Магадан. Часть 1. «Столица Колымского края»

Apr 14, 2024 11:38

Магадан. Об этом городе слышали почти все, но очень мало кто в нём был и даже сможет показать его на карте. При этом, несмотря на свою знаменитость, Магадан довольно небольшой: в нём не насчитывается даже ста тысяч жителей (хотя в 1980-х годах, до массового оттока населения в лихие девяностые, было около 150 тысяч, но и это не очень много). Однако он является областным центром. Это не просто Дальний Восток, а уже Северо-Восток России - довольно своеобразный регион, имеющий свои отличия даже от южной части Дальнего Востока. Я побывать в Магадане хотел очень давно. Этот далёкий город на берегу Охотского моря всегда меня манил при одном только взгляде на карту. И наконец, в марте 2024 года я совершил поездку (и, надеюсь, не последнюю) в "столицу Колымского края".



У Магадана весьма интересное географическое расположение. Он находится на берегу Охотского моря, и до него можно доехать с "большой земли" на автомобиле по федеральной трассе "Колыма" через Якутию. Магадан при этом будет находиться в самом конце пути. Но это очень длинная дорога, и большинство людей попадает в Магадан на самолёте (как это сделал и я). Похоже дела обстояли и в 1930-х годах, когда Магадан только появился на карте: он был не тупиком, а лишь началом пути в Колымский край, только вместо самолётов сюда "извне" попадали в основном пароходами по морю, из-за чего до сих пор жители этого региона остальную территорию страны в обиходе называют "материком".

Так вот, на "материке" не так много городов, имеющих прямое авиасообщение с Магаданом. Так что выбор вариантов попадания туда из моего Салехарда тоже невелик. Наиболее удобной оказалась пересадка в Новосибирске: из Салехарда рейсы туда выполняются раз в неделю (по воскресеньям), а оттуда в Магадан - ежедневно. Долетев утром 10 марта из столицы Ямала в столицу Сибири, я испытал огромный перепад температур: из минус 30 градусов в Салехарде я попал в новосибирские плюс два, слякоть, серое небо и морось. По такой погоде и гулять по городу толком желания не было, однако от прилёта до вылета было порядка восьми часов, так что я всё-таки съездил в город, вернувшись в аэропорт уже поздним вечером: на Колыму предстоял ночной перелёт.

Кстати, новосибирский аэропорт "Толмачёво" сам по себе любопытное место. Это в своём роде "вотчина" авиакомпании "S7 Airlines" ("Сибирь"). Процентов 75 самолётов, которые можно увидеть здесь на лётном поле, окрашено в её узнаваемую ярко-светло-зелёную ливрею, к телетрапам, похоже, только их по привилегии и ставят, а промоутеры этой компании с вопросами "здравствуйте, вы мили копите?" чуть ли не перегораживают дорогу в зале ожидания. Впрочем, надо отдать должное: здесь действительно крупный и удобный транспортный хаб для восточной части России с огромным количеством направлений, рейсы по которым выполняет "S7". И я летел в Магадан на "Боинге-737" этой же компании, и когда на стойке регистрации на мой рюкзак наклеили багажную бирку с буквами "GDX", я вдруг ясно почувствовал, в какую даль отправляюсь. Рейс занимает около пяти часов, и, вылетев из Новосибирска в 23-45, я приземлился в Магадане около 9 утра местного времени (а это +4 часа от Новосибирска, +6 от Ямала и +8 от Москвы). Так что ночь у меня как будто выпала из суток. В самолёте удалось лишь немного подремать. Зато это обстоятельство помогло мне очень быстро перестроиться на местный часовой пояс.

2. Рассвет где-то над Якутией:



На рейсе, кстати, немалую часть пассажиров составляли вахтовики, которые на Колыму ездят в большом количестве - кто на золотодобычу, кто на строительство. Это обстоятельство было несложно установить исходя из количественного преобладания мужчин среди пассажиров.

3. Магадан встретил лёгким снегопадом при -10 градусах. А вот такая надпись встречает при выходе из аэропорта. До города далеко: аэропорт находится возле посёлка Сокол в 40 километрах от Магадана, и автобус в город едет около часа.



4. И вот я уже в центре города. Это - автовокзал. Направлений для автобусов тут не много: от Магадана идёт лишь одна трасса (та самая федеральная трасса "Колыма", по которой я и ехал из аэропорта, а потом ещё поеду в город Сусуман), и по ней ходят автобусы во "внутренние" районы Магаданской области (самая дальняя точка назначения - посёлок Мяунджа), и есть ещё дороги в посёлки на морском побережье (Ола, Талон).



