Будогощь (ударение на первый слог) - это край Ленинградской области и конечный пункт питерских электричек. Рабочий посёлок, возникший на основе одноимённой деревни в начале XX века в связи со строительством железной дороги Мга - Сонково (Мологская, как я её называю), - до сих пор насквозь железнодорожный, и без железной дороги не мыслится. Официально он имеет статус посёлка городского типа, хотя внешне на ПГТ не тянет. Большая часть застройки - частный сектор, домов выше двух этажей в посёлке почти нет. В Будогощи я не мог отделаться от ощущения, что я не в Ленинградской области, а где-то в глубинке, километрах в трёхстах от Петербурга. А может быть, просто история сказывается, - ведь когда-то это была Новгородская губерния.
2. Железнодорожная станция Будогощь, до которой за три часа можно доехать на электричке от Питера:
3. Это, по-видимому, здание ДСП. Но явно не вокзал.
4. Один из пристанционных домов. Видимо, бывшая путейская казарма. Есть, кстати, и не действующий ныне заколоченный деревянный вокзал, правда, его я забыл сфотографировать.
5. Чётная горловина станции (то есть южная, со стороны Новгородской области). Контактная сеть над головой ещё есть, но уже подходит к концу.
6. Поэтому и готовый к отправке грузовой состав - уже под тепловозом.
7. Новые дома рядом с железной дорогой - похоже, единственные в посёлке выше двух этажей.
8. Станция Будогощь здесь уже заканчивается:
9. Разумеется, Будогощь не была бы Будогощью без вот этой таблички на железной дороге:
10. За которой начинается царство тепловозной тяги:
11. Дальше две ветки расходятся. Налево - на Тихвин, куда я поеду вечером. А прямо - в Новгородскую область.
12. Мологская железная дорога была построена в 1910-х-1920-х годах. Сейчас это малодеятельная линия, сильно утратившая в последние годы своё значение. До конца девяностых годов по ней даже ходил пассажирский поезд Санкт-Петербург - Сонково - Москва. Такой альтернативный маршрут меж двух столиц.
13. Эта линия воспринимается как единое целое с линией Москва - Савёлово - Сонково, которую транспортные путешественники окрестили названием "Савёловская глухомань". Сейчас этот термин применяют уже не только к этой железнодорожной ветке, но и вообще к окружающим её местам.
14. А вокруг - красивый лес...
15. Железная дорога устремляется дальше - в новгородскую провинцию, в лесную тепловозную даль. Там дальше - Неболчи, Пестово, Сонково, с которого можно выйти на Рыбинско-Бологовскую железную дорогу... И маленькие станции с загадочными ласкающими слух названиями - Кушавера, Кабожа... и, конечно же, Анциферово-Мологское. Я надеюсь ещё успеть туда съездить, пока хоть какое-то пассажирское движение там сохраняется.
16. Но это будет как-нибудь потом. Пока что, бросив последний взгляд на поворот (А что там за ним, в этих неизведанных местах?..), идём обратно.
17. Теперь перенесёмся обратно в посёлок. Вот так из посёлка выглядит железнодорожная станция.
18. Пристанционная улица:
19. Население Будогощи сейчас составляет четыре тысячи человек. Даже как-то и не скажешь, что это посёлок городского типа. По своему облику и застройке он не очень соответствует этому статусу. Похоже скорее на обычный посёлок.
20.
21.
22.
23. Забавная новодельная церквушка. Переделанная, видимо, из жилого дома.
24. Тихие будогощские улочки:
25. Это, кажется, поселковый дом культуры:
26. Двухэтажные хрущёвки усыпаны осенними листьями:
27.
28. Заброшенный домик на переднем плане - вероятно, ещё с допоселковой истории Будогощи. То есть с времён, когда это была обычная деревня. Напомнило дома в
деревне Городище, где я был этой весной. Хотя в целом от старой Будогощи почти ничего не осталось. Посёлок почти полностью выгорел в войну.
29.
30. Осень 2014:
31. На северной окраине посёлка уже начинаются садоводства. Здесь обитают в основном питерские и киришские дачники, а не местные жители.
32. А вот уже и посёлок заканчивается:
33. И дальше идёт вот такой лесной грейдер. Примерно такой же, как у меня на даче в Беларуси.
34. А вокруг - сосновые боры:
35.
36.
37.
38.
39. Приятно пахнет нагретая осенним солнцем хвоя. Жаль, что фотографиями этого не передать...
40. Немного побаловался с макросъёмкой, фотографируя бруснику. Правда, получилось не очень хорошо.
41. А это ягель. На заднем плане, кстати, грибы видны.
42. Сосновые боры интересны тем, что по фотографиям, как правило, не определишь, в какой месяц сделано фото. Май это, июль или октябрь. Листьев-то всё равно нигде нет.
43. А вот здесь уже есть:
44. Сосны тут в основном невысокого роста.
45. Есть рядом и болото. Обилие клюквы видно издалека. Не всю ещё местные жители собрали, однако.
46.
47. И снова лес:
48. Погуляв по лесу, я вернулся в посёлок:
49.
50. Красиво смотрится осенняя листва на фоне прозрачного голубого неба...
51. Октябрьская улица, пожалуй, может претендовать на право считаться главной улицей посёлка.
52. По ней я шёл на восточную окраину посёлка, наблюдая вокруг множество красивых осенних сельских видов.
53.
54. Впереди - мост через реку Пчёвжа (её, а также одноимённую станцию, я уже проезжал на электричке).
55. Вид с моста. Здесь речка течёт на север, а затем поворачивает на запад и в пятнадцати километрах южнее Киришей впадает в Волхов.
56. Красота. Прямо пасторальный пейзаж:
57. Идём дальше:
58. И выходим на железнодорожный переезд:
59. Дорогу пересекают полузаросшие и слегка ржавые рельсы на деревянных шпалах. Наверное, это подъездной путь к какому-то предприятию.
А вот и нет! Это и есть та самая железнодорожная ветка на Тихвин, которая, ответвляясь от Мологского хода, ныряет в лес (фото 11), и по которой мне вечером предстоит ехать на пригородном поезде. Дойдя до переезда, я походил по этой ветке пешком и вышел как раз к показанной на фото 11 развилке (собственно, фотографии из горловины станции были сделаны уже тогда, а не сразу после приезда в Будогощь), откуда пришёл обратно на станцию, чтобы с неё уже уезжать.
Но об этом чуть позже.