд подали под посадку только за десять минут до отправления, в связи с чем посадка превратилась в ажиотаж, а отправился поезд с задержкой в 12 минут. Мой вагон - плацкартный, под номером два, почти в самой голове. Между моим вагоном и локомотивом - только один сидячий вагон, в который садилось много туристов с большими рюкзаками, - Карелия всё же...



На самом деле, мне уже доводилось ездить на этом поезде. Год назад я ехал на нём до станции Лоймола, куда прибытие было в шесть утра, но благодаря нерасторопной проводнице, станцию свою я благополучно проспал и приехал в город Суоярви. :) Теперь же я еду до самого конца. Итак, в три часа дня поезд тронулся и поехал в сторону северной окраины Петербурга.

4. Окраины города. Около станции Мурино.



Вот и проехали Девяткино. А дальше за окном проплывают знакомые места на Карельском перешейке, через которые я огромное количество раз проезжал на электричке - Кавголово, Грузино, Васкелово...

5. Местная природа:



6. А вот и станция Сосново. Это уже территория, входившая в состав Финляндии до 1939 года. Сосново (где я, кстати, был прошлой весной) тогда называлось Рауту.



Однако русское название вместо прежнего финского говорит о том, что мы ещё едем по Ленинградской области, а не по Карелии. На Карельском перешейке в 1948 году все населённые пункты (кроме Выборга) были переименованы на новый лад. Исключение составляют лишь некоторые железнодорожные станции, и на этом направлении таких только две - Петяярви и Мюллюпельто.

7. О том, что мы ещё в Ленинградской области, напоминает также и наличие сверху "шнурка" - контактной сети:



8. Вдоль дороги тянутся дачные посёлки:



9. А вот и Лосево. Мост через Вуоксу, знаменитые лосевские пороги и озеро Суходольское.



10. И вновь леса:



11. Озеро Отрадное:



12. Наконец в пять часов вечера первая остановка - Приозерск. Небольшой городок, самый северный райцентр Ленинградской области, примечательный старинной крепостью Корела на берегу Вуоксы (из поезда, кстати, крепость хорошо видно). На фото вид в сторону города, а по другую сторону от станции - озеро Вуокса (пути идут прямо по берегу).



13. Деревянный вокзал 1916 года работы финского архитектора Бруно Гронхольма (он же построил вокзал в Зеленогорске):



Около Приозерска становится видно, что мы приближаемся к Северному Приладожью. Природа постепенно преображается, становясь более северной. Появляется много ягельных боров, на земле лежат валуны, а причудливо выступающие из земли гранитные скалы порой подходят совсем близко к железной дороге.

14. Станция Кузнечное - последняя на территории Ленинградской области, а поэтому здесь заканчивается контактная сеть, и это крайний пункт маршрута питерских электричек.



После Кузнечного проезжаем парк отстоя электричек, после которого заканчивается контактная сеть, а затем масштабный гранитный карьер, от пыли которого зелёные еловые ветви становятся белыми.

15. А затем начинается Карелия и тянется перегон Кузнечное - Хийтола. Местные географические названия, оставшиеся от финнов, как правило, ломают язык не знакомому с ними человеку.



16.



На самом деле, именно на подъезде к Хийтоле находится одно из самых живописных мест маршрута, которое, однако, из поезда увидеть и запечатлеть так просто не удастся. Железная дорога идёт по берегу озера Хитоланъярви, а над берегом высится скала, затем дорога входит в скальную выемку, откуда выезжает на станцию. Пожалуй, ради этого сюда стоит съездить отдельно. С юго-западной стороны к нам примыкает ветка из Выборга. Хотя исторически наоборот: железная дорога Петербург-Приозерск-Хийтола, построенная в 1916-17 годах, примыкает к построенной на двадцать лет раньше линии Выборг-Сортавала.

17. Отъезжаем от станции Хийтола. В кадре видно финское каменное здание.



Теперь, начиная от Хийтолы, поезд кланяется каждому столбу, проезжая через довольно колоритные лесопильные посёлки, в которых сохраняются довоенные финские деревянные дома. Видимо, эти места выглядят примерно так же, как выглядела Финляндия лет сто назад... Хотя современная Финляндия близко, - железная дорога идёт вдоль финской границы на расстоянии около 20 километров от неё.

18. А между этими посёлками поезд делает короткие переезды по однопутной ветке, бегущей среди лесов:



19. За деревьями то и дело мелькают лесные озёра. Это - озеро Руйпонлампи.



20. И вдруг, среди леса, появляются домики. А также подъездной путь к гранитному карьеру. Эти посёлки живут двумя отраслями промышленности - лесной и камнедобывающей. Поэтому почти на каждой станции можно видеть товарные составы, гружённые либо лесом, либо щебнем.



