Новокузнецк, расположенный на юге Кемеровской области, на берегах реки Томь и недалеко от отрогов горных хребтов Южной Сибири, - город необычный и, можно даже сказать, двуликий. Во-первых, это старинный город Кузнецк, один из первых в Сибири, основанный в 1618 году (то есть всего на 14 лет младше Томска) как острог на правом берегу Томи (а впоследствии уездный город Томской губернии), а во-вторых, это советский промышленный гигант, выросший в 1930-е годы на левом берегу, как новый город Новокузнецк при Кузнецком металлургическом комбинате. История сложилась так, что новый город поглотил старый, - в 1932 году старый город Кузнецк был присоединён к Новокузнецку. То есть, строго говоря, это уже другой город, но его историю по-прежнему принято считать от основания старого Кузнецка. В итоге на левом берегу Томи расположен нынешний центр города с солидным ансамблем сталинской архитектуры, а на правом - старый уездный город и Кузнецкая крепость, построенная в XIX веке. Но должен сразу сказать, что, к сожалению, в этом городе я потерпел сильную неудачу с погодой, которая так и не дала мне возможность осмотреть старый город. Дело в том, что последние два-три часа моего пребывания в Новокузнецке шёл почти не прекращавшийся ливень, который закончился лишь тогда, когда мне уже пришёл час уезжать в Кемерово. Потоки воды из туч лились как из ведра, и если себя я ещё мог защитить дождевиком, то фотографирование под таким сильным дождём было откровенно чревато порчей техники. Поэтому моё представление о городе в этот приезд осталось неполным, но отчёт о советской части города получился довольно неплохим.
2. Мой ночной поезд из Томска прибыл на один из последних путей. Новокузнецк встретил меня серым небом и новым железнодорожным вокзалом, построенным в 2011-2013 годах (до этого был типовой сталинский вокзал, идентичный вокзалам в Магнитогорске и Барнауле).
Надо сказать, что хоть здание и новое, в нём видны какие-то отголоски сталинского ампира, - такая своеобразная стилизация в современной архитектуре. Вокзал, на мой взгляд, вышел очень удачно.
3. Вид с пешеходного мостика. Внизу видна голова поезда, на котором я приехал.
Железнодорожная линия на Новокузнецк ответвляется от Транссибирской магистрали на станции Юрга. Фактически на Новокузнецке заканчивается активное пассажирское движение. Однако линия продолжается и дальше и, проходя через город Междуреченск, идёт на восток в Хакасию, пересекая горный хребет Кузнецкий Алатау, соединяющий Алтай с Саянами, что сопровождается, судя по виденным мной в интернете фотографиям, красивейшими пейзажами из окна поезда. Безусловно, при будущей поездке в эти края я намереваюсь по этой линии проехать; надеюсь, что сквозное пригородное сообщение, дающее возможность доехать от Междуреченска до Абакана в течение светового дня, к тому времени сохранится. Помимо этой линии, на юг от Новокузнецка идёт тупиковая электрифицированная ветка на город Таштагол, также не лишённая красивых пейзажей, - она проходит через Горную Шорию.
4. Привокзальная площадь, от которой, как от Адмиралтейства в Петербурге, подобно лучам расходятся три проспекта - Курако, Металлургов и Бардина:
5. Перспектива проспекта Бардина (назван в честь выдающегося советского металлурга и инженера):
6. Углубляемся в город по проспекту Металлургов, который сразу даёт оценить масштаб сталинской архитектуры:
7.
Новокузнецк - город крупный (550 тысяч жителей), по населению равный областному центру - Кемерово, а историю имеющий гораздо более давнюю. Полагаю, что областным центром он не стал лишь из-за значительной удалённости от Транссибирской магистрали. Кемеровская область - индустриальный регион. И два её крупнейших города олицетворяют собой две отрасли местной промышленности - металлургическую (Новокузнецк) и угольную (Кемерово). Дело в том, что запад Кемеровской области (территория бывшего Кузнецкого уезда Томской губернии) обладает богатыми месторождениями угля, получившими название Кузнецкий угольный бассейн (Кузбасс). Слово Кузбасс ныне используется и в более широком смысле, - для обозначения историко-географического региона. Угольные месторождения были открыты в середине XIX века, но более широкое освоение Кузбасса пришлось уже на советские годы, когда на этой территории выросло множество шахтёрских городов, - Прокопьевск, Ленинск-Кузнецкий, Белово. Эти города тоже довольно богаты на сталинскую архитектуру и в будущем я хотел бы осмотреть и их. По сибирским меркам Кемеровская область - регион, весьма густо заселённый и довольно маленький по площади. Новокузнецк в обиходе порой называют южной столицей Кузбасса.
8. Идём дальше:
9. Бывшее здание гостиницы, ныне занятое новокузнецким филиалом Кемеровского государственного университета. Перед зданием стоит весьма нетривиальный памятник, - Ленин изображён вместе с Максимом Горьким. Такое я видел впервые.
10. Почтамт 1930-х годов постройки:
11. Кинотеатр "Коммунар", построенный по проекту Г. Козеля в 1933 году. Интересно, что изначально здание было построено в стиле конструктивизма. А уже в 1952-1957 годах его облик был изменён в традициях сталинской архитектуры.
12. Дом довоенной постройки:
К широкому размаху сталинской архитектуры во времена строительства города прямо обязывало само его название, - с 1932 по 1961 год Новокузнецк назывался Сталинск.
