Луций Анней Сенека. Верь мне - ты неизбежно умрешь уже в силу того, что ты родился.

Oct 18, 2020 12:28

Нравственные письма к Луцилию.

Условия для богатства два:
Во-первых иметь все необходимое, во-вторых довольствоваться им.

Что дает тебе судьба, то не твоё.

Дар, который мог быть подарен, может быть и отнят.

Тот, кто ожидает завтрашнего дня без волнения, счастливо и мирно владеет сегодняшним.

Голод довольствуется немногим, разнообразие блюд - результат скуки.

Не всё ли равно на какую постель положить больного, на золотую или на деревянную?
На какую бы ты ни положил его, положишь с ним вместе и болезнь его.
Поэтому совершенно все равно богато или бедно живет тот, кто болен духом. Его бедствие во всяком случае будет при нем.

Но пусть у тебя будет жесткая постель, грубое платье и черствый хлеб.
В такой обстановке живи по три, по четыре, иногда по нескольку дней для того, чтобы это не было пустой забавой, но настоящим опытом.
Не думай, впрочем, что поступая так, ты будешь делать что-либо особенное.

Мы будем равнодушны к богатству, если убедимся в том, что и бедным жить не тяжело.

Учись радоваться.

Только немногие располагают свою жизнь сообразно своим намерениям; большинство же подобно людям, уносимым течением реки с которым не могут бороться.
Необходимо выбрать себе желанную цель и затем неуклонно стремиться к ней.

Есть люди, которые кончают жить раньше, чем начинают.

Сократ говорил: Чему ты дивишься, что путешествия не помогли? Ведь повсюду ты возил за собой себя самого. И во время пути тебя угнетали те самые причины, из-за которых ты отправился в путешествие.

Важно не то, куда ты приедешь, а каким.

Сознание греха - начало его исправления (Эпикур)

Сперва нужно уличить себя в грехе и тогда можно исправиться.

Будь по отношению к себе обвинителем, судьей и защитником. Иногда наказывай себя.

Единственное истинное благо, причина и залог счастливой жизни - это вера в себя.
А её нельзя достигнуть иначе, как не боясь труда.
Сам по себе труд не есть благо, но выносливость в труде - благо.

Вообще для мужа, готовящегося к великим делам, постыдно надоедать богам молитвами.
К чему молитвы? Устрой себе сам свое счастье.
Недостаточно не уклоняться от труда - ищи его.
Труд развивает терпение, побуждает душу на трудные и высокие подвиги увещаниями: "не ленись, недостойно мужа бояться усталости".

Хочешь знать, что заставляет людей жаждать будущего? То, что никто не принадлежит себе в настоящем.

Если на долю твоего друга выпадут материальные блага, пусть он будет выше их; если по каким-то причинам он потеряет часть своего состояния или даже все свое состояние, пусть он не чувствует себя оттого хуже.

Необходимое всегда легко приобрести. И только для избытков приходится трудиться в поте лица.

И если ты встретишь человека, остающегося бесстрашным среди опасностей, чуждого страстей, счастливого при самых бедственных обстоятельствах, спокойного среди бурь и волнений, относящийся к людям как высший и к богам как равным, - разве не охватит тебя благоговение перед ним?

Никто не выше тебя по происхождению. Платон говорит, что нет царя, у которого не было предком раба, и нет раба, не имеющего в числе предков царя.

Постоянным трудом и внимательной, не слабеющей заботой можно достигнуть всего.

Кто охотно повинуется приказаниям, тот избегает самой неприятной стороны рабства - делать то, чего не хочешь.
Несчастен не тот, кто исполняет чужие приказания, а тот, кто исполняет их против воли.
Научим же нашу душу хотеть того, чего требуют обстоятельства.

Углубляйся в себя сколько можешь; ищи общества тех, кто может сделать тебя лучше; допускай в своё общество тех, кого ты можешь сделать лучше. Совершенствование происходит взаимно, и люди учатся, уча сами.

Бог - душа. Тело - материя. Низшие должно служить высшему. Тело служит душе.

Тихая и лишенная испытаний жизнь - мертвое море.

Мудрец всегда спокоен. Ибо он не зависит от других и не ждет милости ни от судьбы, ни от людей.

Нас манят богатства, страсти, красота, честолюбие и другие радости жизни.
Напротив, нас страшат труды, смерть, страдания, бесславие, нищета.
Мы должны стремиться к тому, чтобы не желать первых и не страшиться вторых.

Внимательно следи за собой и исследуй свои побуждения: будь по отношению к себе обвинителем, судьей и защитником.

Большинство людей падает одновременно с падением того, что послужило причиной их возвышения.

Хочешь знать, что заставляет людей жаждать будущего? То что никто не принадлежит себе в настоящем.

Если люди боятся чего0либо, они начинают мучиться от одного ожидания и страдают вперед уже от страха.
Слабый ум страдает гораздо ранее, чем наступает несчастье.
Он предыспытывает их, и раньше времени падает духом.
А между тем что может быть безумнее, чем бояться за будущее и не только не избавлять себя от мучений, но звать и приближать к себе бедствия ранее их наступления?

Жизнь ценится не за длину, а за содержание.

Три вещи делают тяжелою болезнь: страх смерти, страдания тела и лишение удовольствий.

Всякий чувствует себя настолько несчастным, насколько считает себя таким.

Всякая жизнь коротка для тех, кто мерит её количеством суетных и потому бесконечно малых наслаждений.

Благородным человека делает только дух, способный в любых обстоятельствах возвыситься над судьбой.

Откажись от страстей, как телесных, так и духовных: они изнеживают и истощают.

Воздержанность повелевает страстями.

Жалок тот, кто тревожится за будущее, и несчастен ранее самого несчастья тот, кто заботится, чтобы приятное ему осталось с ним до конца.

Жизнь долга, если она полна. Полна же она в том случае, если наша душа получила все принадлежащие ей блага и достигла полного обладания собой.

Будем измерять жизнь поступками, а не временем.

Болезнь - необходимая принадлежность жизни.

Я отдаюсь судьбе по собственной воле, а не по необходимости.

Я не покоряюсь судьбе, но стараюсь примириться с ней.

Те, кто готовы на всякие труды и бросаются во всевозможные опасные препятствия, те храбрые мужи и лучшие из бойцов.
Те, кто видя, как трудятся другие, сами пребывают в вялости и покое - подобны голубям, которых никто не трогает за их слабость.

Злой обращает всё во зло, хотя бы в его расположение были даны лучшие блага; напротив, здоровый и прямодушный исправляет ошибки судьбы, смягчает несчастья и горести умением их переносить, принимает удачу скромно и с благодарностью и переносит бедствия терпеливо и мужественно.

Так следует иметь жену, детей и имущество в той мысли, что не всегда они будут с нами и что, если мы их лишимся, мы не должны от того стать несчастнее.

В тревоге за будущее человек теряет то настоящее, которым мог бы наслаждаться.
А между тем боязнь утраты не менее тягостна, чем сама скорбь по утрате.

Старайся за много вперед угадать опасность и отклонить её.

Всякое благо смертных смертно.

Будем смело бороться с судьбой говоря ей: "Тебе приходится иметь дело с мужем. Посмотрим, кто победит".

Будь всегда готов к смерти.

Неумолимая судьба поставила нам предел и только мы не знаем насколько близки к нему. А потому будем жить и думать так, как будто мы достигли этого предела.

Тот для кого напрасно настоящее, зависит от будущего.
Спеши жить и считать каждый день за новую жизнь.
Кто ежедневно завершает свою жизнь, тот спокоен.
Кто живет надеждами на будущее, теряют всё прошедшее и в погоне за грядущим становятся жертвами страха смерти.

Важно жить хорошо, а не долго.
Часто даже благо в том, чтобы не жить долго.

Избегай страха будущих страданий и воспоминаний о прошлых. Последних уже нет, а первые еще не наступили.

На все окружающие тебя вещи смотри как на обстановку гостиницы, в которой ты остановился по пути.
Нагим родился ты на свет, нагим отойдешь в вечность.

Дела никого не преследуют.
Сами люди ищут их и воображают, что дела - признак их благосостояния.

Ничего не будет в тягость, если ко всему относиться легко.

Общая продолжительность жизни зависит не от меня, но от меня зависит, сколько времени я я буду жить как человек.

"Добродетель, мудрость и справедливость - пустые звуки. Всё счастье в хорошей жизни: есть, пить, расточать свое наследство - вот в чем жизнь, вот что значить помнить, что ты смертен. Проходят дни и минует быстротечная жизнь. Что же думать? Что за радость быть добродетельным и в течение жизни, в которой не всегда будут доступны наслаждения, даже в то время, когда можно им предаваться, когда сама природа их требует, предписывать себе умеренность и предвосхищая смерть и заранее отказывать себе в том, что отнимет она у нас. Нет у тебя ни любовницы, ни отрока, который возбуждал бы её ревность. Постоянно трезв, обедаешь так, как будто тебе придется показать свою расходную книжку строгому отцу. Это называется не жить, но только смотреть, как живут другие. Не безумно ли копить имущество для своего наследника и отказывать себе во всем, зная, что богатое наследство только обращает друзей во врагов? Ибо чем больше останется после тебя, тем больше будет радоваться наследник. Не ставь ни в грош этих мрачных и подозрительных цензоров чужой жизни, врагов самих себя, публичных наставников, и не сомневайся, что приятная жизнь предпочтительнее их хорошего мнения".
Таких речей следует избегать не менее, чем сирен, плывя мимо которых Одиссей велел привязать себя. Так же заставят они забыть отечество, родных, друзей, добродетель и вовлекут в самый пагубный образ жизни.

Когда мы предаемся страстям, мы спускаемся; ведя трудовую и суровую жизнь, - поднимаемся.

Тот, кто всюду, тот нигде.

Верь мне - ты неизбежно умрешь уже в силу того, что ты родился.

Previous post Next post
Up