21. Деревня Алхо (ударение на первый слог) живописно расположена среди леса и гранитных скал. Кстати, название это в переводе с финского означает "низина".



22. Поезд останавливается у деревянной станционной избушки. На платформе только дежурная в оранжевой жилетке; похоже, что никто и не выходит.



23. А рядом интересный исторический артефакт - фундамент старого вокзала со ступеньками:



24. А вот как этот вокзал выглядел (фото 1930-х годов). Ступеньки на фото хорошо видны.



25. Едем дальше:



В половине седьмого вечера поезд останавливается на станции Элисенваара. Стоянка большая - 25 минут. Не знаю, правда, в связи с чем (скрещений со встречными товарняками я не наблюдал), но зато можно выйти подышать свежим воздухом. Кстати, заглавный кадр поста сделан во время этой же стоянки. В своё время это была узловая станция, на север уходила 20-километровая ветка в город Париккала, который после войны остался по ту сторону границы, в связи с чем ветка была разобрана, но её остатки кое-где до сих пор сохранились. А сама Элисенваара в советские времена была посёлком городского типа.

26. Финский деревянный вокзал. Ничего ли он случайно не напоминает?



Точно! Это ведь тот же самый старый вокзал в Алхо, показанный на фото 24, который перевезли сюда с соседней станции в 1944 году.

27. Старый же вокзал в Элисенвааре выглядел гораздо солиднее. Кстати, тоже работа Бруно Гронхольма.



Но в 1944 году он был разрушен советской бомбардировкой. Погибли тогда в том числе и мирные жители.

28. И в память об этом финны установили рядом с вокзалом вот такой памятник:



29. А рядом есть и советский монумент:



Кстати, фотосъёмка вокзала здесь оказалась делом достаточно проблематичным. Дело в том, что рядом стоял пограничник и наблюдал за находящимися на платформе пассажирами (здесь не погранзона, въезд свободный, но приезжих обычно проверяют). Я, будучи наслышанным о том, что к фотосъёмке железной дороги они здесь придираются, решил подождать, когда он отвернётся.

30. Но длительная стоянка закончилась. Пришло время возвращаться в вагон. И вновь дорога среди лесов:



К сожалению, нужно сказать и весьма грустную вещь, - пассажирское движение на этой ветке год от года сокращается. Поезд, на котором я еду, ещё меньше десяти лет назад ходил каждые два дня, а теперь лишь два раза в неделю (среда и пятница). Помимо него, здесь также курсирует пригородный "подкидыш" из тепловоза с вагонами по маршруту Кузнечное-Сортавала; раньше он ходил ежедневно, затем четыре раза в неделю, а теперь, с августа, и вовсе два раза. Железные дороги сейчас, к сожалению, переживают не лучшие времена.

31. Посёлок Ихала:



Станцию Ихала я не запечатлел, но на ней сохранилось интересное старое здание вокзала с неправильно написанным названием - "Ихола". Видимо, писали на слух (ударение тоже на первый слог). Над вокзалом, как ни странно, реет имперский чёрно-жёлто-белый флаг, а на платформе маячат две зелёные фуражки пограничников. Одного из них я потом видел в нашем вагоне, а затем на платформе в Сортавале.

32. Старый вокзал такого же плана сохранился и на станции Яккима, что на окраине города Лахденпохья, где я был в мае прошлого года (и именно с этой станции уезжал в Питер на том самом "подкидыше" с пересадкой в Кузнечном):



33. Лесопилка:



34. Остановочный пункт (бывшая станция) Хухоямяки. Вообще-то правильное финское название - Хууханмяки. Но однажды неправильно записанное на слух уже закрепилось официально.



35. Уже подъезжаем к Сортавале. Поезд огибает берег озера Хюмпелянъярви.



36. Финская архитектура на окраинах города Сортавала (кстати, среди местных это название склонять не принято):



И наконец, в 20-21 поезд останавливается на станции Сортавала. Стоянка 20 минут, выходя из поезда, я чувствую, что здесь значительно холоднее, чем было в Питере.

37. Новый кирпичный вокзал, построенный около 10-15 лет назад вместо старого деревянного, имеет немного скандинавские архитектурные черты.



38. Наш поезд тянет питерский тепловоз ТЭП70:



39. Затем трогаемся. Сама Сортавала неплохо видна из окна поезда. В этом городе я был два раза и люблю его.



Теперь поезд идёт по участкам, полностью лишённым пригородного сообщения. Кроме этого поезда, пассажирского движения здесь нет.

40. Красоты Северного Приладожья, на выезде из Сортавалы. В кадре - озеро Кармаланъярви, а на заднем плане - гора Паасонвуори.



