Усолье-Сибирское

Dec 02, 2017 22:33

Иркутская область, особенно в местах, расположенных вдоль железнодорожных магистралей, богата промышленными городами. Один из них - город Усолье-Сибирское в 90 километрах к северо-западу от Иркутска, на Транссибе. Статус города Усолье получило в 1925 году, а в качестве села существует ещё с XVII века, и его название прямо указывает на то, что здесь были соляные промыслы, а вторая часть названия, добавленная в советское время, - географическое уточнение, так как существует и "просто" Усолье в Пермском крае. В советские времена Усолье переквалифицировалось на химическую промышленность, когда, в период с 1930-х по 70-е годы было построено несколько заводов с разнообразным спектром продукции, объединённых в комбинат с названием "Усольехимпром". Но к сожалению, сегодняшнее Усолье-Сибирское представляет собой то, что обозначается термином "депрессивный моногород", так как от былой промышленной мощи почти ничего не осталось. Население города составляет ныне 78 тысяч жителей, сократившись на четверть в сравнении с 80-ми годами, когда оно насчитывало 105 тысяч. В общем, впереди рассказ об этом городе, каким его увидел я во время восточно-сибирского путешествия 2017 года.



Кликабельная карта с локализацией фотографий по их номерам в этом рассказе:




От Иркутска Усолье отстоит примерно в два раза дальше, чем Ангарск - нефтехимический индустриальный гигант, который я посетил в тот же день. Изначально я планировал поехать из Иркутска в Усолье на электричке, но утром не успел на неё, найдя выход в виде регулярно отправляющихся с привокзальной площади маршруток. И примерно за час с небольшим дороги по федеральной трассе я приехал в Усолье, выйдя из маршрутки возле близкого к выезду на Иркутск железнодорожного вокзала.

2. Итак, вокзал. Хоть и приехал я не на электричке, начну именно с него. Это Транссибирская магистраль. И на станции Усолье-Сибирское останавливаются почти все поезда (кроме фирменного Москва - Владивосток). Вокзал, видимо, построен в позднесоветские годы, но, увы, в наше время испорчен пластиковыми панелями.



3. Вот так выглядит привокзальная площадь. Видна стоянка маршруток на Иркутск и Ангарск, а также деталь, уже хотя бы ради которой в этот город точно стоило приехать, - трамвай! Для города такого размера не самое частое явление. Это уже верный признак промышленного города, и, кстати, несмотря на деградацию индустрии и общий городской упадок, трамвай в Усолье-Сибирском функционирует относительно неплохо. Между прочим, ветка с разворотным кольцом у вокзала построена уже в 2010 году.



4. Поблизости - новодельная церковь Николая Чудотворца:



5. Привокзальные кварталы Усолья, расположенные фактически на южной границе города, застроены в основном типовыми пятиэтажками. Это Привокзальный микрорайон - та часть Усолья-Сибирского, которая традиционно отвечает за связь этого города с железной дорогой.



6. Но и основная специализация города напоминает о себе в топонимике:



7. Уютные городские дворы. И дома, из которых слышен шум проезжающих поездов. Усолье стоит на Транссибе, а значит это один из бесчисленного множества городов, мелькающих за окном поезда на пути через всю Россию.



8. Во дворах довольно-таки чисто:



9. Это место уже в квартале от вокзала. Рядом расположен рынок и несколько торговых центров и кафе. Эта небольшая площадь запомнилась как центр привокзальной части Усолья, которая в городе несколько обособленна.



10. Проспект Красных Партизан ведёт от вокзала в город:



11. А ещё дальше можно выйти на оживлённый и шумный Ленинский проспект - не что иное, как часть федеральной трассы, соединяющей... Москву и Владивосток! Да, у Усолья нету объездной, и столь важная трасса до сих пор проходит через почти 80-тысячный город. Это, кстати, почти самый край города: за девятиэтажками на заднем плане городская застройка резко обрывается, и начинаются поля.



12. Рядом находится стадион "Химик" (не сфотографировал), а чуть дальше него - мемориал усольчанам, павшим на Великой Отечественной войне.



13. Рядом с ним стоит вот такой памятник, в котором по будённовке угадывается тематика гражданской войны. Это памятник шестнадцати красноармейцам, пленённым белыми 6 февраля 1920 года в бою недалеко от Усолья, и расстрелянным ими на следующий день на берегу Ангары.



Рядом с этим местом главная городская магистраль раздваивается. Федеральная трасса в виде улицы Озёрной отклоняется налево и идёт вдоль железной дороги, а прямо в центр города ведёт Комсомольский проспект. В целом город достаточно вытянут с севера на юг между Транссибом и Ангарой (к реке он выходит задворками, и я туда не добирался).

