В первой части мы осмотрели Бобруйскую крепость, прилегающие к ней улочки, а также железнодорожную станцию Березина на востоке Бобруйска. Теперь же пройдём по центру города, который по архитектурному облику оказался достаточно интересным.
Карта перемещения по городу. Цифры обозначают место создания некоторых снимков, в соответствии с их номером в посте.
Бобруйск ныне - седьмой по величине город Беларуси (218 тысяч жителей) и самый крупный, не являющийся областным центром (входит в состав Могилёвской области). Город в основном промышленный (главное предприятие - завод "Белшина"). А известен Бобруйск с XIV века ещё как село; на момент разделов Речи Посполитой, когда он оказался в составе России, Бобруйск уже был еврейским местечком (в начале прошлого века евреи составляли 70% населения города). В Российской империи Бобруйск был с 1795 года уездным городом Минской губернии.
2. Начнём осмотр центра города с большой площади, которая возникла из цитадели Бобруйской крепости. Сейчас в центре неё стоит построенный в 2008 году спортивный комплекс "Бобруйск-Арена". Надо сказать, при Лукашенко подобных спортивных сооружений в Беларуси появилось немало.
3. Гуляя по благоустроенной площади, можно видеть иногда мелькающие вокруг заброшенные крепостные постройки - равелины и редюиты, которые я показывал в первой части.
4. Чуть в стороне - другие здания, связанные с крепостью. Это бывшие казармы, но, в отличие от показанных в первой части, уже не заброшенные, - сейчас это жилые дома.
5. А здесь какое-то административное здание:
6. Возле бывших казарм довольно уютные тенистые дворы:
7.
8.
9. Местный обитатель:
10. Напротив домов - церковь Георгия Победоносца, построенная в 1905-1907 годах. В её конструкции легко узнаётся характерная полковая церковь, куда солдаты могли заходить строем. Похожие храмы я видел, например, в Пскове и Барнауле. Или, к примеру, Владимирский собор в Кронштадте.
11. Постепенно углубляемся в центр Бобруйска, уходя дальше от крепости. Город спланирован так, что от крепости улицы расходятся лучами в разные стороны.
12. Улица Минская - одна из главных в городе, застроена уже сталинской архитектурой:
13. Причём сталинки здесь какие-то необычные. Местами, кажется, сквозят мотивы Несвижского замка, - подобное в Белоруссии иногда встречается.
14. А вот ещё более необычный дом на углу Минской и Пушкина, построенный в 1980-е годы. В народе его называют "скворечник".
15. На улице Пушкина есть памятник белорусской партизанке Вере Хоружей, расстрелянной фашистами в 1942 году. Родилась она в Бобруйске, и памятник стоит возле школы, названной её именем. Также в честь неё названа одна из улиц Минска.
16. Так мы вышли на просторную площадь Ленина, по масштабам которой хорошо видно, что Бобруйск не всегда был районным городом: он, как и Полоцк, в 1944-1954 годах успел побыть областным центром. В состав Бобруйской области входило несколько районов нынешней Минской.
17. Фонтаны и горисполком. Масштаб здания, надо сказать, тоже не районный, хотя построено оно явно уже позже 1950-х годов.
18. От горисполкома Ленин делает шаг к площади имени себя:
19. Прилегающие жилые кварталы. Местами напоминает центр Минска.
20. Дореволюционный домик:
21. Вблизи площади Ленина:
22. Военный мемориал:
23. Улица Советская и сталинская архитектура:
24. А на углу Советской и Пролетарской стоит гостиница "Бобруйск" - очень красивое сталинское здание, оставшееся явно с того времени, когда Бобруйск был областным центром (как и гостиница "Двина" в Полоцке).
25. По соседству, на Пролетарской, - ныне занятая рестораном водонапорная башня 1927 года постройки:
26. Напротив неё - очень необычный для Белоруссии и России дореволюционный модерновый домик. Вид у него какой-то скандинавский, - порой напоминает старую архитектуру Выборга и Сортавалы.
