Локня - это небольшой райцентр в Псковской области, порождённый железной дорогой. В 1904 году стальная магистраль связала Санкт-Петербург с Витебском (участок Дно - Новосокольники был построен тремя годами раньше), и станция Локня получила своё название по протекающей неподалёку реке - притоку Ловати. При станции возник одноимённый железнодорожный посёлок, который в советские годы значительно вырос благодаря развитию лёгкой промышленности. Сейчас это вполне обычный посёлок городского типа с населением три с половиной тысячи жителей, и вряд ли путешественник здесь найдёт что-то интересное. Но во-первых, как я об этом не устаю повторять, мой принцип путешествий предполагает, что интересно буквально любое место, а во-вторых, Локня для меня с недавнего времени - случай особый. Год назад (или за полгода до поездки) мне приснился очень красочный сон, в котором я, оказавшись в Локне при весьма незаурядных обстоятельствах (отставание от поезда с последующей попыткой догнать его на своих двоих), обнаружил в посёлке действующую троллейбусную систему! А затем начал эту тему активно продвигать в массы. Но этот пост не про троллейбус, - приснившийся сон и сопутствующий ему юмор я здесь оставляю в целом за скобками (хотя упоминания о троллейбусе всё равно будут), и этот пост посвящён реальной Локне, которую я посетил в начале мая.
Четвёртого мая в 9-40 утра от автовокзала Великих Лук отправился жёлтый ПАЗик сообщением Великие Луки - Насва - Локня, где среди немногочисленных пассажиров был и я. Если в Луках я уже был двумя годами ранее, то сейчас еду в места, где ни разу не был, зато огромное количество раз, начиная с раннего детства, проезжал на поезде. Петербургско-Витебская магистраль для меня совершенно родная, - по ней идут все поезда из Питера в Беларусь (а я ездил и езжу в Минск), а места, через которые поезд проезжал, мне всегда были интересны, и иногда я ради того, чтобы увидеть их, не спал ночами. Кстати, Великие Луки, где я в майской поездке ночевал, к Беларуси находятся уже очень близко, - всего 75 километров до границы и 160 километров до Витебска. Но на сей раз я выдвинулся в направлении Петербурга. Автобус шёл сначала по окрестностям Великих Лук, где на каждой высоте стоят братские могилы - напоминание о кровопролитной Великолукской операции зимы 1942-1943 годов, потом выехал к Витебской железной дороге и поехал вдоль неё (из окна я видел маленькую станцию Киселевичи). Потом была 10-минутная стоянка в посёлке Насва, и ещё сорок пять минут дороги до Локни, где автобус проезжал в том числе село Голенищево, - там расположена ныне восстанавливаемая Никольская церковь, в которой венчался М. И. Кутузов. Наконец в 11-45 автобус прибыл в Локню.
2. Небольшая и очень скромного вида автостанция с вывеской, вероятно, ещё советских времён:
Для наглядности - маршрут моего передвижения по Локне. Зелёные цифры обозначают номера фотографий в посте (не все, а лишь выборочно), зелёные стрелочки рядом с цифрами - направление фотоаппарата.
3. Интерьер в цветах украинского флага. Вдалеке на стене видна раритетная деревянная схема движения автобусов по Локнянскому району. Тоже явно ещё советская. С локнянской автостанции можно уехать прямыми рейсами и в Луки, и во Псков, и даже в Санкт-Петербург.
4. Автостанция, как водится, стоит по соседству с железнодорожной, которая видна на заднем плане.
5. На железнодорожной станции тихо и пустынно. Большинство поездов дальнего следования проходит здесь ночью (в том числе и те, на которых я привык ездить между Питером и Минском), а пригородных уже почти не осталось. Одним из немногих оставшихся мне предстоит воспользоваться в этот же день, уже ближе к вечеру. На фото - вид на юг, то есть в сторону Новосокольников и Витебска.
6. И обратный вид, в сторону Дно и Петербурга. Погода отличная для начала мая, - солнечно, и даже жарковато, я спокойно ходил в футболке и без куртки.
Надо сказать, что и поездов дальнего следования сейчас здесь уже не так много, как было раньше. Дело в том, что убавили трафик отменённые в связи с известными событиями поезда на Украину. До кучи в начале этого года ещё и отменили белорусский поезд Санкт-Петербург - Брест, который, впрочем, сейчас, когда я пишу, уже вернули.
7. Красивый вокзал послевоенной постройки, такой же, как на станции Земцы в Тверской области. Кстати, на мой взгляд, это тот случай, когда корпоративные цвета РЖД не сильно испортили здание. Красная полоса почти незаметна, а светло-серый цвет вокзалу в целом даже идёт. До перекраски он, помнится, был то бирюзовым, то красно-розовым.
