Итак, Нижний Новгород. Старинный русский город на Волге, где в неё впадает Ока. Некогда форпост России на восточном рубеже, впоследствии богатый губернский город, затем промышленный советский город Горький, разросшийся до полутора миллионов жителей. Ныне снова Нижний Новгород, такой провинциальный миллионник, очень многоликий город, в котором есть и старинный мощный кремль, и метро, и интересные советские районы, и многое другое. Я оказался в Нижнем уже не впервые, - первый приезд был в июле 2013 года. Теперь удалось обновить впечатления, и уже зимой. Начну свежий рассказ о городе с центра.
Мы с Андреем
andrew_rewsr доехали от Петербурга до Нижнего с пересадкой в Москве и на поезде "Стриж". Суммарно мы провели в городе четыре дня, один из которых целиком посвятили поездке в Арзамас, и именно в центре города или, как его ещё называют, в Верхней части, были только в первый и в последний дни. На снимках разница между ними хорошо видна, - в первый день было пасмурно и около нуля, а в последний день солнечно и лёгкий морозец.
Об устройстве города я в целом уже писал в 2013 году, но немного повторюсь. Город расположен целиком на правом берегу Волги и на обоих берегах Оки. Исторически город делится Окой на две части: Верхнюю (Нагорную) - на правом берегу, и Нижнюю (Заречную) - на левом. Собственно, центр - это Верхняя часть, где историческое сердце города - кремль, выходит почти вплотную к берегу Волги, благодаря чему из самого центра города близко видны леса и волжские заливные луга. Большую часть центра занимает район города, названный по нему самому, - Нижегородский. Колорита этой части города придаёт и кремль, и историческая застройка, и виды на Волгу и Оку, и очень своеобразный рельеф с оврагами и сильными перепадами высот между улицами. Большинство из показанных в этом посте мест я уже описывал в 2013 году. Поэтому во второй приезд я фотографировал уже не так подробно.
Карта с локализацией фотографий по их номерам в этом рассказе. Кликабельна.
2. Самое сердце Нижнего Новгорода и один из самых узнаваемых его видов - площадь Минина и Пожарского и Дмитриевская башня Нижегородского кремля. Оживлённое и многолюдное место, а к тому же важный транспортный узел. На автобусах и троллейбусах с этой площади можно уехать почти в любой район города.
Нижний Новгород основан в 1221 году владимирским князем Юрием Всеволодовичем при освоении русскими верхнего и среднего Поволжья. Нижним он называется, по одной версии, из-за расположения в "Низовских землях", как жители Великого Новгорода называли Владимирское княжество, по другой - из-за расположения ниже (по течению Волги) Городца - до этого самого нижнего по Волге русского города. До завоевания Казанского ханства город был русским восточным форпостом, и о тех временах напоминает кремль, отстроенный в XVI веке.
3.
4. А вот такие виды можно лицезреть внутри кремля. Он очень большой по площади, и разные башни и участки стен находятся на разных уровнях холма, который обрывается уступами к волжскому берегу.
5. Как уже говорилось, Нижний очень впечатляет тесным для города такого размера соседством с природой. Если в первый приезд я видел из кремля синеву водной глади, а за ней зелёные луга и лес вдалеке, то в этот раз была белизна замёрзшей Волги и заснеженные просторы, от взгляда на которые начинало рябить в глазах. Справа хорошо виден город Бор (78 тысяч жителей) - промышленный спутник Нижнего, который мы посетили отдельно.
6. А на территории кремля довольно уютно. В кадре - не что иное, как место основания Нижнего Новгорода - собор Михаила Архангела. Первый храм был построен в 1221 году при основании города, а существующий - в 1628-31 годах. Рядом - мемориал воинам-землякам. Кстати, по центру мы ходили 23 февраля.
7. В Нижнем, как и в Москве, власти сидят в кремле. Большинство правительственных зданий Нижегородской области находится на территории кремля.