27. По улице Пушкина всё больше углубляемся в старый уездный центр. Вокруг всё чаще встречаются дореволюционные дома. К примеру, вот этот особняк построен в 1912 году.
28. Сталинское здание на углу Пушкина и Интернациональной. Последняя здесь одна из главных улиц, и по ней можно прийти прямо к вокзалу.
29. Напротив - вычурный деревянный купеческий особняк начала XX века:
30.
31. Улица Интернациональная - весьма оживлённая и довольно шумная:
32. Кинотеатр "Товарищ" - постройка 1950-х годов:
33. Поворачиваем на улицу Советскую. В тенистом городском парке стоит Никольский кафедральный собор (1892-1894):
34. А вокруг - старые купеческие домики. Таким был уездный Бобруйск. Кроме того, как уже говорилось, две трети населения города составляли евреи, и до революции в Бобруйске было 40 синагог.
35.
36. Лепнина с почти петербургскими львами:
37. Обратите внимание, - в Бобруйске есть троллейбус. Это единственный в стране не областной город с троллейбусом, а также один из трёх не областных с электротранспортом (есть ещё трамвай в Новополоцке и Мозыре).
38. А на этом снимке уже автобус - МАЗ характерной для Беларуси зелёной расцветки:
39.
40. Так мы пришли в уютный сквер, где прогуливаются жители Бобруйска и бегают дети:
41. На другой стороне парка - мемориал Великой Отечественной войне:
42. Сможете угадать, что обсуждали между собой мальчики, сидящие на танке Т-34? Технические характеристики автомата Калашникова!
43. Так мы вышли на пешеходную улицу Социалистическую. Красивого уездного модерна здесь не меньше, чем на соседней Советской.
44. Это место очень напомнило мне
пешеходную улицу в городе Шуя.
45. Пешеходная улица приводит к центральному рынку, возле которого стоит жывотнайе памятник Бобру, поставленный в 2006 году:
46. Вбок уходит улица Карла Маркса:
Мы дальше уже не пошли и от Бобра выдвинулись пешком в обратном направлении - прямо к железнодорожному вокзалу.
47. Мимо парка и мемориала идём обратно по улице Социалистической:
48. Позднесоветская коробка драматического театра имени Винцента Дунина-Марцинкевича:
49. Памятник самому писателю (который родился в Бобруйском уезде) неприметно стоит возле угла здания:
50. К вокзалу (уже к главному, а не к станции Березина) идём по улице Интернациональной:
51. Редко можно у хрущёвок увидеть такие арки:
52. Городской парк с фонтаном и обелиском, посвящённым Великой Отечественной войне:
53. Среди пятиэтажек иногда попадается частный сектор. Причём совершенно сельского вида.
54. И вот наконец и вокзал. Как и станция Березина, находится он на исторической Либаво-Роменской железной дороге, открытой в 1873 году. Здание вокзала дореволюционное. Эту станцию я, как и Жлобин, хорошо помню по дороге из Минска в Крым в детстве.
На вокзале, разумеется, наша прогулка по городу завершилась. Хоть и во второй половине дня жара немного спала, оба мы успели изрядно устать, - сказывалась и жаркая погода, и очень ранний подъём :)
55. Напоследок мне вновь выпала большая удача. Я второй раз за день увидел тепловоз ТЭП60! Впрочем, это был тот же самый, который я видел утром в Красном Берегу, но всё же. Тянул он поезд Гомель - Минск.
56. Вид в сторону Минска. Станция Бобруйск сильно напомнила мне Тихвин.
И наконец, из Бобруйска мы разъехались в разные стороны: Андрей через Жлобин поехал к себе домой в Витебск, а я на прямой электричке Жлобин - Столбцы отправился на свою дачу под Минском, где был около полуночи. Так короткое путешествие по Беларуси в июле 2015 года завершилось.