41. Станция Хелюля в одноимённом посёлке-пригороде Сортавалы. Здесь действует лыжная фабрика (а в советские годы был мебельно-лыжный комбинат). У кого были советские лыжи "Сортавала"? Вот где их делали!



42. Станция Кааламо:



43. Станция Маткаселькя находится всего в пяти километрах от границы с Финляндией. Надо же, значит из Евросоюза слышно, как по России идёт поезд... На соседнем пути стоит столь привычный для этих мест лесовозный состав. А ведь лес, кстати, в основном туда на экспорт и идёт - в Финляндию.



После этой станции поезд поворачивает направо - на восток, и постепенно удаляется от границы. Прямо ветка идёт в пограничный посёлок Вяртсиля, а затем за границу - в финский городок Йоэнсуу. Так эта железная дорога была построена в 1893 году от самого Выборга (который являлся губернским городом). А от станции Маткаселькя в конце 1920-х годов было построено ответвление в сторону советской границы - до находившейся вплотную у неё станции Найстенъярви. На эту ветку и поворачивает костомукшский поезд.

Немного поснимал окружающий пейзаж на видео. В начале в кадре видно озеро Маткаселькялампи, а затем Вахваярви:

image Click to view



44. Озеро Алалампи. В переводе означает "нижнее озеро", где Lampi - это небольшое лесное озеро.



После озера - одноимённый остановочный пункт с одиноким домиком среди леса.

45. Стрелка часов уже перевалила за десять, но в Карелии летом день длинный, солнце ещё ярко светит.



46. Станция Янисъярви близ одноимённого большого озера (в переводе - Заячье озеро). Красивый финский вокзал 1930-х годов.



47. И одноимённый пристанционный посёлок:



48. На юг ответвляется второстепенная железнодорожная ветка на Питкяранту и Лодейное Поле, соединяющая Западно-Карельскую железную дорогу с Мурманской. Изначально финнами в 1930-х годах было построено ответвление до Питкяранты, а уже в советские годы линия была продлена сперва до Олонца, а затем, после постройки моста через Свирь, и до Лодейного Поля. Особенно примечательна она тем, что на ней до сих пор действует семафорно-жезловая сигнализация. Но к сожалению, пассажирское движение там окончательно прекратили буквально несколько дней назад.



49. Река Янисйоки (то бишь "Заячья") и плотина на ней. Ниже по течению на этой реке есть три малых ГЭС - в посёлках Хямекоски, Харлу и Ляскеля.



50. Вечереет. Лес на закате всегда особенно красив.



Дальше, на восток от Янисъярви, места становятся всё более глухими. Населённые пункты уже лишь раз в двадцать километров.

51. Станция Леппясюрья. Это труднопроизносимое название означает всего-навсего "ольшаник".



52. И сам посёлок. Здесь тоже действует гранитный карьер.



53. Изменяется постепенно и природа. Появляется много обширных болот, которых в Северном Приладожье не видно.



54. Озёра. Время уже около 11 часов, в свои права постепенно вступает белая ночь.



55. Станция Райконкоски:



56. И одноимённый посёлок, застроенный типовыми деревянными домами времён "освоения" лесной промышленности Западной Карелии. В Райконкоски есть гранитный карьер и леспромхоз.



А ещё через посёлок протекает порожистая река Укса. И на майских праздниках здесь можно видеть туристов-водников, которым удобно использовать это место как начало сплава по реке.

57. А вот и станция Лоймола. Именно её я и проспал прошлым летом (повторюсь, тогда поезд проезжал её в шесть часов утра).



58. Посёлок живописно расположен на берегах озера Лоймоланъярви, из которого берёт начало река Лоймола, также любимая водниками.



59. Белая ночь начинается. Лес совсем рядом с вагонами.



60. В полночь приезжаем в Суоярви - маленький городок, где я был в августе прошлого года. Вокзал, видимо, построен где-то в 1970-е годы. Надо же - полночь! Светло совсем, в Питере в июле уже такого не бывает.



Стоим здесь целый час. С поездом на этой станции происходят интересные манёвры. Во-первых, смена локомотива - вместо питерского ТЭП70 теперь к нам цепляют такой же тепловоз из депо Суоярви, который будет тянуть нас до самой Костомукши. А во-вторых, к нашему поезду, причём в головную часть, прицепляют группу вагонов из Петрозаводска. От столицы Карелии до Суоярви вагоны едут в качестве отдельного поезда (по ветке, построенной зимой 1939-40 годов для переброски советских войск к линии фронта в Советско-финскую войну), а затем присоединяются к нашему поезду. Причём петрозаводский состав таким образом меняет здесь направление движения, поскольку вокзал находится южнее развилки на Петрозаводск и Костомукшу (то есть поезд заезжает на станцию, а затем трогается в обратном направлении, но переезжает на другую ветку).