Нижний не только миллионный город, но ещё и центр большой области, которая по площади равна Чехии и почти в два раза больше Дании. Одна и та же область граничит одновременно, к примеру, с Рязанской и Кировской, и примерно по середине делится Волгой, где по одну сторону от неё - вполне среднерусские плодородные земли с полями и лесами, на юге переходящие в лесостепи, а по другую - Заволжье с густыми, почти северными лесами. Кроме того, Нижний - центр Приволжского федерального округа и центр притяжения для ряда соседних регионов (в основном Кировской области и Мордовии).
8. Вдоль южной стены в кремле есть мемориал "Горьковчане - фронту", где выставлена техника, производившаяся в годы войны на горьковских заводах. На переднем плане стоит "полуторка" (ГАЗ-АА), а на дальнем плане видны пушки ЗИС-3 и ЗИС-2, танк Т-34 и зенитная пушка 52-К.
9. А на внешней стороне этой же стены есть вот такой мемориал:
10. Покажу ещё немного видов, которые можно лицезреть из кремля в сторону Волги. Кремль, хоть и близок к реке, но не примыкает к берегу вплотную, поскольку специально построен на возвышенном месте. Между склоном холма и рекой проходят Рождественская улица и Нижне-Волжская набережная. На карте кажется, что они совсем рядом с кремлём, но на самом деле между ними огромный перепад высот. Когда-то здесь даже ходил фуникулёр, который закрыли ещё до войны. В кадре видна церковь Рождества Иоанна Предтечи (1683, перестроена в конце XIX века) и площадь Народного Единства.
11. Вид с приближением. Как будто макет. Вот чем особенно интересны рельефные города.
12. Чуть левее можно увидеть устье Оки. Между прочим, в месте слияния Ока длиннее Волги (но зато Волга полноводнее). На другом берегу видна Нижняя часть. Можно различить собор Александра Невского и строящийся стадион, - Нижний Новгород тоже будет принимать чемпионат мира по футболу в 2018 году. На переднем плане слева видна Казанская церковь (2012) - воссоздание церкви конца 17 века, снесённой при советской власти.
13. Ещё левее. На переднем плане проходит Зеленский съезд, огибающий кремль с запада, - спуск к набережной Волги от площади Минина. Дальше - Ильинская горка. Наверное, с тех советских многоэтажек открываются интересные виды. Мы даже говорили, что, живя там на верхнем этаже, можно за символическую плату пускать туристов.
14. Зеленский съезд проходит по оврагу. Виды впечатляющие. Кадр сделан с пешеходного мостика.
15. Конструкция его интересна по-своему:
16. А вот этой церкви не было в мой первый приезд. Её в 2014 году построили. Кстати, очень удачный новодел в стиле древних храмов.
17. И снова площадь Минина и Пожарского. Как уже сказано, это важный транспортный узел города. Бросается в глаза интересная особенность городского транспорта, - около половины нижегородских троллейбусов и автобусов выкрашены в яркий тёмно-оранжевый цвет.
Парк транспорта в городе очень разный. Среди автобусов есть как хорошие новые МАЗы и ЛиАЗы, так и большое количество ПАЗиков. Последнее, впрочем, может объясняться близостью производителя, - делают их в городе Павлово Нижегородской области. А вот нижегородское метро устроено неудобно, так как почти всё проходит по Нижней части, и в центре находится единственная станция Горьковская, - и та открылась только в 2012 году.
18. Подобно лучам, от площади Минина и Пожарского веером расходятся улицы: Большая Покровская, Алексеевская, Варварская и Ульянова. В кадре - Большая Покровская (в советские времена - Свердлова), которую сделали пешеходной. Сейчас это очень приятное место для прогулок. Историческая губернская застройка с советскими вкраплениями и Дмитриевская башня кремля в перспективе.
19. Вид в обратном направлении:
20. Красивое здание драмтеатра (1896 год):
21. Много губернской гражданской архитектуры. Доходные дома 19 и начала 20 веков. Многие из них не провинциального масштаба, но обликом напоминают скорее Москву, а не Петербург.
22. Ледяной нарост на красивом балконе:
23. А вот этому деревянному домику не повезло, - пострадал от пожара. Но по-прежнему обитаемый.
