Ещё один шедевр советского кинематографа и яркий образец неоспоримого влияния идеологии на искусство - фильм 1973 года выпуска «Дверь без замка». Режиссер Адольф Бергункер, в ролях Жанна Прохоренко, Юрий Каморный, Людмила Гурченко, Любовь Соколова.
Так как такое кино никто не смотрит, раскрою сюжет.
Капитан волжского речного пароходства Петр (Юрий Каморный) и девушка Даша (Жанна Прохоренко) как бы сейчас сказали «разные люди»: он - родом из деревни, хозяйственник, знающий жизнь не понаслышке; а она - папина дочка, воздушное создание, едва закончившее школу, живущая идеалами. Но они встретились, полюбили, поженились, и вот он уже везёт молодую жену к себе на родину знакомить с матерью и жить.
Свекровь (Любовь Соколова) к невестке настроена заранее враждебно, Даша фраппирована, Пётр со словами «ну дальше без меня» отправляется в рейс вниз по Волге. Справедливо почувствав себя чужой и чуждой в деревенской среде, Даша уходит из дома свекрови и устраивается матросом на пристань, проводя дни в ожидании двухпалубного теплохода «Касимов». В первый же приезд Пётр, узнав, что Даша живет на пристани в каморке без замка - на местном сленге «на ветру», означающем, что каждый может зайти и воспользоваться - устраивает молодой жене сцену и удаляется, хлопнув дверью и расшатав и без того напряженную нервную систему Даши, окончательно теряющей жизненные ориентиры.
Вокруг Даши кружит инспектор госрыбнадзора Митя, делая недвусмысленные намеки; приходит проверять и поджимать губы свекровь; набивается в подруги противная родственница мужа; плюс абсолютно все дают понять, что а) у Петра тут уже была невеста (а вот и она) и б) Даша здесь не ко двору. Даше впору сесть на встречный пароход и вернуться домой, в Горький, но она не такая и упрямо ждёт мужа из очередного рейса.
Петру тоже не по себе: у него в команде женщина (отличная второстепенная роль Людмилы Гурченко), с которой были приятные и длительные ОТНОШЕНИЯ, ярко свидетельствующие о моральном облике героя. Плюс на берегу его обрабатывает дальний родственник, подбивающий на участие в административном правонарушении, сулящем некую выгоду. Плюс мать, косо смотрящая на сына за женитьбу на городской.
Кульминацией социальной драмы стал краткосрочный отпуск Петра в родные пенаты. За пять дней ему предстоит принять несколько судьбоносных решений, по масштабу трагедии не уступающим гамлетовскому «быть или НЕ быть». Достойно выйти из ситуации и не потерять лицо помогла его безоговорочная вера в чистоту и искренность Даши - ведь та, по меткому выражению матери, СВЯТАЯ. Музыка, титры.
Больше всего в фильме меня порадовали виды родного города, это всегда приятно - узнавать знакомые места. Например, Даша с отцом живет в «радиусном» доме по адресу: набережная Федоровского, 2. Также не устаёт поражать мастерство советских кинематографистов в плане намёков на интимные отношениях героев. Вот Гурченко с тоской смотрит на Каморного и оценивающе на Прохоренко - ну, всё сходится, они любовники! Пётр после рейса прижимает к себе жену со словами «узнаю твой запах», сколько в них страсти. Сельский друг обмолвился «тут все девушки наши», чем открыл глаза неискушенной деве об истинной и простой мужской жизни её мужа до встречи с ней. И так далее, и так далее. А уж свекровь всю гамму чувств выражает одним только взглядом, без слов - немое кино буквально.
Но советский фильм не вышел бы на экран, если б не была представлена социальная и социалистическая жизнь героев, причём без разницы, со знаком плюс или минус. Очень узнаваемы (до боли, до тоски) такие приметы времени как всеобщий дефицит буквально на ВСЁ - гвозди, шифер, металл, рыболовные снасти, одежду, обувь - и отсутствие легальной РЫБЫ в великой реке Волге.
Смотреть из 2022 на 1973 год и трудно, и тревожно. Но - видимо - необходимо.