8. Этот вокзал я видел уже многократно, проезжая здесь на поезде. Но каждый раз видел его ночью, когда было темно, на станции горели фонари, а внутри вокзала свет. Даже непривычно видеть это место в дневное время при свете солнца.
9. Интерьер вокзала. Здесь не стали, как в Земцах, отгораживать половину помещения.
А вот так выглядел дореволюционный вокзал постройки 1901 года. Но он не сохранился, - сгорел во время Великой Отечественной войны. Этот край война сильно опустошила, поэтому и архитектурный облик большинства населённых пунктов создают послевоенные типовые здания.
10. Есть и другие станционные постройки. Вот это, видимо, багажное отделение.
11. Пост ЭЦ:
12. Ещё один вид на север, куда мне через несколько часов предстоит ехать. Справа видны готовые к погрузке штабеля древесины.
13. А вот так выглядит вокзал со стороны площади Ленина - поселковой привокзальной площади. "Что, понравился вам вокзал?" - улыбаясь, спросила проходившая мимо женщина. "Ну да, красивый" - говорю я, продолжая фотографировать. Про троллейбус я, конечно, ничего не стал говорить :)
14. Вот так выглядит привокзальная местность. Советская улица идёт вдоль железной дороги.
15. Облезлое розовое здание - это, если не ошибаюсь, уже не действующие общественные бани.
16. Площадь Ленина и кольцо троллейбуса №1. Вокзал находится чуть правее кадра.
17. На площади, напротив вокзала, стоит поселковая администрация и памятник Ильичу в кепке перед ней.
18. Прошлогодний стенд. Который, кстати, логичнее было бы поставить на соседней улице - возле ДК.
19. Довольно интересное двухэтажное кирпичное здание с аттиком на крыше. Возможно, что и довоенное.
20. Здание почты - бывший универмаг. Типовой послевоенный проект 1950-х гг. для малых городов.
21. А в этом здании, скорее всего, 1950-х годов, уже заметно какое-то подражание классицизму XIX века.
Я постепенно удаляюсь от вокзала, то есть выхожу за пределы поля зрения пассажира поезда, проезжающего Локню. Всё таки это интересное чувство, - когда много раз проезжал через какое-то место на поезде, стоянка которого составляла всего пару минут, а теперь я сюда приехал, могу выйти с вокзала, погулять и посмотреть, что же там, за пределами этого "поля зрения". И у меня здесь играет роль детское впечатление, - такие названия как Сольцы, Дно, Дедовичи, Локня и прочие Новосокольники, - были знакомы мне с детства по висящим в вагонах расписаниям поездов. Вроде и понятно, что вряд ли во всех этих местах есть что-то неожиданное, но всё равно интересно!
22. Вид через северный проезд (переулок) площади Ленина обратно в сторону вокзала, который хорошо замыкает перспективу. Почти такой же вид представлен и на заглавном кадре.
Как уже говорилось, посёлок Локня возник при строительстве Петербургско-Витебской железной дороги в начале XX века. До революции здесь был Великолукский уезд Псковской губернии. В 1927 году был образован Локнянский район, а в 1941 году Локня получила статус посёлка городского типа. Потом началась война... Под немецко-фашистской оккупацией Локня, как и вся территория Псковской области, находилась почти два с половиной года. После освобождения Великих Лук в январе 1943 года развить дальнейшее наступление на запад советским войскам не удалось, и Локня, как и весь этот участок железной дороги Ленинград - Витебск была освобождена войсками 2-го Прибалтийского фронта лишь в конце февраля 1944 года.
23. Первомайская улица - параллельная Советской, и, соответственно, железной дороге.
24. Вид в другую сторону:
В послевоенные годы Локня стала развиваться благодаря лесной и пищевой промышленности. Действовал также завод радиоизделий, который закрылся в постсоветские годы вместе с маслодельным заводом. Из ранее действовавшей промышленности в Локне остались только хлебокомбинат и мебельная фабрика. Но надо сказать, что несмотря на экономическую депрессивность, внешне Локня оставляет весьма приятное впечатление, - бедный, но при этом ухоженный и благоустроенный ПГТ, без особой разрухи. Здесь довольно уютно, особенно в такой тёплый майский день.
25. Дом культуры - скромная сталинская постройка - замыкает перспективу переулка с другой стороны, переглядываясь со зданием вокзала.
26. Капитель колонны. Советскую символику умело сочетали с античными архитектурными элементами.