5. Вечером на автовокзале горит неоновая вывеска в советском стиле. Олень - геральдический символ Магаданской области. Узнаваемые северные мотивы.



6. Проспект Ленина, главная парадная магистраль Магадана. Кадр снят от автовокзала. Это один из первых кадров, сделанных в городе, когда я только приехал из аэропорта, параллельно представляя, что где-то в Салехарде ещё ночь.



Итак, что, собственно, такое Магадан? Небольшой центр большой области на российском Северо-Востоке. Население этого города - 90 тысяч жителей, население Магаданской области - около 140 тысяч (а в лучшие времена, то есть в 1980-е годы, было более 500 тысяч, об этом я ещё расскажу отдельно). Исторически это молодой город, ему ещё нету и ста лет. До середины XX века в этих местах было очень мало постоянного населения. Промышленное освоение этого края произошло уже в советские времена и связано было с разработкой месторождений металлов, имеющихся на Северо-Востоке в большом количестве. Это, во-первых, драгоценные металлы - золото и серебро, а во-вторых, олово, молибден, уран и другие. Поиски золота в этих краях велись ещё до революции, но лишь в 1920-е годы было установлено промышленное значение месторождений. Магадан был основан в 1929 году как посёлок, спустя десять лет получив статус города. В 1931 году был основан трест "Дальстрой", который в этом регионе делал практически всё: и разработку месторождений, и строительство заводов, городов, посёлков и дорог; значительную часть рабочей силы составляли заключённые (об этом подробнее будет в следующих рассказах). В Магадане находилось управление треста, то есть фактически уже тогда город стал административным центром этого региона, хотя сама Магаданская область была образована лишь в 1953 году.

7. Поэтому вполне естественно, что исторический центр Магадана состоит из сталинской архитектуры. Как до-, так и послевоенной.



Магадан стоит на берегу моря, поэтому здесь всегда были "ворота" в Колымский край, и отсюда в 1930-е годы началось строительство дороги вглубь материка. Именно там велась и ведётся сейчас добыча золота и других металлов, месторождения которых большей частью расположены в бассейне реки Колымы - одной из крупнейших рек Северо-Востока. Отсюда и устойчивая ассоциация "Магадан - Колыма", которой не препятствует большое расстояние от областного центра до этой реки. Вопреки популярному заблуждению, Магадан стоит вовсе не на берегах реки Колымы, а на Охотском море, то есть на тихоокеанском побережье России. До Колымы отсюда четыреста с лишним километров, а она течёт на север, впадая в Восточно-Сибирское море (то есть в Северный Ледовитый океан), но является крупнейшей рекой Магаданской области.

8. Узнаваемая деталь облика Магадана - дальневосточная даурская лиственница. Ей засажено большинство улиц города.



9. Местами город довольно холмист:



10. И противоположный вид. Вдалеке видна телебашня - узнаваемый объект в магаданском пейзаже. Но почему-то я не сделал её отдельного снимка, хотя проходил рядом.



11. В тёмное время суток она подсвечивается:



Происхождение названия Магадан точно неизвестно. Скорее всего, оно происходит из эвенского языка (то есть языка местного коренного народа эвены, которых не следует путать с эвенками), и по основной версии восходит к "монгодан" - "морские наносы" (а трансформация в нынешний вариант в русском языке произошла из-за аканья).

12. Дом 1940 года постройки на проспекте Ленина (который тогда назывался Колымское шоссе):



13. А этот дом уже послевоенный - построен в 1947 году. Он стал одним из символов Магадана.



14. Башенка со шпилем поближе:



Сталинки Магадана довольно изящны. Большая их часть построена по проекту ленинградских архитекторов. Это было довольно распространённым явлением (из-за наличия в Ленинграде-Петербурге сильной архитектурной школы), но здесь этот факт особенно интересен, потому что Магадан - географическое зеркало Санкт-Петербурга. Он расположен практически на одной широте с ним (59 градусов северной широты) и тоже на морском побережье, но при этом на восточном. Но климат в Магадане куда более холодный, и даже на такой широте он официально отнесён к Крайнему Северу.

15.



Надо сказать, что, гуляя по Магадану, порой трудно поверить, что находишься где-то на краю России. Город очень уютный, благоустроенный, и его атмосфера почти никак не сочетается со стереотипами о Магадане как "лагерно-зэковском" городе. Хотя эта самая тема в шутку и обыгрывается в местной сувенирной продукции.