Посетив Суоярви прошлым летом, я побил для себя рекорд в северном направлении. Дальше по этой железнодорожной линии ездить мне ещё не доводилось, да и севернее я нигде раньше не бывал. А сейчас я еду дальше и, согреваясь этой мыслью, отхожу ко сну...

Открыл я глаза около семи часов утра, когда поезд ехал на небольшой скорости по просторам Муезерского района. Небо было плотно затянуто тучами. Природные пейзажи, увиденные мной в окно поезда, меня весьма впечатлили.

61. Природа здесь уже почти совсем северная. Нескончаемая тайга, где на десятки километров нет никакого жилья. Низкие северные сосны и земля, покрытая ягелем.



62. Огромные болота. Вот это глухомань!



63. За болотами - лесистые сопки Западно-карельской возвышенности:



Этот участок железнодорожной линии - это так называемая Западно-Карельская магистраль, построенная в 1950-е годы в период активного развития лесной промышленности в западной части Карелии. В 1957 году был открыт участок Найстенъярви - Суккозеро, а в 1964 - Суккозеро - Юшкозеро. Магистраль строилась в достаточно трудных условиях - через дремучую тайгу и обширные болота. Можно даже считать Западно-карельскую одним из предшественников БАМа. Кстати, после станции Найстенъярви поезд вновь пересёк бывшую границу СССР с Финляндией, поэтому ломающих язык финских названий здесь уже нет. Зато есть не менее причудливые карельские.

Видео:

image Click to view



64. Речка Муезерка:



И вдруг среди всего этого, как ни странно, появляются, жилые дома, улицы, машины... После многих километров глуши это выглядит неожиданно.

65. И поезд делает остановку на станции Муезерка, расположенной в райцентре ПГТ Муезерский.



66.



67. В 7-42 утра остановка на узловой станции Ледмозеро. Впервые за день выхожу на улицу и вдыхаю холодный северный воздух.



68. Типовой "западно-карельский" вокзал, выкрашенный в белый цвет:



69. В самом посёлке даже есть пятиэтажные дома. В советские времена это был ПГТ.



Как уже сказано, историческая Западно-Карельская магистраль идёт прямо на север до станции Юшкозеро. А уходящий влево участок Ледмозеро - Костомукша (продолжающийся затем в Финляндию), на который поворачивает наш поезд, был построен в 1980-е годы во время строительства города Костомукша. Более интенсивен именно этот участок, а участку Ледмозеро - Юшкозеро выпала судьба малодеятельного тупикового ответвления, где, скорее всего, в ближайшее время движение поездов будет прекращено. Наш поезд после Ледмозера поворачивает на запад, а потому меняет свой номер с 350 на 349: поезда, идущие на север и восток, всегда имеют чётный номер, а на юг и запад - нечётный.

70. С востока примыкает ветка Кочкома - Ледмозеро, соединяющая Западно-Карельскую дорогу с Мурманской. Она была построена уже в постсоветские годы - в 1999-2001 годах, но движение здесь только грузовое.



71. Теперь поезд на достаточно большой скорости едет на запад - прямиком в Костомукшу. Природа здесь уже немного другая, нежели была возле Муезерки. Нету такого большого количества болот. Кстати, и распогодилось немного, солнце стало выглядывать.



По вагону прошёл прапорщик Пограничной службы в полевом камуфляже (я его видел ещё в Ледмозере садящимся в поезд) и проверил документы у пассажиров. Костомукша находится в тридцати километрах от границы. В советские времена тут была погранзона, въезд в которую был только по пропускам. Сейчас въезд свободный, но приезжих не местных до сих пор проверяют. Естественно, когда я сказал пограничнику, что путешествую, не преминул он меня с недоумением спросить, что я такого хочу увидеть в Костомукше, "ведь там ничего интересного нет", но удовлетворившись моим ответом и показанным обратным билетом, учинять допрос не стал, сказав лишь дежурную фразу "Предупреждаю вас, что вы находитесь на приграничной территории, здесь недалеко погранзона", а затем пошёл проверять остальных.

На подъезде к городу из поезда хорошо видно его градообразующее предприятие - горно-обогатительный комбинат, благодаря которому город возник в 1970-е годы. Жаль, что я забыл его сфотографировать.

72. И наконец, после 19 часов пути, в десять утра я прибыл на станцию Костомукша. Кирпичный вокзал и надпись, продублированная на финском языке.



Об этом уютном городке, затерянном среди карельских лесов, и будет следующий пост.

Карелия, Путешествия, Северо-Запад, Русский Север, Карельский перешеек, Бывшая Финляндия, Железная дорога, Природа, Россия, Северное Приладожье

Previous post Next post
Up