27. А вот этот стенд посвящён как раз уже упоминавшейся Никольской церкви в селе Голенищево Локнянского района - родовом поместье Кутузова. Ещё недавно эта церковь была заброшена, а сейчас восстанавливается. Я видел её из окна автобуса, но хотел бы ещё совершить туда отдельную поездку.
28. Первомайская улица:
29. Я же иду по перпендикулярной ей улице Октябрьской, продолжая погружаться в атмосферу ещё одного посещённого мной райцентра Псковщины. В 2014 году я ознакомлялся с псковскими райцентрами в морозные солнечные дни января, теперь же делаю это весной.
30. Справа обнаружилось какое-то недостроенное здание, а чуть дальше - школа.
31. Весна пятнадцатого года...
32. Так я вышел на центральную улицу Локни - улицу Шарикова. Нет, персонаж "Собачьего сердца" здесь ни при чём, - улица названа в честь Героя Советского Союза, уроженца Локнянского района Александра Шарикова, погибшего в 1944 году при боях за Севастополь.
Улица также идёт параллельно железной дороге и на южной окраине Локни переходит в шоссе, ведущее на Великие Луки, - собственно, откуда я и приехал. Я же сворачиваю на улицу Шарикова в южном направлении, чтобы в итоге сделать круг.
33. Улица Шарикова также полна разного рода интересных сущностей. Как то, например, Локнянский сельскохозяйственный техникум!
34. А ещё сущность этой улицы, как уже говорилось, заключается в том, что это "стержень" посёлка и часть автодороги Р-51, проходящей через него. Поэтому всякого приходящего к улице Шарикова по перпендикулярной Социалистической встречает вот такой указатель. Распутье, однако! Налево пойдёшь, как говорится, - ну и так далее...
35. А вот и сама улица Социалистическая. В кадре заметно, что в Локне ещё и рельеф присутствует. По этой улице пройдём чуть позже.
36. Идём дальше на юг по улице Шарикова, по которой, согласно моему сну, ходит первый троллейбус до Полевой улицы :)
37. Затем я повернул на улицу Урицкого. Сейчас я уже на окраине Локни. Кстати, обратите внимание на интересную местную особенность частного сектора, - почти все дома стоят боком к улице.
Как и на юго-западе Тверской области, здесь тоже немало дачников из соседних регионов, - судя по номерам машин. На улице играют дети, - кто-то из них, наверное, на выходных в гостях у родственников. Даже сказали мне "Здравствуйте", когда я проходил мимо них :)
38. Я подхожу к юго-западной окраине Локни, а это место особенно интересно. Видите церковь за деревьями? А она, между прочим, гораздо старше самого посёлка. Храм Преображения Господня построен в 1770-е годы.
Ещё задолго до появления Петербургско-Витебской железной дороги, в удивительную пору, когда слово Локня означало только реку, на этом месте уже стоял погост Влицы, впервые упоминаемый в 1488 году (да, это число означает ещё и год в истории!). Таким образом, Влицы в Локне - это примерно то же, что деревня Йоткино в составе города Нелидово.
39. Вот так распорядилась история. Этот храм, стоящий на холме, помнит те времена, когда не было Локни, и среди местных лесов не раздавались гудки поездов и стук их колёс.
40. В этом месте Локня заканчивается, и улица Урицкого переходит в автодорогу, которая уходит куда-то дальше на запад, в глушь Локнянского района, к лесам и озёрам и холмам Бежаницкой возвышенности... Сразу после выезда из Локни находится деревня Игнатово.
41. Вид в обратную сторону. Справа от дороги заметен указатель въезда в Локню.
42. Бежаницкая возвышенность хорошо заметна уже здесь. Локня стоит на её восточных отрогах. И с погоста Влицы и деревни Игнатово открывается хороший вид в сторону центра Локни, за которым дальше простираются леса. На фото, кстати, заметен оптический эффект от подъёма нагретого майским солнцем воздуха.
43. К востоку от Локни, в сторону границы Псковской области с Новгородской, - довольно глухие места с лесами и широкими болотами и весьма небольшим количеством населённых пунктов.
Затем я пошёл обратно, - снова мимо церкви и по улицам Урицкого и Шарикова. Дабы замкнуть круг по центру Локни, с Шарикова я свернул на улицу Социалистическую.
44. Которая идёт в сторону железной дороги под заметный уклон.
45. Вот какая она - окраина Бежаницкой возвышенности (которая, кстати, названа по соседнему райцентру, расположенному чуть севернее).
46. Типовые жилые локнянские кварталы:
47. Вид в обратную сторону. На заднем плане виден магазин "Магнит" - постоянный атрибут нашей обаятельной русской глубинки. В "Магните" я закупился провизией на оставшуюся часть дня.
