Вологда. Часть 4, Заречье и Прилуки

Apr 28, 2017 20:45

В заключительной части рассказа о Вологде отправимся на левый берег одноимённой городу реки. На той стороне Вологды находится исторический район Заречье, смотрящий фасадами старых домов и церквей на центр города. В северной части Заречье перерастает в советский спальный район, за которым уже заканчивается город. А ещё дальше, почти за городом, находится бывшее село Прилуки и расположенный в нём Спасо-Прилуцкий монастырь.



Кликабельная карта с локализацией фотографий по их номерам в рассказе:




2. Прямиком из центра в Заречье ведёт Октябрьский мост, по которому проходит осевая магистраль города.



3. Мост с красивыми каменными опорами, построен ещё до войны, в 1931 году.



4. А сама река зимой превращается в пешеходную улицу и лыжную трассу. Я и сам прошёл по ней пешком пару километров и даже проходил под Октябрьским мостом.



5. Вид вниз по течению. Заречье - слева. На берегу видна церковь Иоанна Златоуста, построенная в конце 17 века.



6. Она же, с более близкого расстояния:



7. С реки хорошо виден Архиерейский двор, показанный ещё в первой части. Зимой он сливается с белым снегом и небом.



8. Вид с правого берега. В Заречье видна Сретенская церковь (1735 год).



9. Вернёмся за Октябрьский мост. Ближняя часть Заречья выглядит вот так. Это бывшая Владычная слобода. Вдоль реки идёт набережная 6-й армии (названа в честь 6-й армии РККА, которая во время гражданской войны дислоцировалась в Вологде). В купеческих особняках 18-19 веков сейчас находятся корпуса больницы.



10. Здесь же находится ансамбль двух церквей (он же на заглавном кадре): тёплая зимняя церковь Успения (1750-е годы)...



11. ...и построенная в 1711 году холодная летняя церковь преподобного Димитрия Прилуцкого (местный вологодский святой). Такие "двойники" из летнего и зимнего храмов характерны для Русского Севера.



12. А чуть дальше находится церковь святителя Николая во Владычной Слободе, построенная в 1669 году. Это старейшее каменное здание в Заречье, а на момент постройки она была одним из крупнейших зданий всего города.



13. А ещё рядом есть квартал деревянных двухэтажек 1920-х годов.



14. А это улица Чернышевского - фактически главная в этом районе. Здесь уже видим дореволюционное вологодское деревянное зодчество.



В прошлом улица называлась Большая Архангельская, что говорит о её направлении. Ведёт она прямо на северный выезд из Вологды, где переходит в трассу на Архангельск.

15. Пожарная каланча (1853 год). Сейчас она уже по назначению не используется.



16. Соседство архитектуры разных эпох. Между прочим, разница между этими домами (слева и справа) не больше ста лет.



17. А это улица Горького, где я свернул в сторону и стал углубляться в Заречье. Здесь уже в основном можно увидеть советскую Вологду.



18. Здесь идёт обычная городская жизнь.



19. И белые-белые сугробы. По Заречью я ходил как раз во второй день, в ночь перед которым выпало очень много снега.



20. Сталинское здание - видимо, дом культуры:



21. А это парк Ветеранов. Хорошее место для прогулок. В том числе и зимой.



22. Ещё деревянные советские двухэтажки. Видимо, барачного типа.



23. А дальше - большая и просторная площадь Чайковского.



24. По соседству находится парк имени Бабушкина и памятник самому Ивану Бабушкину, о котором я уже упоминал в связи с площадью его имени возле вокзала. Родом он был с Вологодчины (его родное село Леденгское сейчас именуется селом имени Бабушкина), участвовал в революции 1905 года, за что и был расстрелян в 1907 году в Сибири.



25. Такая вот непарадная Вологда:



26. А это завод "Дормаш" с интереснейшей деталью на фасаде. Два мозаичных панно по краям - ещё советские, 1970-х годов, а вот то, что в середине, добавлено уже в 90-е. Стилистика специально та же самая, что в советском жанре: рабочий с ребёнком, держащим флаг (уже российский триколор, конечно), а на заднем плане - достижения технического прогресса того времени; но только вот у рабочего и девочки лица подчёркнуто невесёлые... Вот такой колоритный художественный артефакт эпохи девяностых, и особенно интересно, что его так открыто изобразили в городском пейзаже. Конечно, ещё символичнее было бы, если бы завод стоял в руинах, но, впрочем, слава Богу, что это не так.



27. Так я вернулся к реке. Здесь её пересекает мост 800-летия Вологды. Оно отмечалось в 1947 году, но нынешний мост построен уже в 2000-е, из-за аварийного состояния старого.



28. На правом берегу реки растут новостройки:



29. Ещё поблизости от моста есть церковь Андрея Первозванного (1687 год):



Прогулку по Заречью на этом закончим и отправимся ещё дальше на север города - бывшую слободу Прилуки, где находится старинный Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Ныне Прилуки официально включены в состав города, но воспринимаются скорее как некое "предместье". Несколько автобусных маршрутов идут в Прилуки прямо из центра города, и поэтому попасть туда несложно. От центра до Прилук - около пяти километров, по пути город уже почти заканчивается, и вдоль дороги тянется какая-то промзона. Своим расположением в городе Спасо-Прилуцкий монастырь сильно напомнил мне Снетогорский монастырь во Пскове.

