В заключительной части рассказа об Архангельске отправимся за реку Кузнечиху, где находятся довольно колоритные промышленные районы, несколько обособленные от города, - историческая рабочая слобода Соломбала (ударение на второй слог) и расположенный ещё дальше посёлок Маймакса (на первый слог).
2. Один из крупнейших рукавов в дельте Северной Двины - река Кузнечиха. И через неё переброшен портал в другое измерение Кузнечевский мост, ведущий на Соломбалу. Построили его в 1956 году, то есть даже раньше, чем город обзавёлся мостом на Большую Землю через Двину.
3. Вот так начинается Кузнечиха. Это вид с моста вверх по течению (впереди видно основное русло Двины). По другую сторону от моста в этот момент по реке сплавляли лес. Жаль, что этого я не сфотографировал.
4. Вот такой вид открывается, когда идёшь в Соломбалу по мосту. Речной фасад Соломбалы - это судоремонтный завод "Красная кузница", историческим предшественником которого является Соломбальская судоверфь, основанная в 1693 году по указу Петра I. Именно при ней тогда и возникла рабочая слобода Соломбала.
5. Вид назад. Ещё не так давно по Кузнечевскому мосту ходили трамвай и троллейбус, но увы, - ушли в Архангельске времена развитого общественного транспорта.
6. И вот так за мостом встречает Соломбала. Многоэтажные дома, в том числе и новостройки. В Соломбале сейчас проживает около 35 тысяч человек, то есть примерно десятая часть населения Архангельска.
7. Я попал в Зазеркалье?
Соломбала и Маймакса и ещё ряд других микрорайонов - расположены на Соломбальских островах - части дельты между собственно Двиной, рекой Маймаксой и Кузнечихой. Соломбальские острова воспринимаются как один, но фактически их несколько (остров Соломбала, острова Мосеев, Повракульский и ряд других). Само название Соломбала происходит от саамского "суоло ломпь" - "болотный остров". Так что с точки зрения топонимики Соломбала - это то же самое, что Шушары в Петербурге. Впервые Соломбала упоминается как деревня в 1471 году.
8. А это речка Соломбалка - ещё одна из двинских проток.
9. Как и везде в Архангельске, сохранившаяся старина удивительно сочетается с позднесоветскими многоэтажками и буйной растительностью. Вот, например, здесь даже булыжная мостовая сохранилась. Это улица Новоземельская, названная в честь арктического архипелага Новая Земля (который входит в состав Архангельской области), а историческое её название - Любекская: Архангельск ведь имел давние торговые связи с городами Северной Европы.
10. А это Соломбальское кладбище и стоящая на нём церковь Мартина Исповедника, построенная в 1803-06 годах. Она не закрывалась в советские времена.
11. Идём дальше. Местами в Соломбале сохранились каменные дома 19-20 столетий.
12. А в этом доме сейчас - спортивная школа:
13. На его фоне - памятник наклонившемуся Ильичу:
14. И скверик с детской площадкой:
15. А вокруг кварталы позднесоветских многоэтажек. Иногда среди них встречаются и весьма оригинальные, что вообще характерно для Архангельска.
16. Одно из самых оживлённых мест Соломбалы - вот эта площадь с несколькими торговыми центрами. Видимо, раньше здесь был рынок.
17. А вот и Северная Двина. Западным краем Соломбала выходит к её основному руслу. Вдоль реки идёт набережная Георгия Седова, названная в честь знаменитого полярника, умершего во время экспедиции к Северному полюсу. Отправлялась эта экспедиция именно из Архангельска.
18. У берега - памятник арктическим конвоям Второй мировой войны. Если в 17 веке Архангельск был главными торговыми воротами страны, то во время Великой Отечественной войны он, наряду с Мурманском, принимал конвои, отправляемые по Ленд-лизу от западных союзников. В отличие от Мурманска, в Архангельске навигация длится не круглый год, но он расположен дальше от западной границы, а значит во время войны был дальше от линии фронта.
19. Первый союзный конвой "Дервиш" пришёл в Архангельск 31 августа 1941 года, преодолев перед этим 29-дневный путь из Ливерпуля, с заходом в исландский Хвалфьордур. В 2016 году как раз отмечалось 75-летие этого события, и в городе было множество памятных плакатов.
