Петяярви - Мичуринское. Однодневный поход по Карельскому перешейку

Nov 15, 2014 19:02

В последнее воскресенье октября - день перевода часовых стрелок, я совершил вылазку на день в Приозерский район, в ходе которой прошёл пешком около двадацти километров по грунтовым дорогам среди красивых сосновых лесов. С погодой, может быть, не совсем повезло, - было свинцовое пасмурное небо (от того и фотографии получились не очень красочными), но дождя хотя бы не было.



Чтобы дать представление о географии этого однодневного похода, приведу его маршрут, нанесённый на страницу атласа Ленинградской области. Сперва я доехал электричкой до станции Петяярви и оттуда стартовал в юго-западном направлении. Конечная цель моего маршрута - посёлок Мичуринское, в котором я уже был в начале июля этого года.



2. Остановочный пункт (в прошлом станция) Петяярви. Сюда я доехал электричкой Санкт-Петербург - Кузнечное (она видна слева).



3. Электричка пошла дальше:



4. Справа от меня (если двигаться со стороны Питера, то слева) вдоль железной дороги идёт грунтовка, которая нужна мне.



5. Удалось увидеть шедший со стороны Питера товарный состав под грузовым электровозом 2ЭС10. Ловил на ходу, поэтому фото получилось смазанным. Идёт состав, видимо, в Кузнечное на гранитные карьеры (а дальше электровоз идти всё равно не может, - в Кузнечном заканчивается электрификация).



6. Итак, - вперёд. Вокруг ещё попадаются дома пристанционного посёлка.



7. Железная дорога остаётся в стороне:



8. А вокруг - красивые и приятно пахнущие хвоей сосновые боры:



9. Прохожу мимо электроподстанции. Она служит ориентиром, - возле неё нужно свернуть налево.



10. И дальше по просеке ЛЭП. Поздняя осень... Уже немного припорошило снегом. Правда, это было в конце октября, а сейчас, когда я это пишу, снега снова нет.



11. Лес. То, что белеет внизу, - это не снег, а ягель. Хотя и снег там тоже виден, но он более белый.



12. Иду по лесной дороге вдоль просеки (этот же кадр в качестве заглавного):



13.



14.



15. Потом с просеки ЛЭП я свернул на тропинку, спускающуюся вниз:



Мой маршрут пролегает по холмистой местности. К югу от Вуоксы находится гряда Вярямянселькя, имеющая статус природного заказника. Заковыристое финское название Vääränmäenselkä можно перевести на русский язык примерно как "гряда из ложных холмов". Не знаю, правда, с чем такое название связано.

16. Лес Карельского перешейка в позднюю осень:



17. Спустившись с холма по тропинке, я увидел впереди деревянный пешеходный мостик. Мне - туда.



18. Мостик этот переброшен через реку Волчью (финское название - Саянйоки). Течение у неё довольно сильное.



19. Взгляд на север - вниз по течению:



Кстати, несколько веков по этой реке проходила государственная граница. Ореховецкий мирный договор 1323 года поделил Карельский перешеек пополам между Новгородской республикой и Швецией, и один из участков границы проходил как раз по Волчьей. Левый берег был шведским, а правый, с которого я пришёл, - русским. В начале XVII века под шведской короной оказался весь Карельский перешеек, но в Северную войну Пётр I вернул всё обратно с лихвой, - шведы потеряли Карельский перешеек уже целиком.

20. Идём по крутому берегу, поросшему лесом. Левый берег в этом месте высокий, а вдоль правого - болотистая пойма, заливаемая в паводок.



21. Чуть ниже по течению на реке видим интересный объект:



22. Это - плотина бывшей малой ГЭС финской постройки. В комплекс электростанции, принадлежавшей финскому предпринимателю Леонарду Сяяксъярви, входили также мельница и лесопилка. Построено это сооружение было в 1928 году.



Домик на заднем плане - бывший машинный зал ГЭС. Сейчас на том берегу находится турбаза, и пройти на плотину можно только с левого берега.

23. ГЭС, разумеется, давно не действует, но вода по-прежнему с шумом извергается вниз:



24. В те дни был лёгкий морозец, поэтому на брёвнах под плотиной появились сосульки:



25. Вид на реку с плотины:



26. Обратный вид на плотину:



В этом месте я сделал первый привал.

27. Пора идти дальше. Бросив последний взгляд на Волчью...



