1. OVERTURE TO THE HYMN OF THE IMMORTAL WARRIORS
2. THE ASCENSION
3. KING OF KINGS
4. ARMY OF THE DEAD, PART I
5. SLEIPNIR
6. LOKI GOD OF FIRE
7. BLOOD BROTHERS
8. OVERTURE TO ODIN
9. THE BLOOD OF ODIN
10. THE SONS OF ODIN
11. GLORY MAJESTY UNITY
12. GODS OF WAR
13. ARMY OF THE DEAD, PART II
14. ODIN
15. HYMN OF THE IMMORTAL WARRIORS
Bonus track
16. DIE FOR METAL
Тема скандинавских мифов и преданий о богах и героях - не редкое явление в мире тяжелой музыки. С тех пор, как немецкий композитор Рихард Вагнер написал свое бессмертное произведение "Кольцо Нибелунгов", традиция уделять в внимание скандинавскому эпосу или эпохи викингов проникла и прочно закрепилась в тяжелом роке и металле. От отдельных фрагментов в творчестве ( "Immigrant's song" Led Zeppelin, "Invaders" Iron Maiden) традиция развилась до уровня, когда музыканты посвящают норвежским сагам целые альбомы - Therion "Secrets оf the runes", описывающий основу языческого мироздания, White Scull - "Tales from the north", Grave Digger - "Rheingold", основанные на мифах и легендах северного эпоса.
Американский квартет Manowar исключением не стал. Уже на втором альбоме "Into Glory Ride" группа выпустила один из лучших эпиков, сочиненных на эту тему - великолепное торжественное произведение "The Gates Of Valhalla" стало одной из ярчайших композиций в дискографии группы. Музыканты отдают дань богам севера и на альбоме "Sign Of The Hammer" 1984-го года, после чего легенды и мифы языческого севера не затрагивались в творчестве коллектива довольно долго. Вплоть до 2002-го года, когда на альбоме "Warriors Of the World" была представлена потрясающая по силе и эмоциональной насыщенности баллада "Swords In the wind", вернувшая в творчество Manowar атмосферу старинных сказаний о скандинавских богах и героях. Примерно за год до выхода следующего альбома лидер группы Joey DeMaio упомянул в одном из интервью, что планируемую серию пластинок о языческих богах разных времен и народов, откроет диск, целиком посвященный верховному богу северного пантеона - отцу всех Асов, Одину.
Выпустив летом 2006-го года EP "Sons Of Odin", музыканты недвусмысленно дали понять что именно ожидает слушателей на готовящемся к выходу лонгплее.
26 февраля 2007-го года диск с претензионным и говорящим названием "Gods Of War" поступил в продажу на территории Европы. Описывать обложку подробно я не стану: она оформлена полностью в духе и стиле последних пяти альбомов группы и содержит намек на каждый из них, начиная с "Fighting the world". А вот про буклет скажу пару слов. Кроме традиционных (великолепных, на этот раз) фотографий музыкантов, он содержит подробное описание концепции диска, и всю лирику, но - написанные скандинавским руническим шрифтом. К буклету прикладывается рунический алфавит с расшифровкой значения каждого символа и указанием аналога в латинице. Идею оформить буклет подобным образом однозначно хорошей не считаю, но дополнительный колорит и атмосферность релизу этот ход придал, работа по переводу и печати английского текста на рунический даром не пропала. Таким образом, желающие попрактиковаться в чтении и письме рунами получили хорошую для этого возможность. Те же, кто не желает заниматься подобными вещами, могут скачать версию буклета на английском языке с официального сайта Manowar.
При записи этого диска перед группой стала задача не просто выпустить очередной альбом, а музыкой передать атмосферу, дух скандинавских мифов и легенд, рожденных в наиболее яркий и героический период истории северной Европы.
В отличие от большинсва предыдущих творений команды, новый альбом изобилует симфоническими увертюрами, прелюдиями, оркестровыми и хоровыми аранжировками, речитативными вставками. Очевидно, используя в записи такое количество нехарактерных для музыки Manowar элементов, группа хотела достичь именно главной цели - создать настроение, атмосферность, концепцию, особый дух. Возможно, сама идея подобного рода - хороша. Оркестр и хор, при умелом использовании способны украсить альбом в стиле Heаvy Metal , придать звучанию дополнительную сочность, объемность, создать более торжественную атмосферу - стать положительной стороной альбома. Однако на практике реализация этой задумки оказалась, на мой взгляд, мало убедительной. Авторам музыки по большей части не удалось соединить энергетику тяжелого металла и академичность филармонического оркестра. Слишком непропорциональным получилось соотношение речитативных и оркестровых вставок и основного материала. А воспринимаются эти элементы именно как дополнение к основе альбома - непосредственно песням. Музыкантам не удалось создать монолитный сплав из симфонической музыки, пафосных речей, хоралов и Heаvy Metal. Все три компонента этого альбома существуют отдельно друг от друга, лишь в нескольких песнях образуя единое целое. В силу этого, основная часть музыкального материала, будучи сильно прореженной вышеописанными вставками, не образует целостной картины, звучит раздробленно, и альбом в целом от этого только проигрывает. Также не могу сказать, что инструментальные вещи, записанные на этом диске, заслуживают отдельного внимания как самостоятельные музыкальные произведения. Все они написаны в духе произведений Рихарда Вагнера, но в отличие от его бессмертных творений - эти не столь эмоционально проникновенны.
