Сегежа

Jun 27, 2020 11:53

Карелия - край лесной. А где много хвойного леса, там и связанная с ним промышленность - деревообрабатывающая и бумажная. Именно за счёт этого в Карелии возник городок Сегежа, стоящий на Мурманской железнодорожной магистрали. Именно она в 1914 году породила здесь станцию и посёлок при ней, а построенные в советскую индустриализацию лесозавод и целлюлозно-бумажный комбинат, вкупе с Беломорканалом, привлекли сюда множество людей, и Сегежа в 1943 году стала городом. Сейчас это небольшой (26 тысяч жителей) и по-своему интересный городок Карелии, у берега большого Выгозера. Для меня Сегежа стала первым пунктом небольшого путешествия на север в январе 2020 года.



Немного я об этой поездке я уже успел рассказать, но не с начала, а с морозных фотографий Мурманска 18-19 января. Теперь же - о поездке в хронологическом порядке. Из Петербурга я уезжал 13 января, встретив в поезде Старый новый год. Примечательно, что двумя неделями ранее - на собственно Новый год, я об этой поездке ещё не помышлял, спонтанно спланировав её за несколько дней до отъезда, когда, глядя на погоду в Питере, начал подозревать, что зимы в этом году может так и не быть вообще (и не прогадал - так почти и вышло), а значит - надо куда-то поехать, где она есть. Вечером 13-го я сел на давно знакомый мне 22-й скорый Петербург - Мурманск, а в половине восьмого утра мне предстояло покинуть его в Сегеже - я решил ехать не сразу в Заполярье, а день побыть в Карелии; так что как поездки 2019 года я закончил Карелией, так и 2020 тоже начал с неё - всего через 16 дней. Глядя в окно с верхней полки плацкарта, я увидел в темноте ночи, как незадолго до Лодейного Поля преобразился пейзаж - появился снег, и стало белым-бело. После Питера уже казалось, что я попал в другую реальность. Спал недолго. Тёмным ещё ранним утром за окном я увидел заснеженный карельский лес, а потом замёрзшее Линдозеро, через которое по дамбе идёт железная дорога.

2. Вот и Сегежа. Через несколько минут стоянки поезд уходит дальше на север.



3. Ну а я пошёл коротать время до рассвета на вокзал. Вышел уже после десяти, когда рассвело. Вот так выглядит вокзал. Здание построено в 2000-е годы. Из примечательного - наклонная стеклянная крыша, но тут её видно плохо. Со стороны города в этом же здании находится маленькая автостанция, откуда ходят автобусы в Петрозаводск и посёлок Валдай на востоке района (а вот в Надвоицы, куда я поеду после обеда, автобус ходит с главной площади города).



Сегежа - достаточно типичный пример города, получившего название от ЖД станции (а не наоборот), которая, в свою очередь, была так названа по реке. На юге города речка Сегежа впадает в Выгозеро (которое с 1930-х годов является водохранилищем, вместе с низовьями этой речки). Название это происходит от карельского "sees" - чистый, светлый. По идее, ударение в слове Сегежа должно ставиться на первый слог, но, видимо, население молодого города, состоявшее в основном из приезжих людей, непривычных к карельской топонимике, изменило его.

4. Вид на север. Движение поездов тут оживлённое - как-никак, Мурманская магистраль. При этом пригородное сообщение здесь есть только летом, когда ходит электричка Медвежья Гора - Кемь (зимой пассажирское сообщение от Медвежьегорска до Беломорска представлено только поездами дальнего следования). Любопытно, что к югу от Сегежи, и до Медвежьегорска - какой-то особенно глухой и малонаселённый участок магистрали.



Мурманская магистраль строилась в 1914-16 годах, и станция Сегежа сначала находилась не в этом месте, а в полутора километрах южнее (как раз ближе к реке). Там до сих пор сохранился старый деревянный вокзал (а до недавнего времени там и электрички останавливались), но я не доходил до него. Новую станцию, которая есть сейчас, построили уже в 2000-е годы.

5. Вид на юг. Хорошо виден путепровод, связывающий две стороны города.



6. Осмотрев станцию, и начав прогулку по городу, я увидел отправление белорусского поезда Мурманск - Минск.



На карте всё выглядит достаточно просто. Железная дорога делит Сегежу на две стороны. Не знаю, как их называют местные жители, но проще всего назвать их либо западной и восточной, либо, соответственно, новой и старой. По площади они примерно равны, но новая часть более многоэтажная, поэтому очевидно, что большинство населения города живёт именно там. Также в старой части находятся и заводы. Ну и именно там Сегежа выходит к берегу Выгозера (где я не был).



7. Торговый центр по соседству с вокзалом. В нём же я нашёл кафе, где пообедал ближе к отъезду из города.



8. Пойдём сначала в новую часть. Перпендикулярно железной дороге уходит широкий бульвар Советов, перспективу которого замыкает церковь. Погода лишь слегка морозная - около -2 градусов. Да и в потемневших местами сугробах видны следы частых оттепелей. Но на тот момент я этого не замечал (пока не приехал в ещё более снежную Мурманскую область) - достаточно было уже того, что зима есть :)



9. Западная сторона Сегежи в основном примерно такая. Пятиэтажки, есть несколько девятиэтажек. В общем, всё довольно заурядно (в старой части поинтереснее). Застраивать город по эту сторону от ЖД начали примерно в конце 60-х.



10. Дворы:



Сегежа - городок по-карельски сонный, хотя и оживлённый при этом. Население города насчитывает 26 тысяч человек, но на момент распада СССР здесь жило 38 тысяч, и Сегежа тогда была вторым по численности (после Петрозаводска) городом Карелии, после чего её потеснили Кондопога и Костомукша, что сдвинуло Сегежу на четвёртое место.

11.



12. Бульвар Советов - основное место концентрации людей в городе. На нём множество магазинов.



13. Видел много ларьков с продукцией Сегежского хлебозавода. Но сам так и не купил.



14. Бульвар Советов упирается в улицу Антикайнена (названа в честь финского революционера, участника гражданской войны). На небольшом пригорке стоит симпатичная деревянная церковь Святой Троицы, построенная в 2000-е годы. За ней - квартал домов 80-х годов, за которым город заканчивается, сменяясь лесом.



15. Рядом - памятник защитникам Карелии в годы Великой Отечественной войны. Сегежа тогда не попала в оккупацию - фронт проходил через станцию Масельская в 65 километрах южнее. И именно во время войны, в 1943 году, Сегежа и получила статус города.



16. Карельские панельные пятиэтажки 75-й серии:



17.



18. Теперь отправимся на восток - в старую часть города. По путепроводу перехожу железную дорогу. Это - вид на юг. Над головой красивое зимнее небо. Сегежа находится на 63-й широте, так что в январе солнце высоко не поднимается.



19. Вдалеке видно градообразующее предприятие - Сегежский ЦБК, построенный в 1936-39 годах. Насколько я знаю, раньше он сильно вонял (специфика лесохимического производства), и ещё недавно близость Сегежи по неприятному запаху угадывалась даже на автомобильной трассе в 10 километрах от города. Но сейчас системы очистки на предприятии усовершенствовали, и эта проблема существенно снизилась. За постсоветский период комбинат переживал трудные времена в 90-е (само собой) и в начале 2010-х, но сейчас он себя чувствует более-менее неплохо. Основная его продукция - упаковочная бумага (в частности, здесь делаются бумажные пакеты для IKEA).



20. Старая часть Сегежи - это небольшой, но довольно интересный сталинский соцгород. Сразу за путепроводом находится площадь Мира - главная в городе. Её доминанта - массивный ДК бумажников (судя по архитектуре, конец 1940-х).



21. Ближе к железной дороге - обелиск с Серпом и молотом, артефакт советской эпохи.



22. Рядом с ДК стоит недавно установленный памятник медсёстрам Карельского фронта.



23. Сталинки. Если ДК отремонтирован, то другие дома выглядят довольно обшарпанными.



24. В этом здании - краеведческий музей.



25. В основном сегежский соцгород состоит из деревянных двухэтажных домов, построенных в 1930-40-е годы. Для Карелии и вообще севера России это дело обычное, но эти дома в Сегеже и не назовёшь "бараками". Это уже, пожалуй, деревянная сталинская архитектура.



26.



27. Настоящее деревянное зодчество, пусть и советской эпохи. Жаль, что многие из этих зданий могут уйти в прошлое, как "не имеющие ценности". Всё-таки тут, как уже сказано, не обычные "бараки".



28.



29.



30. Более крупным планом:



31. Интересная деталь:



32. Памятник партизанам Карелии:



33. По соседству с ним - типовой кинотеатр 60-х годов.



34. И типичные для Севера (включая Карелию) хрущёвки без балконов:



35. А ближе к комбинату есть небольшой квартал более парадных домов, построенных в конце 1930-х, видимо, в основном для руководства комбината и городских чиновников. Размах совсем не районного масштаба: для довоенного строительства такие массивные дома в маленьком городе (особенно в преимущественно деревянной северной глубинке) смотрятся очень нетипично.



36. Внешнее состояние этих домов, однако, удручает местами. Хоть Сегежа и не депрессивный город, но с благоустройством немало явных проблем.



37. Дом и труба комбината вдалеке:



38. Между парадными домами - небольшой сквер, где стоит вот такой памятник Ленину, которым можно пугать детей. Я, увидев, назвал его "зомби-апокалипсис по-советски".



39. Напротив него - мемориал Великой Отечественной войне с братской могилой бойцов, погибших в Сегежском районе.



40. Ну а дальше находится сам целлюлозно-бумажный комбинат. В кадре видна вдалеке его центральная проходная. Близко я не подходил.



Восточнее ЦБК находится лесопильно-деревообрабатывающий комбинат. Ну а дальше город восточной окраиной выходит на берег озера Выгозеро, но туда я не доходил. Через это озеро проходит трасса Беломорско-Балтийского канала, в наследство от лагерей которого осталась расположенная рядом с Сегежей исправительная колония (известная, кстати, тем, что там сидел Ходорковский). Вообще период 1930-х годов, при всей его неоднозначности, сильно преобразил эти места. В прежде глухом Выгозерском краю образовался, как мы бы сейчас сказали, промышленный кластер из Сегежи, посёлка Надвоицы и Выгского каскада ГЭС, после постройки которого Выгозеро стало водохранилищем, затопив деревни на побережье, и заметно увеличившись в размерах.

41. В общем, Сегежа город довольно интересный, со своим лицом. И не очень типичный для Карелии.



42. Возвращаюсь на площадь Мира:



Потом я снова перешёл путепровод обратно в новую часть, пообедал в кафе в торговом центре и вскоре дождался маршрутку в Надвоицы. 24 километра по заснеженной дороге среди леса, через посёлок Майгуба - и уже через полчаса я был в Надвоицах. Об этом посёлке я расскажу в следующий раз.

Карелия, Путешествия, Северо-Запад, Русский Север, Железная дорога, Россия

Previous post Next post
Up