Витебский вокзал

Mar 11, 2013 21:18

Один из красивейших железнодорожных вокзалов России и Ближнего Зарубежья и, пожалуй, самый красивый вокзал Петербурга, выдающийся памятник архитектуры в стиле модерн. Как нельзя удачно сочетает в себе и архитектуру модерна, и рельсы, и железнодорожный запах угля. Ежедневно от перронов Витебского вокзала отправляются поезда в Минск, Киев, Смоленск, Львов, Калининград и другие города в том направлении.



Царскосельский вокзал - предшественник Витебского - был первым вокзалом в России. Железная дорога Санкт-Петербург - Царское Село (ныне город Пушкин) была открыта в присутствии императора Николая I 30 октября (11 ноября) 1837 года, - Пушкин лишь несколько месяцев не дожил до открытия железной дороги в Царское Село, где он учился. Это был одноэтажный деревянный вокзал, простоявший всего 12 лет: в 1849 году он был разобран, и за три года было возведено каменное здание по проекту Константина Тона.

Однако в 1904 году железная дорога дотянулась от Петербурга до Витебска. Станция в Петербурге теперь стала обслуживать намного более дальние поезда. а следовательно понадобился и более просторный и современный вокзал. Авторами проекта стали академик архитектуры Станислав Бржозовский и инженер Сима Минаш. Необычный по своей архитектуре модерновый вокзал, вызвавший восторженные оценки современников, сохранился до наших дней и действует и сегодня.


Необычным для начала XX века стало асимметричное расположение основных блоков здания. Здание вокзала имеет оригинальное купольное завершение над основным объёмом и часовую башню, венчающую угол.

2.



3.



4. Фото Карла Буллы. Около 1910 года:



5.



6.



7, 8. Фасады вокзала украшают маскароны:


 

9, 10. А также герб Санкт-Петербурга и... неужели "Погоня"?


 

11, 12. А над циферблатом часов сидит сова:


 

13. Открытка начала XX века. Интересно, что вокзал тут ещё называется Царскосельским.



14. 1950-е годы:



15.



16.



Теперь зайдём внутрь.

17. Вестибюль. Сейчас тут располагаются билетные кассы:



Витебский вокзал интересен тем, что железнодорожные пути здесь располагаются на высокой насыпи, и чтобы выйти на перрон, нужно подняться на второй этаж вокзала. Подобное решение видел в Петрозаводске.

18. Парадная лестница:



19. В центре которой стоит памятник Государю-Императору Николаю Первому:



20.



21. Окно с первого фото, вид изнутри:



22. Зал ожидания на втором этаже вокзала:



23. Небольшой холл на выходе на перрон:



24.



25. Здесь стоит памятник австрийскому инженеру Францу Антону фон Герстнеру, строителю Царскосельской железной дороги, с макетом паровоза в руках. Установили его здесь в 2007 году, в честь 170-летия открытия дороги. А раньше на этом месте стоял Владимир Ильич.



26. Платформы располагаются под высоким трёхпролётным арочным дебаркадером:



27. Меня удивило то, что поезда теперь не заезжают под дебаркадер, хотя ещё полгода назад въезжали до самого конца.



28. Вид на улицу через окна:



29. А это вид на то же место снаружи:



30. В 1950-х годах:



31, 32:




33. Дальше дебаркадер переходит в простой навес, под которым осуществляли посадку в поезд пассажиры второго класса:



34. Слева поезд Питер-Вильнюс, справа - Питер-Минск:



35.



И ещё две фотографии 1990-х годов, на которых запечатлён Витебский вокзал до реставрации. В советские годы и вплоть до 2003 стены его были выкрашены в жёлтый цвет (а не в светло-серый. как сейчас), купол, крыша и конструкции дебаркадера были не серыми, а зелёными. И в детстве я помню Витебский вокзал именно таким.

36.



37.



38. Пригородный вокзал, ныне используемый как багажное отделение:



Санкт-Петербург, Северо-Запад, Железная дорога, Россия

Previous post Next post
Up