Что же касается речей, то - тексты не является сильной стороной творчества Джоя ДеМайо. У группы есть песни с хорошей лирикой, но это скорее исключение из правила, чем закономерность. Многочисленные речевые вставки на альбоме откровением не стали - они пафосны и ... еще раз пафосны.
Будучи частью музыкального произведения, своеобразная лирика группы почти всегда воспринимается нормально, как дополнение к эмоциональной картине, создаваемой мелодией, но, существуя независимо, она становится основным объектом внимания, и в этом случае некомпетентность ДеМайо как текстовика - очевидна. Подобные вставки слушались бы нормально, будь их одна-две на весь альбом. Но в таком количестве они просто утомляют.
Изобилие нагрузочного материала стало одним из основных недостатков этого релиза - у слушателей порой создается впечатление короткометражности основной части альбома. На самом деле , это не так. Если избавиться от всех украшательств, то трек лист будет выглядеть следующим образом:
King Of Kings
Sleipnir
Loki God Of Fire
Blood Brothers
Sons Of Odin
Gods Of War
Odin
Hymn To the Immortal Warriors
bonus track:
Die For Metal
8 песен. Вполне нормальное для этой группы количество. Не меньше, чем обычно этот коллектив выпускает на одном диске. Очевидно, что все обвинения в малом количестве собсвенной музыки безосновательны.
Теперь о том, что собсвенно делает этот диск десятым студийным полноформатным альбомом группы Manowar.
В целом представлена вполне типичная для группы музыка. Без радикальных изменений в стилистике, подаче или исполнении.
Ничего кардинально нового, но и ждать этого было бы бесполезно. Очевидно, что искать новый стиль, когда уже найденный отточен до идеала, музыканты не станут. Manowar давно выработали свое индивидуальное звучание и неизменно от альбома к альбому его придерживаются. Кто-то считает это недостатаком, ожидая от группы каждый раз чего-то нового в плане музыки, кто-то, напротив, считает неоспоримым достоинством, называя стабильность в стилистике - принципиальностью и верностью традициям. Я склоняюсь ко второй точке зрения.Пожелай Джой ДеМайо и компания сделать что-либо принципиально для себя новое, они бы так и поступили. Но у группы другой путь. Они ему следуют. В конце концов, в мире не так много команд, способных играть качественно и искренне в рамках одного стиля. Manowar это удается. Количество поклонников и то воздействие, которое музыканты способны оказать на аудиторию на живых выступлениях - тому подтверждение. Этой группе люди "верят", а это самое главное.
Альбом получился традиционно тяжелым, и в меру пафосным. Быстрые и мощные риффы, прерываются технично исполненными соло, ставшими, на мой взгляд, более мелодичными и продуманными. Можно смело констатировать некоторое развитие Карла, как гитариста.
Жесткие басовые атаки Джоя, как всегда техничны, напористы но лишены тех великолепных сольных партий, которыми этот музыкант радовал своих слушателей на "Sign Of the Hammer".
Барабанные партии, в исполнении бессменного Скотта, традиционно звучат с сокрушающей силой и энергетикой, но при этом грешат однообразием.
И, конечно же, фирменный вокал Эрика Адамса. Голос его, хоть и подсевший последнее время, звучит все еще с силой и должным для этого стиля напором, а в медленных вещах - как всегда красиво, мелодично и эмоционально.
Скоростные боевики, красивые, распевные баллады с прекрасной мелодикой и пафосные гимны. Вот краткое описание основного содержания этой пластинки.
Остановлюсь более подробно на отдельных композициях.
Первая полноценная песня на альбоме - бескомпромиссная, быстрая с уничтожающей безжалостной энергетикой "King Of Kings", с уже обязательной медленной и немного меланхоличной вставкой в середине - мощный боевик, представляющий отличный образец современного Хэви Метал - хорошее начало для диска.
"Sleipnir", во время прослушивания которой наконец возникает ощущение, что релиз посвящен героическим скандинавским преданиям. Напористые риффы, сильный голос Эрика, мощные барабаны, острое, как лезвие Гунгнира соло Карла - это Manowar в лучших своих традициях. Группа, которой многие подражают, но которую никто не способен повторить. Не сбавляя темпа, сразу за песней-посвящением самому быстрому скакуну в мире, музыка переходит в не менее бескомпромиссный боевик "Loki God Of Fire".
Локи - один из самых неоднозначных персонажей в скандинавской мифологии. Бог лукавства, обмана, хитрости. Коварный лжец. Таким он изображен во множестве саг Старшей Эдды. Он произвел на свет волка Фенрира и змия, опоясывающего весь Мидгард - Йормунганд. Он же стал виновником смерти аса Бальдра - бога поэзии. В этой песне же, он изображен более положительным персонажем.