16.



17. Ещё один элемент сходства Магадана с Петербургом. В центре города таблички с номерами домов - петербургского образца (только белого цвета).



18. Ещё сталинской архитектуры. Местами даже Минск напоминает.



19.



20. Кинотеатр "Горняк". Построен в 1948 году. Отдельно порадовала ещё одна неоновая вывеска. Есть ощущение, что в Магадане вообще неплохо следят за обликом исторического центра.



21. А ещё там часто сохраняют аутентичные деревянные двери в сталинских зданиях (возможно, что и не специально).



22.



23. Ворота городского парка:



24. И часовня возле него:



25. В стороне от проспекта Ленина находится комплекс административных зданий.



26. Правительство Магаданской области:



27. И администрация города. Бюст перед ним - памятник Эдуарду Берзину, первому директору треста "Дальстрой". Судьба этого человека сложилась трагически: в 1937 году он был снят с должности, репрессирован и в следующем году расстрелян (впоследствии реабилитирован). Помимо памятника, в Магадане его именем названа улица (и на ней расположена гостиница, в которой я жил).



28. Диалектическое сочетание символов разных эпох:



29. Рядом с правительством области стоит и главный православный храм Магадана - Свято-Троицкий собор, построенный в 2000-е годы. Надо сказать, в полностью советский город он на удивление органично вписался. Довольно сильно напоминает кафедральный собор Архангельска.



30. А напротив собора стоит памятник митрополиту Иннокентию - миссионеру XIX века, проповедовавшему православие коренным народам Северо-Востока и Аляски. Причислен к лику святых как святитель Иннокентий Иркутский. Здание на заднем плане - управление золотодобывающей компании "Полюс".



31. Не забываем о природном окружении Магадана. Почти везде в перспективах улиц видны сопки, покрытые редколесьем.



32. Политехнический техникум:



33.



34. Мемориал Великой Отечественной войне "Узел памяти":



35. Список колымчан - Героев Советского Союза. Население области тогда было совсем небольшим, так что и героев даже меньше, чем на Ямале.



36. Ледяные скульптуры на пешеходной улице. Как мне показалось, тематика их была посвящена народному эпосу - причём как местных коренных народов, так и русских.



37. Вечером они подсвечивались, поэтому вечерние снимки получились даже интереснее.



38.



39. Музыкальный и драматический театр. Здание ещё довоенной постройки - открыто в 1941 году. История самого учреждения тоже интересна, так как изначально это был лагерный театр "Дальстроя", созданный при содействии того самого Берзина.



40. Детали здания заслуживают отдельного внимания:



41. Здание Дома Союзов на улице Пушкина. Тоже очень интересное с точки зрения деталей фасада.



42. Настоящая советская античность!



43.



44. Советское эпическое панно на одном из домов: "Первооткрывателям и первостроителям Колымы и Чукотки". Чукотка здесь фигурирует не случайно: в советское время Чукотский автономный округ входил в состав Магаданской области. Но в 1992 году он стал полностью отдельным субъектом федерации: делать "матрёшку" наподобие Тюменской и Архангельской здесь не стали.



45. Ещё одно панно похожей тематики:



46. А вот уже современный мурал:



47. Ещё немного деталей:



48.



49. Исторические стенды об участии Магаданской области в Великой Отечественной войне, в том числе подвиге тружеников тыла. Кстати, отдельным примечательным фактом является то, что Магаданская область была одним из звеньев воздушной трассы "Аляска - Сибирь" (Алсиб), по которой перегонялись самолёты из США в СССР по ленд-лизу.



50. И соседний стенд - о помощи колымчан участникам СВО в наши дни:



51. Сталинский центр Магадана красив, но по площади невелик. Стоит немного отойти в сторону, и вокруг уже типовая застройка более поздних лет. Магадану присуща типичная особенность северного города - советские пятиэтажки без балконов. А справа, кстати, блочный дом серии 113-123: таких много в городах Ямала (особенно в Надыме и Новом Уренгое).



52. Церковь Сошествия Святого Духа:



53. И довольно необычное религиозное учреждение - дом молитвы адвентистов, устроенный в советском здании:



54. Почему-то в Магадане очень любят вот такие узкие проходы между домами:



55.



56. И в конце ещё пара вечерних видов центра города:



57.



И пока на этом прервёмся. В следующей части - окраины города, панорамные виды и берег моря. Продолжение следует!

Дальний Восток, Крайний Север, Путешествия, Северо-Восток, Россия

Previous post Next post
Up