20. Здесь же, у набережной, стоит деревянная англиканская церковь (1853 год), построенная, как и
лютеранская кирха в центре города, для иностранных купцов, заходивших в Архангельск. Ныне в ней - детско-юношеский центр.
21. В Архангельске очень много тополей. Даже непривычно для таких северных широт. В мой приезд весь город был засыпан пухом.
22. А в основном Соломбала примерно такая:
23. Местами на тротуарах есть дощатые мостки. Почвы здесь болотистые (вспоминаем перевод названия Соломбала), и в межсезонья бывает такая распутица, что без мостков приходится очень худо.
24. Ещё одно предприятие района - Соломбальский машиностроительный завод, выпускающий лесозаготовительную технику.
Лесная промышленность - вторая важная отрасль в Архангельске, помимо морского порта. В советские времена в разных частях города, вдоль берегов Двины, было построено тридцать лесопильных заводов. Правда, в наше время многие из них (если не большинство) уже не работают. В восточной части Соломбалы также есть два крупных предприятия - Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат и целлюлозно-бумажный комбинат. К ним прилегает микрорайон со странным названием посёлок Первых Пятилеток и не менее странным народным названием Сульфат.
25. Конечно же, есть здесь и яркая черта Архангельска - двухэтажные деревянные сталинки, иногда с очень красивой архитектурой.
26.
27.
28. У некоторых домов и очень атмосферные дворы:
О Соломбале на этом всё. Главная магистраль района - улица Советская, которая затем переходит в Маймаксанское шоссе, а затем в улицу Победы. Автобусы идут до конечной остановки "Экономия", возле одноимённого терминала морского порта, и по пути может несколько раз показаться, что автобус уже покинул город. Как уже говорилось, большая часть Архангельска являет собой конгломерат разбросанных на многие километры посёлков, которые даже не похожи на части крупного города, и между которыми сплошные болота. Здесь по пути были посёлки 14-го лесозавода, гидролизного завода, потом 21-го лесозавода. Дорога идёт вдоль реки Маймаксы - ещё одного рукава Двины, а на другом её берегу есть посёлки, в которые нет мостов. Такой вот необычный город Архангельск.
29. Я увидел не всю Маймаксу, а только микрорайон Северная Маймакса, которая объединяет в себе посёлки 22, 25, 26 и 27 лесозаводов. После нескольких посёлков почти совершенно сельского вида - вдруг вновь девятиэтажки. У дома на переднем плане виден рисунок на стене, посвящённый 400-летию Архангельска, - значит, дом построен в 1984 году.
30. Дома, тихие дворы, а совсем рядом - болота. Такая вот обычная жизнь архангельской спальной окраины.
31. Я зашёл в подъезд девятиэтажки, поднялся на самый верх, где было открыто окно, и стал обозревать виды. Рядом - частный сектор. А вдали видны портовые краны.
32. Это уже упомянутый терминал "Экономия" - самая северная часть как морского порта, так и вообще Архангельска. Оттуда всего 15 километров до Белого моря (а от центра города - 30).
33. Клумба у подъезда:
34. Во дворе нашлось кирпичное здание с вот таким интересным узором на фасаде. Явно какие-то поморские мотивы.
35. Деревянные дома, укрытые листвой, здесь, конечно, тоже есть.
36.
37. И рядом - церковь Ксении Петербургской, построенная в 1998-2004 годах:
На этом я завершаю рассказ о столице Поморья - городе Архангельске. Как я говорил в начале первой части, Архангельск показался мне очень странным городом: тут и стоящие на болотах барачные дома с многоэтажками, и крайне необычное устройство города с разбросанностью городских микрорайонов. В общем, город, на самом деле, сложный для понимания, и наверное, чтобы понять его, надо долго и неспешно ходить по нему пешком, заходя порой в самые отдалённые микрорайоны. Многие ещё интересные места в этом краю у меня остались не увиденными, так что в Архангельск я ещё обязательно вернусь. В этой же поездке я, будучи в Архангельске, посетил музей "Малые Корелы" рядом с городом и соседний город Северодвинск. Впереди - рассказы о них.