Моментально запоминающийся припев, отличный драйв. Еще одна жесткая и стремительная вещь на альбоме, скоростная и не лишенная хитовости. Отличная кандидатура на включение в сет лист тура, в поддержку "Богов Войны".
Manowar всегда были одной из немногих групп, чьи медляки я слушаю, с удовольствием. В монументальной, медленной, торжественной и невероятно красивой балладе "Blood Brothers" музыканты обращаются к теме, часто звучащей на предыдущих альбомах и нередко встречающейся в мифах древней Скандинавии - теме чести, преданности, верности слову, готовности придти на помощь. Эрик - тот вокалист, голосу которого хочется верить. Эта вещь - в целом вокально ориентированная. На певца легла вся ответственность за ее исполнение. И со своей задачей Эрик справился прекрасно. На мой взгляд, это лучшая композиция на альбоме с точки зрения вокала - чистый, глубокий голос. Исполнение насыщенно эмоциями, ровно настолько, чтобы песня стала настоящим мужским посвящением чести.
В скандинавской мифологии Эйнхиреи - избранные воины, отличившиеся на боле битвы доблестью, мужеством, силой и отвагой, принявшие смерть настоящих воинов - с окровавленным мечом в руке. Павшие в битве попадают в Вальгаллу - дворец Одина; днем они сражаются и гибнут в поединках, чтобы вечером воскреснуть к пиршественному столу, в главном чертоге Вальгаллы.
"Кто к Одину отходит
оные хоромы
тот сразу узнает
кров там - тарчи
копья - стропила
на скамьи стланы кольчуги."
Эйнхириев также называли Сынами Одина - ставших избранными, еще при земной жизни отмеченных Всеотцом.
Отличный среднетемповый Хэви-Метал. В лучших традициях Mаnowar времен "Hail To England" и "Sign Of The Hammer". Мощный, качовый риф, бронебойные барабаны, напряженный басовый ритм, создает атмосферу надвигающейся битвы. Голос Адамса в этой композиции звучит хрипло, но сильно и уверенно. Тяжелый, энергичный припев, разрывает нарастающую энергетику песни, в конце взрывающуюся настоящим штормом. Эта композиция предвещает центральную песню альбома, достойную быть заглавной.
Сильнейший по эмоциональному воздействию гимн, отдает дань почтения всем воинам и их покровителям - Богам Войны. Мощнейший эпик, соединивший в себе мощь, мелодичность, торжественность, распевность. Настоящий гимн, в котором наконец идеально слились в монолитный сплав Хэви Метал, симфоническая музыка и торжественный хор. По энергетике и силе это произведение не уступает лучшим вещам, записанным в этом жанре. Композиция продумана до мелочей. Это Heavy Metal в его первобытной мощи. Звучание, прочувствование, подача - многими забытые, для множества других - недостижимые.
Удивительно удачно и эффектно в этом опусе удалось соединить торжественность хора и сильный, пронизывающий голос Эрика, исполнившего в середине песни сильнейшее и невероятно эмоциональное вокальное соло. Песня завершается настоящей вокальной дуэлью между неистовым голосом Адамса и академически выверенным хором.
Собирательный образ героя скандинавского эпоса - бесстрашный воин: живший сражением и павший в бою, с мечом в руке. Во имя Одина и Вальгаллы отдавший свою жизнь без сожаления. Воин, принявший смерть и унесенный валькириями в обитель богов - Вальгаллу, чтобы предстать пред своим покровителем и в урочный час выйти на последнюю в мире битву - Рагнарёк.
"Пять сотен дверей
и сорок еще
в Вальгалле, верно;
восемьсот воинов
выйдут из каждой
для схватки с Волком"
Бессмертным Воинам посвящена завершающая композиция. Начинающийся с медленного вступления, чувственно и проникновенно спетого Эриком под аккустическую гитару, этот гимн постепенно становится все более торжественным и в хорошем смысле слова пафосным. Атмосферный, романтичный эпик с пронзительным гитарным соло в середине, удачно вплетенным в симфоническую структуру самой песни. Душевная, немного романтичная, очень атмосферная вещь - прекрасное завершение альбома, впитавшего в себя, пожалуй, максимум того настроения, которое должно было передать этим диском.
В итоге, песни, образующие основу этого альбома удачно передают дух суровых северных саг, погружают слушателя в мир отваги, силы, мужества и настоящих, крепких, неподдельных чувств, будь то гнев, ярость, скорбь или торжество.
Драйвовые, эмоциональные, атмосферные вещи, в лучших традициях одной из ведущих металлических команд. Выдержанные, выверенные, отлично сыгранные, запоминающиеся и невероятно цепляющие. Мanowar, не заигрывая с другими стилями, придерживаясь давно выбранного пути, создали 8 великолепных композиций, которые, со временем, я уверен, займут достойное место среди классики жанра, практически убитого бездарными и бесхарактерными подражателями. Альбом, не смотря на наличие недостатков - великолепен.