Самара стоит на одном берегу Волги, но на двух берегах реки Самары (или Самарки, как её обычно называют). Относительно её тоже большинство территории города расположено с одной стороны, но есть и самарское заречье - довольно большой по площади и обособленный Куйбышевский район. В основном этот район состоит из массивов частного сектора, самый крупный из которых - посёлок Кряж. Но главное, что я здесь увидел - это небольшой соцгород Куйбышевского нефтеперерабатывающего завода (КНПЗ), в народе известный как 116-й километр или Стошка. Эти места и посмотрим в этом рассказе.
Интересная особенность городской топонимики: в Самаре, называвшейся в советское время Куйбышевом, есть Самарский и Куйбышевский районы. Попасть с "Большой земли" в Куйбышевский район можно посредством двух мостов через Самарку. Один, как я понимаю, безымянный, расположен
вблизи устья реки, и на нём можно попасть сюда из центра, а второй - Южный мост, в створе улицы Авроры и Южного шоссе - по нему удобнее ехать за реку с восточных промышленных и спальных окраин. Рядом с мостом возле устья сейчас строится ещё Фрунзенский мост. Также есть Кировский мост ещё восточнее, но он фактически ведёт уже не туда. В Куйбышевский район я ездил вместе с моим другом Валерой, живущим сейчас в Самаре, о котором уже упоминал, и погода в тот день была не такой солнечной, как в почти все остальные мои дни пребывания в городе, да и почти всего путешествия. Сначала было просто пасмурно, потом пошёл снег, перешедший в итоге в сильную метель.
2. Итак, Кряж. Его я увидел довольно поверхностно, но в основном он выглядит примерно так. Большой массив очень разнокалиберного частного сектора.
3. Здесь есть недавно построенная мечеть (видимо, вторая в Самаре после соборной, которая рядом с
парком имени Гагарина). А ещё рядом находится аж две тюрьмы, но их я не сфотографировал.
4. Ещё этот район можно увидеть из окна поезда. Здесь проходит железная дорога - тот самый Южный ход Транссиба. Проезжал тут и я, когда
ехал в Самару из Питера.
5. Вот и очередной грузовой поезд идёт. Движение интенсивное, и звуковой фон Кряжа - это постоянные гудки и грохот колёс по высокой насыпи.
6. Но в перерывах между поездами здесь тихо.
7. Да, злые собаки уже не те...
8. Школа, где кряжские дети получают знания:
9. Ещё здесь есть церковь Пророка Илии (построена в конце 1990-х), и ещё одна школа (видна слева).
10. Но нам путь лежал дальше. Вдалеке, за изгибом железной дороги, дымят трубы нефтеперерабатывающего завода. Кроме труб можно разглядеть даже огненный факел.
Завод по-прежнему называется Куйбышевским. И это ещё один пример промышленного развития города во время войны. Завод был построен в 1943-1945 годах, а оборудование для него получено из США по Ленд-лизу. Ввод завода в эксплуатацию состоялся 24 августа 1945 года. Он впоследствии породил и соцгород - жилой район при заводе. Сначала он назывался посёлком Нефтяников, потом получил название 116-й километр - по одноимённой железнодорожной платформе (километраж тогда шёл от Сызрани, а не от Москвы, как сейчас), затем переименованной в Соцгород. Название 116 километр сократилось до слова "Стошка", и под таким народным названием район известен в наше время.
Карта с локализацией фотографий по их номерам в посте. Кряж не поместился, но он находится чуть севернее. Здесь же видно, что Стошка имеет треугольную планировку.
11. Стошка - это такая "вещь в себе". Район на отшибе, где про остальную Самару говорят "поехать в город". Выглядит она скорее как отдельный небольшой городок, и вообще расположена на таком же расстоянии до соседнего города Новокуйбышевска (который, кстати, тоже вырос при нефтезаводе, но это отдельная история), как до центра Самары. Район выглядит довольно самодостаточным, но всё-таки он не очень большой, и поэтому многого ему не хватает - начиная с того, что здесь нету некоторой категории магазинов, в которые приходится ездить "в город", и заканчивая тем, что многие жители Стошки и работают "в городе".
12. Углубляемся в район. Пока вокруг хрущёвки, причём типичного самарского облика.
13. Здесь проходит улица под названием Пугачёвский тракт, названная так, поскольку переходит в шоссе на город Пугачёв в соседней Саратовской области. Эта же дорога связывает Самару с промышленными городами-спутниками - Новокуйбышевском и Чапаевском.
14. Интересное советское панно на торце хрущёвки. Жаль, что сохранилось плохо.
15. Дальше небольшая площадь с бюстом Валериана Куйбышева. Пугачёвский тракт проходит её по касательной. А от самой площади, подобно лучам, расходятся улицы Фасадная и Бакинская.