28. ...и преодолев крутой подъём, я вышел на просеку:



29. С которой затем свернул на идущую в западном направлении лесную грунтовку:



30.



31.



32.



33. Песок, невысокие сосны, и ягель, похожий на снег... Хорошо здесь дышится.



34. Затем я ненадолго свернул с дороги в лес. Благо, в таком прореженном бору можно пройти где угодно.



35. Так я вышел к Дубовым озёрам. Это цепочка из трёх маленьких лесных озёр, соединённых протоками.



Финское название озёр - Tammilammet. Что в переводе, в общем-то означает то же самое. Хотя по берегам, как я вижу, растут в основном сосны, а не дубы.

36. Второе Дубовое озеро. Справа, как видим, оно заболочено.



37. Следы трудовой деятельности бобров. Жаль, что хаток я не нашёл.



38. Местами в лесу лежат валуны. Но они не разбросаны в большом количестве, а лежат по отдельности.



39. Дорога вскоре выходит на просеку ЛЭП:



40. Справа, за перелеском - посёлок Ягодное (старое название - Ваалимо):



41. Дальше я пересёк заасфальтированную дорожку к базе отдыха университета ИТМО:



42. Через пару сотен метров я вновь свернул налево и вышел на лесное озеро Берестовое. Финское название - Vääränmäenlampi (тот же корень, что и у названия гряды).



43. Лес у озера:



44. Озеро также частично заболочено:



45. Ещё несколько сот метров по просеке ЛЭП:



46. И я вышел на асфальтовую дорогу Лосево - Красносельское:



47. Полтора километра я прошёл по обочине этой дороги:



48. А затем вновь свернул на лесную грунтовку налево:



49.



50. Пройдя шестьсот метров, пересекаю автодорогу из посёлка Борисово:



51. И углубляюсь дальше в лес по грунтовке. Мне уже не нужно никуда сворачивать, я взял прямой курс на Мичуринское.



52.



53. Дорога всё так же пролегает по холмистой местности. Северные склоны холмов сильнее покрыты снегом.



54.



55. Участок дороги вдоль вырубки, ныне засаженной молодым лесом:



56. Так я вышел к ещё одной водной преграде на своём пути. Это - ручей Вертинок (финское название - Кортйоки).



57. На ручье - развалины заброшенной финской мельницы:



58. Но самое интересное то, что дорога, по которой я иду, не располагает мостом через ручей, а переходит его вброд. На машине проехать, думаю, можно. Вброд перейти пешком тоже можно, но либо летом, когда вода не слишком холодная, либо в резиновых сапогах. Но кроме брода есть и импровизированный пешеходный мостик. Видите в правой части кадра два бревна, положенных поперёк ручья? Вот это он и есть. Переходя этот ручей, мы развиваем свои акробатические способности :)



59. Успешно преодолев переправу через ручей, я иду дальше. По правую сторону от дороги - болото.



60. Вскоре болото заканчивается, вправо уходит грунтовка к одному из лесных озёр, а основная дорога поднимается вверх.



61.



62. Вид на лес с возвышенного места:



63. Спуск вниз:



64. Озеро Харламповское:



65. Тонкий, чуть заметный лёд.



66. И здесь бобры поработали:



Миновав это озеро, а также отворотку к озеру Долгое, я увидел справа от себя детский лагерь "Мечта". Значит, я уже совсем близко к цели.

67.



68. Песчаный обрыв под корнями сосен:



69. Конец октября, и дело идёт к пяти часам вечера. А значит, уже потихоньку начинает темнеть.



70. А вот уже и строительный рынок и выход на дорогу и в посёлок Мичуринское:



Последние два снимка, кстати, вышли откровенно неуадчными в плане настроек фотоаппарата. И после попыток искусственного осветления они стали похожи на плёночные фотографии :)

71. Въезд в посёлок:



Мичуринское - уже знакомое мне место. Так как, повторюсь, я здесь уже был. Пройдя ещё около двух километров до центра посёлка, я сел на автобус, который отправляется в 17-30 (по времени я пришёл в Мичуринское очень удачно) и идёт прямо до Питера, прибывая к станции метро "Парнас". На нём я и ехал обратно, оставляя позади двадцать километров, пройденных пешком.

Природа, Путешествия, Северо-Запад, Ленинградская область, Карельский перешеек, Бывшая Финляндия, Россия

Previous post Next post
Up