Карта:



30. В Прилуках я побывал уже в третий день, когда в Вологду пришла морозная и солнечная погода. В 22-градусный мороз и при январском солнце Спасо-Прилуцкий монастырь смотрелся особенно красиво.



Это один из старейших монастырей Русского Севера. Он был основан в 1371 году игуменом Димитрием (тот самый святой Димитрий Прилуцкий, в честь которого церковь на набережной). Он, будучи до этого насельником Никольского монастыря в Переславле-Залесском, ушёл стяжать духовный подвиг на Север. И стоит здесь обитель уже шестьсот с лишним лет.

31. Монастырь обнесён крепостной стеной, возведённой в середине XVI века. У дороги, на северо-восточном углу, стоит Белозерская башня (видна в кадре), а на юго-восточном - Вологодская (названы по направлениям, куда ведёт дорога).



В XV веке монастырь принадлежал московским князьям, являясь важным форпостом Москвы на Вологодчине (которая довольно долго была территорией соперничества Москвы и Новгорода). Во время Смуты он сильно пострадал от разорения дошедшими сюда отрядами польско-литовских интервентов. А XVII-XVIII века стали временем расцвета монастыря.

32.



33. Внутри обители - зимняя тишина и скрип снега. В центре - главный монастырский храм, Спасо-Преображенский собор, построенный в 1537-42 годах. На фоне снега собор как будто светится.



34. Рядом с собором стоит монастырская колокольня, построенная в середине 17 века. Правее видны трапезная палата и Введенская церковь (середина 16 века).



35. А здесь - надвратная церковь Феодора Стратилата (самих ворот, впрочем не видно), построенная в 1590 году (колокольня уже в 18 веке). Слева к ней примыкает монастырская гостиница, а справа виден братский корпус 17 века, перестроенный в 1720-е годы.



36. Мороз! Белый снег, голубое небо.



37. Глядя вдоль северной стены монастыря, можно увидеть впереди спуск к реке.



38. Это снова река Вологда, выше города по течению. В этом месте она описывает излучину - луку, от чего Прилуки и получили своё название.



39. С реки открывается хороший вид на монастырь (летом такой ракурс не увидишь). На углу монастырской стены - Южная башня. В центре виден уже показанный Спасо-Преображенский собор с колокольней, правее - трапезная и Введенская церковь, а ещё правее - деревянная Успенская церковь, построенная в 1519 году (то есть старше каменных построек монастыря!). Она находилась в Александро-Куштском монастыре на Кубенском озере, но он попал в зону затопления в 1969 году при строительстве плотины в истоке Сухоны, и церковь была перевезена сюда.



40. Вид поближе. Снимок деревянной церкви с близкого расстояния у меня не вышел.



41. А в центре стены - обращённая к реке Водяная башня.



42. И конечно же, колорит Спасо-Прилуцкого монастыря был бы неполным без проходящей возле него железной дороги. Это магистраль Вологда - Архангельск, которая здесь же по мосту пересекает реку Вологду. Из любого поезда, идущего в Архангельск, монастырь отлично виден.



43. Моста здесь два. Сама железная дорога была построена в 1898 году, и до 1913 года была узкоколейной. Именно при замене колеи был построен тот мост, что слева. А мост справа возвели уже в 1930-е, при прокладке второго пути. Электрификация сюда пришла в 1987 году (от Вологды до Коноши).



44. Восточная стена монастыря и Вологодская башня. Вдалеке видны опорой контактной сети ЖД. Иногда здесь звон монастырских колоколов сливается с гудками и стуком колёс. И так уже больше ста лет.



45. Вид на обитель с южной стороны:



46. На железной дороге чуть дальше монастыря находится станция Рыбкино:



47. А с этого ракурса пейзаж Спасо-Прилуцкого монастыря уже и немыслим без железной дороги на его фоне.



48. Подробно по Прилукам я не гулял, хотя там есть ещё кладбище с заброшенной церковью. В целом облик у Прилук сельский, хотя есть по крайней мере один каменный дореволюционный дом.



49. Этому дому тоже явно больше ста лет:



Вот здесь, в Прилуках, я и закончу свой рассказ о Вологде. Таким я увидел этот старинный русский город зимой 2017 года. Как во Пскове, здесь можно, неспешно гуляя по городу, находить старинные церкви. Как в сибирском Томске, здесь много деревянного зодчества. Город интересный и атмосферный, а после Вологды мне путь лежал дальше на север, в Архангельскую область. Но прежде того я успел уже перед самым выездом в ту сторону посетить музей деревянного зодчества в деревне Семёнково рядом с Вологдой. Впереди - продолжение рассказа о зимнем Русском Севере.

Вологодская область, Путешествия, Русский Север, Железная дорога, Россия

Previous post Next post
Up