24. Перспектива Покровки в первый день. Тогда погода была не очень приятной, - температура около нуля, пасмурно, и слякоть на улицах. Конец зимы.
25. Покровку пересекает Октябрьская улица с трамвайным движением. Надо сказать, парк трамвая в Нижнем хороший. Ещё с советских времён здесь ходят "Татры". В наше время много новых трамваев екатеринбургского "Уралтрансмаша", - в кадре как раз один из них. Впрочем, хватает и старых дребезжащих КТМ-5.
Надо, впрочем, сказать, что трамвайное движение в Верхней части не очень развито. В первый вечер мы намеревались вернуться из центра на трамвае, но не дождались его. В Нижней части они курсируют более исправно.
26. Интересное можно найти, и свернув в сторону. Вот, в одном из дворов рядом с Покровкой есть конструктивистский дом-коммуна 1930-х годов.
27. Самое, наверное, примечательное здание на Покровке - это Государственный банк, построенный в псевдорусском стиле в 1911-13 годах. Здание по-прежнему занимает банк. Такое вот постоянство.
28. Соседняя улица - Алексеевская (в советские времена - Дзержинского). Справа печальный пример строительства на лакомом кусочке земли за счёт сноса стоявшего там старого дома, который я ещё застал в 2013 году (и
этот снимок уже стал историческим).
29. Очень интересный довоенный дом. Построен в 1927 году.
30. Теперь снова вернёмся к кремлю и спустимся на набережную Волги. От площади Минина и Пожарского туда ведёт Чкаловская лестница (названа по памятнику Чкалову сверху) примерно в пятьсот ступенек, построенная в 1940-е годы силами немецких военнопленных. С моего первого приезда успели закончить её реставрацию.
31. У берега напротив лестницы стоит на постаменте речной катер "Герой", принимавший участие в Сталинградской битве в составе речной флотилии. Здесь он установлен в 1985 году в честь 40-летия Победы.
32. Ещё рядом есть скульптура оленя из жестяных пластинок. Воплощение герба Нижнего Новгорода в современном искусстве.
33. Нижне-Волжская набережная. Впереди - речной вокзал (ныне администрация речного пароходства).
34. Памятник троллейбусу МТБ-82 у кремлёвской стены:
35. Вот в таких видах - яркий колорит центра Нижнего Новгорода.
36. Улица Кожевенная. Нижний - город контрастов, и разница в благоустройстве порой может быть разительной даже между соседними улицами. Впрочем, такие уголки города порой тем и интересны, что даже не подумаешь, что находишься в одном из крупнейших городов страны.
37. Рождественская улица. На заднем плане видна площадь Народного Единства, уже
показанная сверху. А дом справа очень похож на Витебский вокзал в Питере.
38. Рождественская - на мой взгляд, самая красивая улица в городе. Цельный губернский архитектурный ансамбль. А ещё есть однопутная трамвайная линия. Но трамвай ходит по этой улице только летом.
Губернский Нижний Новгород в XIX веке сильно поднялся благодаря торговле и купечеству. С 1817 года в городе ежегодно проводилась одна из крупнейших в России ярмарок, для которой было построено отдельное здание на левом берегу Оки (его я покажу в следующей части). Привело это к тому, что Нижний стал одним из наиболее богатых городов страны, и за ним закрепилось прозвище "карман России". Это хорошо видно и по масштабу губернской архитектуры той эпохи.
39.
В советские времена Нижний, получивший название Горький, "сменил специализацию". Он стал развиваться как крупный промышленный центр. Был построен известный на всю страну Горьковский автозавод и предприятия оборонной промышленности (крупнейшее из них - судостроительный завод "Красное Сормово"), из-за которых в советские времена Горький был закрытым для иностранных граждан. В радиусе тридцати километров выросла промышленная агломерация городов-спутников: за Волгой - Бор со стеклозаводом, на западе Дзержинск с его химическими заводами, на востоке Кстово с нефтезаводом, на севере бывшая уездная Балахна, в которой был построен целлюлозно-бумажный комбинат. На Волге в 60 километрах севернее была построена Горьковская (Нижегородская) ГЭС. В постсоветские годы часть нижегородской промышленной мощности была утрачена, что пошло городу не на пользу и даже вызвало отток населения, который, однако, сейчас уже прекратился. Сейчас по городу видно, что он, хоть и миллионник, но при этом не богатый. Развитие города в наше время не столь сильно, как во многих других миллионниках, но всё-таки идёт.
40.
41. Есть на Рождественской и весьма колоритные дворики почти питерского вида:
42.
43. Нижегородская эклектика городского пейзажа:
44. Слева видна одна из самых ярких достопримечательностей Нижнего - Строгановская церковь. Если точнее - церковь Собора Пресвятой Богородицы, построенная в 1696-1719 годах на средства купца Григория Строганова в соответствующем стиле так называемого "строгановского барокко".
45. Выходим к берегу Оки. На другой берег ведёт Канавинский мост (построен в 1930-е годы).
46. Выше по течению Оку пересекает Метромост, совмещённый с автомобильным (открыт в 2009 году, поезда метро пущены в 2012, с открытием станции Горьковская). На переднем плане видны купола Благовещенского монастыря. Сам монастырь - ровесник города, а нынешний его облик сложился уже в 19 веке.
47. Вид на слияние Волги и Оки. На переднем плане снова видна Строгановская церковь.
48. Верхняя часть города изрезана оврагами и склонами. Под этим мостом - Успенский овраг, названный по церкви Успения (1672), которая видна в кадре. Правее видны палаты XVII века - старейшее сохранившееся гражданское сооружение города.
В заключение рассказа о центре города перенесёмся на восток от кремля. И немного пройдём по Большой Печёрской улице.
49. Это ещё одна из исторических улочек Нижнего Новгорода. Здесь мы гуляли в последний день, когда погода была более приятной, - более сухо, солнечно, и слегка морозно (около -8 градусов). Хотя при этом ощутимо дул холодный ветер.
50. Старая архитектура удивляет необычными зданиями.
51. Это вычурное здание тоже легко принять за модерн начала прошлого века, но оно построено в 1990-е годы. Народное название - "башня-репродуктор". Сейчас занято Налоговой службой.
52. Панно на нижегородскую тематику над входом:
53. Маленькие и порой ветхие старые домики контрастируют с новостройками:
54. Чуть в стороне - соборная мечеть, построенная в 1915 году для татарской общины города. Фоном к ней теперь вырастают высотки, которых в мой первый приезд ещё не было.
55. А рядом с мечетью начинается линия очень экзотического вида общественного транспорта - открытой в 2012 году канатной дороги, которая пересекает Волгу и связывает с Нижним уже упомянутый город Бор. В кадре - её начальная станция "Нижегородская" (а на другом берегу, соответственно, "Борская"). По ней мы проехали отдельно при посещении Бора (а точнее, вернулись оттуда на ней).
56. В хорошую погоду Бор отлично просматривается с нижегородского берега. На переднем плане, кстати, и канатная дорога видна.
57. А у склона волжского берега стоит Вознесенский Печерский мужской монастырь (по которому и названа Большая Печёрская улица). Он изначально был основан в 1323 году, но не здесь, а ниже по течению Волги, где в 1597 году был разрушен оползнем и после этого перенесён на нынешнее место. В существующем виде обитель построена в середине XVII века. В солнечный зимний день белокаменные стены особенно красивы.
58. Слева направо: колокольня (которая почему-то накренилась), Вознесенский собор и надвратная церковь Евфимия Суздальского.
На этом я и закончу рассказ о Верхней части Нижнего Новгорода, которую я увидел обновлённым взглядом и в другое время года. В следующий раз отправимся за Оку (в этот приезд мы именно левобережную часть города исследовали гораздо плотнее) - сначала в Канавинский район, ещё один уголок старой части города.
НИЖНИЙ НОВГОРОД - 2017 ГОД:
Центр
Канавинский район
Автозаводский район
Машиностроительный завод и Центр Сормова
Метрополитен
НИЖНИЙ НОВГОРОД - 2013 ГОД:
В общем и целом Кремль К западу от кремля К югу от кремля К востоку от кремля Канавинский район Панорамы