14. Идём дальше. За мемориалом - озеро Молодёжное (вроде как, искусственное). В него впадает речка с совершенно выносящим мозг названием Скипидарка. Ну да, химический город ведь...



15. Дальше начинается более старая часть города. Можно сказать, основная. В кадре - типовая школа.



Устройство городской планировки Усолья одной своей деталью напоминает крупные города. Здесь есть главный проспект, и есть второстепенный параллельный ему, по которому ходят трамваи. Главный - это Комсомольский проспект, а "трамвайный" - переходящие друг в друга улицы Суворова, Интернациональная и Менделеева. Для начала пойдём по Комсомольскому и затем, сделав круг, вернёмся обратно по параллельным улицам.

16. Дворы по Комсомольскому проспекту. Надо сказать, что Усолье - город на удивление малоэтажный. Учитывая, что население его превышало сто тысяч жителей, да и сейчас немаленькое, здесь очень мало домов выше пяти этажей (запомнилось лишь несколько девятиэтажек поблизости от выезда из города), что, вероятно, связано с тем, что не хватало сейсмоустойчивых многоэтажек (поскольку регион здесь сейсмоопасный). А панельные пятиэтажки в городе приятно для глаза покрашены в разные яркие цвета. Кстати, способ расцветки "по квадратам" мне сильно напомнил Воркуту.



17. Очевидно ещё советская детская площадка:



Как уже говорилось, в советские времена Усолье-Сибирское было центром мощной химической промышленности. Начало этому было положено в декабре 1933 года, когда здесь был основан завод этиловой жидкости, начавший работу спустя три года. На базе эвакуированных сюда в войну предприятий был открыт хлорный завод. Новый виток развития индустрии пришёлся на конец 1950-х, когда началось строительство ряда других производств, с последующим объединением всех заводов в химический комбинат "Усольехимпром", где производились полимеры, различные сложные органические соединения, использовавшиеся в разных отраслях - в энергетике, сельском хозяйстве, медицине, и более сложной химической промышленности; производились там и товары народного потребления - краски, растворители, моющие средства. Но увы, в постсоветскую эпоху комбинат стал постепенно угасать, в 2010-е годы окончательно прекратив работу. Из химической промышленности города по-прежнему работает (и, судя по официальному сайту, вполне исправно) лишь Усольский химико-фармацевтический завод. А из остальных - машиностроительный завод "Усольмаш", предприятия пищевой промышленности - сользавод (да, своё название город по-прежнему оправдывает), мясокомбинат, и, может, ещё что-то небольшое.

18.



Понятно, что по городу такая ситуация сильно ударила. Население за постсоветские годы сократилось более, чем на четверть (со 105 до 78 тысяч). И внешне город заметно беден и неухожен, сильно контрастируя на фоне своего соседа - зажиточного и благоустроенного Ангарска. Хотя в целом, для города, потерявшего большинство своей промышленности, выглядит Усолье местами не так уж и плохо. В Ангарск, а иногда даже и в Иркутск, многие усольчане ездят на работу. И население в городе на глаз заметно более пожилое, чем во вполне молодёжном Ангарске.

19. Но всё-таки жизнь идёт и продолжается. На фото - широкий и просторный Комсомольский проспект.



20. И новые дома в небольшом количестве строят. Довольно приятные на вид, кстати.



21. Дом культуры "Мир". Типовое сталинское здание.



22. Ещё новые дома. Это, скорее всего, социальные - для расселения людей из ветхого жилья.



23. И снова цветные панельные хрущёвки. Тихие зелёные дворы довольно уютны в летний день.



24. В перспективе Комсомольского проспекта видны заброшенные постройки бывшего завода ЖБИ.



25. Усольский химико-технологический техникум. Нетрудно догадаться, что раньше он был кузницей кадров для местной промышленности, но в наше время, из-за её развала, стал филиалом иркутского политеха.



26. Дальше по Комсомольскому проспекту застройка становится старше, и появляются сталинки. Это центр Усолья, который являет собой вполне классический соцгород.



27. В глубине кварталов - типовые двухэтажки послевоенного времени:



28. Школа примерно тех же лет постройки:



29. С ленинской цитатой на фронтоне:



30. И дворы, в которых идёт неспешная жизнь:



31. Улица Ленина, пересекающая Комсомольский проспект. И снова трамваи. Почти весь парк представлен моделью КТМ-5, но, как видим, есть даже КТМ-19 (правда, судя по статье в Википедии, их всего два). Трамвайная система в городе устроена довольно просто: одна линия, идущая через весь город от вокзала к промзоне, а также ответвление к трамвайному парку - в кадре именно оно. Что странно, проезд в Усолье (равно как и в Ангарске) стоит на рубль дороже, чем в Иркутске.



