Один из красивейших железнодорожных вокзалов России и Ближнего Зарубежья и, пожалуй, самый красивый вокзал Петербурга, выдающийся памятник архитектуры в стиле модерн. Как нельзя удачно сочетает в себе и архитектуру модерна, и рельсы, и железнодорожный запах угля. Ежедневно от перронов Витебского вокзала отправляются поезда в Минск, Киев, Смоленск, Львов, Калининград и другие города в том направлении.
Царскосельский вокзал - предшественник Витебского - был первым вокзалом в России. Железная дорога Санкт-Петербург - Царское Село (ныне город Пушкин) была открыта в присутствии императора Николая I 30 октября (11 ноября) 1837 года, - Пушкин лишь несколько месяцев не дожил до открытия железной дороги в Царское Село, где он учился. Это был одноэтажный деревянный вокзал, простоявший всего 12 лет: в 1849 году он был разобран, и за три года было возведено каменное здание по проекту Константина Тона.
Однако в 1904 году железная дорога дотянулась от Петербурга до Витебска. Станция в Петербурге теперь стала обслуживать намного более дальние поезда. а следовательно понадобился и более просторный и современный вокзал. Авторами проекта стали академик архитектуры Станислав Бржозовский и инженер Сима Минаш. Необычный по своей архитектуре модерновый вокзал, вызвавший восторженные оценки современников, сохранился до наших дней и действует и сегодня.
Необычным для начала XX века стало асимметричное расположение основных блоков здания. Здание вокзала имеет оригинальное купольное завершение над основным объёмом и часовую башню, венчающую угол.
2.
3.
4. Фото Карла Буллы. Около 1910 года:
5.
6.
7, 8. Фасады вокзала украшают маскароны:
9, 10. А также герб Санкт-Петербурга и... неужели "Погоня"?
11, 12. А над циферблатом часов сидит сова:
13. Открытка начала XX века. Интересно, что вокзал тут ещё называется Царскосельским.
14. 1950-е годы:
15.
16.
Теперь зайдём внутрь.
17. Вестибюль. Сейчас тут располагаются билетные кассы:
Витебский вокзал интересен тем, что железнодорожные пути здесь располагаются на высокой насыпи, и чтобы выйти на перрон, нужно подняться на второй этаж вокзала. Подобное решение видел в
Петрозаводске.
18. Парадная лестница:
19. В центре которой стоит памятник Государю-Императору Николаю Первому:
20.
21. Окно с первого фото, вид изнутри:
22. Зал ожидания на втором этаже вокзала:
23. Небольшой холл на выходе на перрон:
24.
25. Здесь стоит памятник австрийскому инженеру Францу Антону фон Герстнеру, строителю Царскосельской железной дороги, с макетом паровоза в руках. Установили его здесь в 2007 году, в честь 170-летия открытия дороги. А раньше на этом месте стоял Владимир Ильич.
26. Платформы располагаются под высоким трёхпролётным арочным дебаркадером:
27. Меня удивило то, что поезда теперь не заезжают под дебаркадер, хотя ещё полгода назад въезжали до самого конца.
28. Вид на улицу через окна:
29. А это вид на то же место снаружи:
30. В 1950-х годах:
31, 32:
33. Дальше дебаркадер переходит в простой навес, под которым осуществляли посадку в поезд пассажиры второго класса:
34. Слева поезд Питер-Вильнюс, справа - Питер-Минск:
35.
И ещё две фотографии 1990-х годов, на которых запечатлён Витебский вокзал до реставрации. В советские годы и вплоть до 2003 стены его были выкрашены в жёлтый цвет (а не в светло-серый. как сейчас), купол, крыша и конструкции дебаркадера были не серыми, а зелёными. И в детстве я помню Витебский вокзал именно таким.
36.
37.
38. Пригородный вокзал, ныне используемый как багажное отделение: