Бологое

Jul 14, 2013 21:24

Есть такой городок, "где-то между Ленинградом и Москвой", где петербургский поребрик плавно переходит в московский бордюр. И действительно, - если считать по железнодорожному километражу (а железная дорога Петербург-Москва практически прямая), то расстояние от станции Бологое-Московское до Московского вокзала в Санкт-Петербурге и до Ленинградского вокзала в Москве почти одинаково, - лишь на 6 километров ближе к Питеру. Наверняка через Бологое хоть раз в жизни проезжало подавляющее большинство людей, читающих этот пост. Иногда какие-то малые города или сёла быстро проезжаешь на поезде, не имея возможности осмотреть их подробно. И тем интереснее бывает сойти с поезда и погулять по городу, через который столько раз проезжал на поезде, но ни разу не был в нём. В рамках путешествия по Бологое-Полоцкой железной дороге я провёл в Бологом четыре часа, приехав сюда на новенькой "Ласточке" в пол одиннадцатого утра, а в пол третьего уехав в Осташков на пригородном поезде.



Население города - 23 тысячи человек. Его название, не склоняемое местными жителями, обозначает "Благое", как и название одноимённого озера, на котором расположен город. Впервые село Бологое "над озером Бологим" упоминается в Переписной окладной книге Деревской пятины Новгородской Руси в 1495 году. До середины XIX века это было заурядное село, входившее в состав Валдайского уезда Новгородской губернии, пока в 1851 году не была построена Николаевская железная дорога, связавшая Санкт-Петербург и Москву, и давшая селу импульс к развитию. Железнодорожный узел Бологое становился всё более крупным, - в 1878 году было построено ответвление на Рыбинск, в 1897 - на Псков (через Дно), а в 1907 - на Полоцк (та самая Бологое-Полоцкая). В 1906 году был открыт Бологовский шпалопропиточный завод. После всего этого в 1917 году постановлением Временного правительства зажиточное село Бологое стало городом. В 1918-1919 годах существовал Бологовский уезд Новгородской губернии, а в 1927 году был образован Бологовский район, который в 1935 году был передан в состав Калининской области.

2. Железнодорожный узел и сейчас очень крупный, в отличие от самого города:



Кстати, о положении города на железной дороге меж двух столиц прямо говорит и его герб:



3. Вокзал середины XIX века:



4. Справа стоит скоростная электричка "Ласточка". Из Питера она отправляется в 7-11; затем в Чудово состав расцепляется, и половина вагонов идёт в Великий Новгород, а другая половина - в Бологое. Я вышел из неё на перрон станции Бологое-Московское в 10-22.



5. На платформе стоит памятник героям-железнодорожникам - сотрудникам Бологовского железнодорожного узла:



6. В их же честь поставлен паровоз-памятник:



7. Примерно так выглядит привокзальная местность:



8. Есть несколько купеческих домов. Вот, например, дом купца Семёна Мельникова, построенный в конце XIX века:



9.



10. На тенистой аллее стоит памятник С. М. Кирову:



11. Напротив него - вождь мирового пролетариата с гвоздиками:



12. Здесь же поблизости стоит деревянная водонапорная башня. Подозреваю, что железнодорожная:



13. Памятник 500-летию Бологого, поставленный в 1995 году:



14. Местами жилая застройка выходит на берег озера Бологого:



15. На его берегу есть часовня Иверской иконы Божией Матери, построенная в 1912 году в память о погибших при пожаре в бологовском синематографе, случившемся 20 февраля 1911 года, и унёсшем жизни 64 человек. Часовня построена в византийском стиле.



16. Молодое поколение бологовцев:



17. Почему-то возле спортивной школы стоит памятник Льву Толстому. Не знаю, как он связан с этим городом. У памятника даже нет подписи, хотя Толстого трудно с кем либо спутать.



18. Исток речки Бологовки и котельная на её берегу:



19. Церковь Святой Троицы. Построена в начале XIX века, когда Бологое было ещё обычным селом.



20. Типичная деревянная застройка:



21.



22. И каменная:



23. Озеро Бологое. На другом берегу видна уже показанная выше церковь Святой Троицы:



24. Памятник бологовцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной:



25. Ещё деревянные дома в городе:



26. Городской дом культуры:



27. В этом месте застройка становится в основном такой:



Где-то тут я сел на остановке на городской автобус и поехал за 4 километра на окраину города к станции Бологое-Полоцкое, она же Бологое-2, где я планировал садиться на дизель Бологое-Осташков.

28. Доехав до конечной, я сошёл с автобуса на каких-то задворках города. Вокруг только пару домов и глухоманная станция, на которой не было ни одного пассажира, только путейцы:



29. Путейцы в оранжевых жилетках, наблюдая, как я фотографирую рельсы и станцию, сначала пристально смотрели, а потом открыто начали посмеиваться.



30. Вокзал постройки 1907 года. Да, есть ещё и такая станция Бологое:



31. Всё вокруг заросло. Эта аллея со столетними дубами и тополями, высаженными ещё при открытии Бологое-Полоцкой железной дороги, выходит на станцию:



32. Заброшенное паровозное депо из красного кирпича:



33. Водонапорная башня:



В 14-23 на станцию прибыл неторопливый "Вагончик", - так в этих краях называют пригородный поезд Бологое-Осташков, состоящий из тепловоза и одного вагона, и представленный в моём лице единственный пассажир, садившийся на него на глухоманной станции Бологое-Полоцкое, уехал в Осташков.

Центральная Россия, Путешествия, Железная дорога, Россия

Previous post Next post
Up