Во второй части повествования о граде Тихвине осмотрим его северную часть, расположенную за рекой Тихвинкой, а затем пройдём по улице Советской обратно на юг - от монастыря к вокзалу. Что интересно, иллюстративный ряд своего рассказа об этом городе я выстроил точно в том же порядке, в котором я этот город осматривал.
2. Мост через Тихвинку и вид на её правый, северный берег. Фото сделано примерно с того же места, с которого последнее фото в предыдущем посте, только вид здесь в другую сторону.
3. Это здание с заделанными окнами, судя по театральной маске, - наверное, дом культуры.
4. Советские деревянные дома:
5. В этом месте Советская улица (уходщая за реку) пересекается с Ленинградской (которая, как следует из названия, ведёт на выезд из города в сторону Петербурга). В кадре виден Введенский женский монастырь - ровесник Успенского монастыря, но при этом гораздо менее известный.
Введенскому монастырю повезло меньше, чем Успенскому. Во-первых, потому что гораздо меньше его построек сохранилось, во-вторых, потому что его возвращение церкви в постсоветские годы состоялось только в 2011 году, а до этого момента обитель несколько десятков лет пребывала в запустении. В советские годы в монастырских стенах успели побывать и колония для несовершеннолетних, и склад, и спортзал. Сейчас потихоньку ведётся восстановление монастыря.
6. Напротив монастыря - тихвинский лесхимзавод:
А дальше город уже заканчивается, окраина Тихвина переходит в деревню Стретилово. Границей города в этом месте служит озеро Колыванец, название которого, конечно же, вызвало у меня неподдельный интерес (топоним Колывань можно встретить в России много где - и в Сибири (в
Колывани под Новосибирском я был летом), а когда-то и в Прибалтике, - Колыванью по-русски именовался Таллин).
7. От Введенского монастыря я вернулся на набережную Тихвинки. Что интересно, даже у такой небольшой реки есть чёткое разделение высокого и низкого берега. На другом берегу виден Успенский монастырь.
Примерно в 25 километрах от города Тихвинка впадает в реку Сясь (бассейн Ладожского озера).
8. А это - дом музей Н. А. Римского-Корсакова. Деревянная родовая усадьба его семьи, построенная в начале XIX века. Сам композитор родился здесь в 1844 году.
9. Памятник композитору рядом с домом:
10. Рядом с усадьбой стоит церковь Всех Святых, построенная в конце XVIII века, как считается, на месте обретения Тихвинской иконы Богородицы в 1383 году. Сейчас храм не действует, - там расположен концертный зал имени Римского-Корсакова.
Притом эта церковь рядом с усадьбой смотрится настолько гармонично, что я сперва было подумал, что это приусадебная церковь.
11. На улице Римского-Корсакова (то есть набережной Тихвинки) единым фасадом выстроились дома, обращённые к реке:
12. И окна домов смотрят на стоящий на другом берегу Успенский монастырь:
13. Чуть выше по течению находится интересный объект - бывший шлюз Тихвинской водной системы. Деревянный пешеходный мост построен уже в этом году. А вернее восстановлен на месте старого, разрушенного паводком несколько лет назад.
Тихвинская водная система соединяла Волгу с Петербургом и Балтийским морем. Река Тихвинка берёт начало на проходящем недалеко от города волго-балтийском водоразделе; на его восточной стороне берёт начало река Чагода, относящаяся уже к бассейну Мологи и Волги. В XIX веке между Тихвинкой и Чагодой был вырыт Тихвинский соединительный канал. А для обеспечения возможности судоходства на порожистых участках рек было построено несколько шлюзов. В итоге существовало три водных системы, связывавших Волгу и Балтику - кроме Тихвинской были ещё Вышневолоцкая (в Тверской области) и Мариинская - через Вытегру и Онежское озеро. Последняя в советские годы была реконструирована и получила название Волго-Балтийский водный путь (и в этом качестве она действует и сейчас), а Тихвинская и Вышневолоцкая в XX веке пришли в упадок и в итоге перестали использоваться.
14. Дома на набережной:
15. Также поблизости отсюда находится городское кладбище и церковь святого Иова, построенная в 1846 году.
Осмотрев северную, заречную часть Тихвина, я пошёл обратно на мост и выдвинулся в южном направлении - в сторону вокзала.
16. Застройка Советской улицы к югу от моста. Здесь есть и старая уездная архитектура, а также и характерные для этого города лимонно-жёлтого цвета советские двухэтажки.
Кстати, что интересно, побывав этим летом в Сибири, я стал теперь замечать сколь часто в наших краях в искусственных городских посадках можно встретить лиственницу - дерево, которое в естественной среде у нас не растёт.
17. Слева видна довольно неприметная часовня Александра Невского постройки 1878 года, изначально приписанная к Рёконьской пустыни (монастырь среди глухих лесов и болот Тихвинского уезда, а ныне - на территории Любытинского района Новгородской области).
18. Лимонно-жёлтые и тёмно-розовые дома. Эта цветовая гамма очень приятна глазу. И, как мне показалось, именно жёлтый и розово-красный - преобладающие цвета Тихвина.
19. Снова прохожу мимо показанной в предыдущей части площади Свободы со Спасо-Преображенским собором.
20. Это, насколько я понял, манеж Тихвинского драгунского полка:
21. За старым деревянным домом виднеется церковь:
22. Это - Знаменская церковь, построенная в конце XVIII века:
23. Ближе к вокзалу начинаются позднесоветские многоэтажные кварталы:
24. Как уже говорилось в предыдущей части, эти районы строились в 1970-е годы для сотрудников недавно построенного тихвинского машиностроительного завода (который в девяностые развалился, а в 2012 году возродился в виде вагоностроительного). То есть это в своём роде позднесоветский аналог соцгородов - рабочих районов сталинской эпохи в ряде городов Советского Союза.
25. Как видно в этом кадре, в Тихвине тоже есть так называемые "дома-корабли" - девятиэтажки 600-й серии, спроектированной специально для Ленинграда.
26. Улица Машиностроителей. Городская топонимика в подбоных районах всегда соответствующая (в Киришах, к примеру, есть улица Нефтехимиков).
27. Так я, ненадолго свернув с Советской улицы во дворы, вышел в итоге на Привокзальную площадь. Рядом с железнодорожным вокзалом соседствует автовокзал, с которого можно уехать в Питер, Бокситогорск, Устюжну и по ряду пригородных направлений в Тихвинском районе.
Автовокзал, кстати, новый. Здание построено в 2011 году.
28. Пожарная часть поблизости:
29. Уцелевший в войну железнодорожный вокзал, построенный в 1904 году, то есть одновременно с железнодорожной линией Санкт-Петербург - Вологда. Идентичны1 вокзал на этой же линии имеется на станции Бабаево в Вологодской области.
30. Одна из служебных построек железнодорожной станции. Видимо, пост ЭЦ.
31. Вид в сторону Питера. Железная дорога Санкт-Петербург - Вологда является основной линией, соединяющей Северную Столицу с Транссибирской магистралью.
32. После двадцати минут ожидания на первый путь прибыла электричка сообщением Пикалёво - Волховстрой.
На которой я и уехал из Тихвина и выдвинулся в сторону Питера, с попутным заездом в город Волхов. О Волхове и будет следующий пост.