Поскольку это район при нефтезаводе, в его топонимике увековечены названия нефтеносных районов СССР. Улицы Бакинская, Грозненская, Калининградская. Есть ещё Молдавская и Кишинёвская (нефть в Молдавии была открыта в конце 1950-х годов, но не добывалась из-за малочисленности). Думаю, появись этот завод и район при нём годах в 60-х, здесь были бы улицы Сургутская и какая-нибудь Самотлорская.
16. Улица Фасадная:
17. И Бакинская. Обратите внимание на троллейбус: несмотря на оторванность от города, электротранспортом Стошку не обделили. Троллейбусы ходят прямо до завода, но мы и туда, и обратно добирались на автобусе (причём на обратном пути это был старый ПАЗик).
18. Дальше начинаются сталинки - типичная соцгородская застройка. Впрочем, дома тех лет здесь только двух- и трёхэтажные. Поэтому соцгород, как таковой, не очень выразителен. Но всё равно интересно. Состояние домов разное: есть обшарпанные, есть отремонтированные, а попадались несколько раз и расселённые как ветхое жильё.
19. Это главная площадь соцгорода. Небольшой сквер, недавно отремонтированный внушительный сталинский ДК Нефтяников (построен в 1955 году), и памятник Ленину на его фоне. Тем временем, снегопад усиливается на наших глазах, обдавая нас зарядами метели, и заставляя всё больше закутываться. Температура воздуха, кстати, была близка к нулю - это был самый тёплый день моего поволжского путешествия.
20. В этом же сквере есть и вот такой маленький памятник:
21. На площади местная детвора каталась с горки:
22. Идём дальше:
23. Хоть это и рабочая окраина, но смотрится местами очень даже уютно.
24.
25. Весьма оригинальный способ размещения таблички с названием улицы:
26. Сталинская застройка соцгорода заканчивается на улице Калининградской. Здесь снова можно видеть 5- и 9-этажные дома, построенные в более позднее время.
27. Ещё одно сталинское здание - ДК Строителей. За ним находится стадион "Нефтяник".
28. А затем мы, наконец, вышли к нефтезаводу. Стихия, тем временем, разыгралась, и на небе сгущалась мгла метели. Но высокие заводские трубы по-прежнему видны. Правее кадра находится магистральная железная дорога, а на переднем плане - один из подъездных путей завода. Иногда здесь можно почувствовать характерные запахи нефтепереработки. В тот раз я такого не заметил, зато ощутил на следующий день, когда ехал мимо этого завода на электричке в Новокуйбышевск. А ещё здесь есть интересное соседство: рядом с НПЗ находится Самарская фабрика музыкальных инструментов, вроде даже довольно известная. Вот так вот - бензин и гитары производятся почти в одном месте.
29. Забавный артефакт. Это пешеходный мостик через теплотрассу.
30. Вдоль территории завода идёт улица Грозненская. По ней можно выйти к заводоуправлению, к которому ведёт небольшая аллея.
Куйбышевский НПЗ ныне принадлежит "Роснефти". Мощность его составляет порядка 7 млн тонн нефти в год, и производит он в основном высокооктановый бензин. В соседнем Новокуйбышевске находится более крупный нефтезавод (важно не перепутать - есть Куйбышевский НПЗ, а есть Новокуйбышевский, и это разные заводы), а третий НПЗ в Самарской области находится в Сызрани. Собственно, в этом регионе есть и нефтедобыча: недалеко к востоку от Самары есть даже небольшой город Нефтегорск.
31. Корпоративная символика:
32. Здесь же - стенды на тему истории и современной жизни завода.
33. Заводоуправление выглядит с иголочки, со стеклянными пристройками, контрастируя с довольно потрёпанным видом соцгорода. Перед ним - фонтан, изображающий нефтепровод с вентилем.
Метель разошлась порядком, и в итоге продолжалась целые сутки, закончившись только в середине следующего дня. За это время в Самаре выпало около 10 сантиметров снега. Я ещё застал эту метель на следующий день в Новокуйбышевске (причём там она прекратилась очень резко, после чего наступила совершенно безоблачная погода). Мы поблизости от заводоуправления сели на обратный автобус в город, успев посетить ещё Хлебную площадь и прилегающие к ней места (о чём я уже рассказывал). И на этом всё о Куйбышевском районе, и уже почти всё и о Самаре вообще. Впереди заключительная часть рассказа об этом городе, где мы осмотрим Самарский метрополитен.
САМАРА:
Часть 1 (площадь Куйбышева и окрестности) Часть 2 (улицы центра города) Часть 3 (район вокзала и непарадные улицы центра) Часть 4 (Волга) Часть 5 (на северо-восток от центра) Часть 6 (Безымянка и Металлург)Часть 7 (Куйбышевский район)
Самарский метрополитен