13. Новокузнецкий драматический театр, построенный в 1933 году:
14. ДК металлургов (1936 год, архитекторы К. Я. Лихтер, Е. Я. Уманский):
15. Ворота сада металлургов отмечены скульптурами тружеников литья металла. В Новокузнецке хорошо чувствуешь, что находишься в краю Трудовых Людей.
16. Бывшее общежитие металлургов, а в народе - "небоскрёб". Для 1930-х годов 11-этажный дом в не областном городе - это очень солидно. Видно, что промышленные города были в почёте.
Надо сказать, что своим архитектурным обликом Новокузнецк напомнил мне столь же промышленный и металлургический Магнитогорск на Южном Урале. Недаром у них и вокзалы раньше были одинаковыми.
17. Дома с причудливыми орнаментами:
18. А это, похоже, уже послевоенная архитектура:
19.
20. Проспект Металлургов. Ещё один признак промышленных регионов - хорошая оснащённость городов электротранспортом. В Новокузнецке есть и трамвай, и троллейбус.
21. Река Аба - левый приток Томи:
22. А это - один из символов Новокузнецка. 280-ти квартирный сталинский дом, построенный в 1951-1955 годах. Дом поистине столичного по тем временам масштаба, и его появление в даже не областном городе не может не вызвать удивления. А перед домом стоит памятник Маяковскому; Новокузнецк удостоился упоминания в стихах поэта.
23. Напротив дома - гораздо более скромный кинотеатр "Октябрь" (1956-1957):
24. Как видим, чем дальше от вокзала, тем моложе становится архитектура. Здесь нас окружает уже преимущественно послевоенная застройка.
25. Иногда можно и во дворы заглянуть:
26.
27. Проспект Металлургов завершается круглой площадью, центральный дом которой увенчан довольно нетипичной башенкой:
28. Дальше я прошёлся по проспекту Строителей, который застроен сталинскими трёхэтажками:
29. Новокузнецкие дворы:
30. Интересно, это новостройка или реновированная хрущёвка?
31.
32. Здесь встречаются вкрапления довоенного соцгорода с довольно интересной архитектурой, напомнившей мне
Алексин в Тульской области.
33.
34. Здесь, ближе к реке Томь, уже начинаются многоэтажные спальные районы:
35. Снова речка Аба. Видно, она сильна обмелела в последние годы.
А Томь в Новокузнецке у меня, кстати, так и осталась за кадром. По мосту я пешком не ходил, только проезжал на автобусе.
36.
37. Кузнецкстроевский проспект. В перспективе виден тот же дом с башенкой на площади, показанный на фото 27.
38. А это улица Орджоникидзе. В перспективе видна башенка "дома-дворца", что на фото 22.
39.
40. Мемориал воинам-интернационалистам:
41. На проспекте Бардина (который ведёт обратно к вокзалу) расположено мрачное позднесоветское здание индустриального университета, а по соседству - небольшая церковь Сергия Радонжеского. Здание её явно не новое, поэтому скорее всего, под храм было отдано одно из помещений университетского корпуса.
42. Улица Кирова:
43. Поблизости стоит памятник 50-летию СССР:
44. На котором весьма оригинально, в виде кованых решёток, изображены гербы советских социалистических республик:
45.
46. Барельеф на жилом доме:
47. Круговорот книг в Новокузнецке:
48. Мемориал Великой Отечественной войне. Идея композиции стелы довольно распространённая - три штыка.
49. В годы войны Новокузнецк был одним из основных городов-тружеников тыла:
50. Новодельная часовня Георгия Победоносца рядом с мемориалом:
51. Панно на металлургическую тематику на одном из многоэтажных домов:
Где-то тут я сел на городской автобус и поехал в правобережную часть города, где попал под проливной дождь, который пережидал под козырьком автобусной остановки. Продолжался он долго, а когда закончился, я было пошёл осматривать этот район города, но дождь с новой силой полил опять. В итоге я смог увидеть лишь несколько мест, расположенных в непосредственной близости от моста через Томь. Кузнецкая крепость остаётся у меня на следующий приезд в этот город.
52. Спасо-Преображенский кафедральный собор, построенный в конце XVIII века. Это сибирское барокко, правда, более строгое, чем в Тюмени и Томске.
53. Местами город немного холмист:
54. Здание в промышленном стиле конца XIX века:
55. Деревянное зодчество уездного города Кузнецка:
56. Впрочем, и в этой части Правобережья в основном ещё преобладает советская застройка. По этой фотографии, кстати, можно оценить масштаб атмосферных осадков.
57. А впрочем, похоже, что дело не столько в осадках, сколько в состоянии ливневой канализации городских улиц и тротуаров...
В общем, с осмотром Новокузнецка у меня получилась примерно такая же ситуация, как с Бийском, только наоборот. Если в Бийске я увидел лишь старую часть города, которая, хоть и хороша своей архитектурой, выглядит запущенно, и оставил за пределами своих глаз советские районы, то по моим фотографиям Новокузнецка может сложиться впечатление, что это совершенно советский город, история которого в 1930-х годах и начинается. Отчасти это действительно так, ведь официально тогда был основан новый город; но и старый Кузнецк тоже никуда не делся. Надо сказать, что и левобережный, советский Новокузнецк оставил приятные впечатления. Ансамбль сталинской архитектуры в этом городе достоин едва ли не Минска. И в целом по своей атмосфере Новокузнецк мне понравился больше, чем его уральский собрат по металлургии Магнитогорск.