32. Дальше находится Комсомольская площадь - главная площадь города, где находятся дворец культуры и дворец спорта.



33. И напротив - типовая гостиница "Усолье":



34. Рядом находится парк, у входа в который - вот такая, видимо, советская ещё стела.



35. Вид поближе. Барельефы на тему химической промышленности. Справа виден советский герб города (сейчас уже другой).



36. Чуть дальше за площадью скромно приютилась городская администрация.



37. Дальше я свернул с проспекта - вглубь кварталов усольского соцгорода.



38.



39. Я почти полностью прошёл пешком город с юга на север, и здесь уже край его жилой части. Тут уже такая типичная рабочая окраина, даром, что близко к центру города. Дальше на север жилая застройка заканчивается, и вскоре начинается промзона. А ещё это место мне запомнилось соседством "украинских" названий улиц - Богдана Хмельницкого и Шевченко.



40. Попадаются и сильно обветшалые дома. Наверное, подлежащие расселению. Кстати, в первом этаже этого дома находится отделение полиции.



41. Похожий деревянный дом, но в более приличном состоянии:



42. А вот и ещё одна новостройка для расселения ветхого жилья:



43. Выходим на улицу Менделеева, по которой идёт трамвайная линия. К ней обращён второй фасад соцгорода. Некоторые дома, как видим, отремонтированы.



В паре километров отсюда находится промзона, по большей части, наверное, заброшенная. Но я туда не добирался, хотя, впрочем, сейчас она вряд ли представляет собой что-то зрелищное. Туда, как водится в промышленных городах, проложена трамвайная линия с остановками у проходных, но, по понятным причинам, сейчас трамваи туда ходят совсем редко.

44. И большинство их оборачивается здесь же, в конце улицы Менделеева. Как и этот, только что выехавший из кольца.



45. Теперь уже по "трамвайной" улице Менделеева я направился в обратную сторону. Соцгород продолжается. Я сначала принял эти дома за довоенные (ведь первый химзавод построен ещё в 1930-е), но оказалось, что они конца 1950-х годов.



46. Дом детского творчества того же времени:



47. Советские панно на его фасаде:



48. Дома достаточно интересные. Переходные от сталинок к хрущёвкам, ещё с высокими потолками.



49. Дворы:



50. Я люблю в разных городах заходить во дворы. Особенно в районах с типовой застройкой. И особенно в городах, далёких от дома. Это даёт особенно глубокое ощущение атмосферы того или иного города.



51.



52. Не все дома в хорошем состоянии. До многих пока ещё ремонт не добрался, но, думаю, это дело времени.



53. В этом доме мне понравилась арка в два этажа на фасаде:



54. Снова улица Ленина с трамваями. Обратите внимание - в Усолье все трамвайные пути проходят по выделенной линии.



55. Улица Менделеева дальше переходит в Интернациональную. По другую сторону от неё - обширные кварталы частного сектора. Насколько я понял, это и есть бывшее село Усолье, известное с 17 века, и фактически сохранившееся как район города в стороне от центра. Я туда не ходил, хотя, вроде, там есть даже интересные дореволюционные дома, и по тем улицам можно выйти к берегу протоки Ангары.



56. Здесь я сел на трамвай и проехал несколько остановок в сторону вокзала, выйдя поблизости от упоминавшегося уже Молодёжного озера. Улица с трамваем здесь уже называется Суворова.



57. Здесь находятся ещё несколько сталинских кварталов. Это маленький соцгород уже также упоминавшегося машиностроительного завода "Усольмаш" (до него самого я не доходил).



58. Этот завод, кстати, работает, но как раз его соцгород выглядит совсем запущенным, и даже мрачноватым. Впрочем, возможно, он будет смотреться заметно уютнее, если покрасят дома.



59. На аттике этого дома написан год постройки - вроде бы, 1957.



60.



61. Свежепокрашенный дом. Заметно выделяется на фоне остальных.



62. Есть и барачные деревянные дома. Но им явно недолго осталось.



63.



В этом месте я закончил прогулку, сев снова на трамвай, и доехав до вокзала, у которого мне предстояло сесть в маршрутку до Ангарска (в расписание электричек я, к сожалению, опять не вписывался). Кстати, в Усолье я в этот же день практически случайно оказался второй раз, и уже вечером (о чём ещё расскажу позднее).

В общем, вот такой город. Которому, конечно, хотелось бы пожелать улучшения ситуации в будущем. Город по-своему интересный, хотя и не очень выразительный в плане архитектуры (всё же сталинки здесь довольно обычные, особенно на фоне Ангарска). В следующем рассказе отправимся в Ангарск. Это уже действительно крупный город, в несколько раз больше Усолья.

Сибирь, Восточная Сибирь, Путешествия, Россия

Previous post Next post
Up