48. И специфический для наших краёв фирменный магазин Великолукского мясокомбината. Увидеть его можно по всему Северо-Западу России (вплоть до Воркуты, где я его обнаружил в августе этого года), но здесь производитель находится совсем уж рядом.
49. Тихий локнянский дворик. Здесь я присел перекусить. Как уже говорилось, приятное и интересное ощущение, - когда можешь подробно осмотреть место, где столько раз проезжал на поезде.
50. А вот этот обитатель двора выглядит так, словно охраняет вход в подъезд.
51. Локнянский хлебокомбинат. Кстати, в левой части кадра виден грузовик, вывозящий его продукцию.
52. И фирменный магазин:
Замыкая круг, я повернул в северном направлении, на улицу Первомайскую.
53. Ещё одна примечательная сталинка. Это, вроде, бывший кинотеатр. Ныне, как видим, превращённый в магазин.
54. Первомайская улица. Всё чисто и аккуратно.
55. Затем я прошёл мимо уже показанного ДК и пошёл дальше, в направлении северной окраины Локни.
Вторая карта:
56. Ещё один двор:
57. Снова улица Шарикова:
58. Вид в северном направлении:
59. А вот так называется одна из улиц, примыкающих к Шарикова. Прославленный герой войны Александр Матросов свой подвиг совершил именно в этих местах - возле деревни Чернушки Локнянского района. И по дороге в Локню из Великих Лук я проезжал мимо указателя к посвящённому ему мемориалу.
Также памятник Матросову есть в составе мемориала Великой Отечественной войне в центре Великих Лук, - памятник поставили именно там, поскольку после войны Локнянский район был в составе Великолукской области, упразднённой в 1957 году.
60. А вот так выглядит эта улица. Снова дома стоят боком, в этих краях почти везде так.
61. Дома, огороды, яблони... И поленницы!
62. А вот эта табличка на одном из домов, - видимо, советских времён.
63. Улица Шарикова, идя дальше на север, поворачивает направо и становится Комсомольской, которая пересекает затем железную дорогу и выходит из Локни, превращаясь в шоссе, ведущее на восток - в Холм, Старую Руссу и Великий Новгород. Перед железнодорожным переездом на север от Комсомольской улицы уходит шоссе, ведущее в Бежаницы и Порхов.
64. Среди различных высаженных здесь деревьев около одного из домов неожиданно обнаружился сибирский кедр!
65. А вообще-то улица Шарикова, на самом деле, продолжается дальше, но приобретает уже совсем деревенский вид. А между прочим, согласно, опять же, моему сну, здесь ходит троллейбус!
66. В эту поездку я на востоке Псковской области обнаружил необычный, доселе мне нигде не встречавшийся тип кровли избы. А именно - четырёхскатная полувальмовая. Дома со светлицей, где ко двум скатам добавлен с передней стороны ещё один неполный (полувальма), - встречаются нередко. А вот таких, где светлица двусторонняя, я как-то раньше и не видел...
67. Потом я вышел на автодорогу Локня - Бежаницы. Сама Локня здесь уже заканчивается, и в кадре - деревня Рысино. Согласно моему сну, здесь располагается конечная второго маршрута троллейбуса, и рядом находится парк :)
Оставшиеся полтора часа до отправления пригородного поезда Новосокольники - Дно (на котором мне предстояло ехать дальше на север - в Чихачёво) я решил походить пешком по Петербургско-Витебской железной дороге.
68. А вон уже и она - отлично видна с автодороги!
69. Надо придумать, как дойти. Вроде, вот она и рядом, железная дорога. Но пройти к ней сложно, - вокруг какие-то заросли и затопленная водой канава. Но вот нашёл переулочек, прошёл мимо пары-тройки деревенских домов. Сидевший возле одного из них дед как-то даже вопросительно посмотрел мне вслед. Эх, знал бы он, что моё подсознание привело в их деревню троллейбус :)
70. Нашёл переправу! Через канаву положен импровизированный мостик из какой-то металлоконструкции. Перейдя его, я прошёл ещё с полтора десятка метров по тропинке и вышел к рельсам.
Сначала у меня была идея пройти пешком по железной дороге восемь километров до бывшего разъезда Тигощи и на поезд садиться уже там, но потом я от этой идеи отказался, в том числе из-за наличия на перегоне моста через реку Локня, в неохраняемости которого я не был полностью уверен (хотя вероятность этого крайне низка, если даже мост через Оредеж не охраняется). Поэтому я прошёл пару километров в северном направлении (куда мне и предстоит ехать) и вернулся обратно, - уже прямиком на станцию Локня, точно к пригородному поезду на Дно. Но об этом расскажу позже.