Далеко ли близко, высоко ли низко, жила была малюсенькая деревушка Ширакава Го. Это была не простая деревня, а японская деревушка в несколько десятков домов. Ни на одной старой карте не отмеченyая, ни на каком транспорте не досигаемая. Редкий рикша решался в те времена путешествовать в такую глушь, а уж для лошадей эти места были и вовсе непроходимы. Так и жили обитатели деревушки, не принимая помощи ни от кого и не зная, что творится вокруг. Вели они свой род от буддистской секты Тэндай, потерпевшей поражение в XII веке , и нашедшей убежище в далекой долине Шегава, защищенный горами и холмами.
И стали жить они, как большая коммуна, единой семьей. Основным занятием селян было производство японской бумаги Васи ( 和紙) ( которую невозможно порвать руками), селитры для пороха и разведением шелкопряда.
А климат в долине суров. Особенно зимой. Чтобы выжить, создали свой стиль домов, построенных из тяжелых деревянных балок, скрепленных пеньковой веревкой и ореховыми прутьями, гнущимися во время сильных ветров, частых в Шегаве. Дома эти переносят любой холод, любую бурю, снегопад или ураган. Некоторые стоят уже около 400 лет. Возведенные пра-пра-пра (и еще много раз) прадедами дают крышу и уют теперешним пра-пра- пра - правнукам. Что касается крыши, перекрывают крышу каждые 30-50 лет, заменяя метровый слой плотно спрессованной соломы на новую. Причем делают это всей деревней, помогаю друг другу, как и в прежние времена... И как и в прежние времена строительство идет без единого гвоздя.
А назвали селяне те дома gazzo- zukuri (合掌 造 ) , что означает «сложенные в молитве руки» в память о предках, буддистах школы Тэндай-сю (天台宗) , именуемых также школой Лотосовой Сутры и сменивших их син - буддистах, представителях Буддизма Чистой Земли (浄土真宗) .
30 лет тому назад, деревню хотели снести и на ее месте построить современный проселок. Но вступились те, кому небезразлично прошлое Японии и красота долины, понравившаяся почти тысячу лет тому далекам предкам.
Что то такое, или похожее на это я прочитала в интернете, когда по крупицам собирала материал о Широкава Го.
И отправились мы с Феликсом в те края по дороге из Канадзавы в Киото.
Покидаем Канадзаву, идем на автобусную станцию, находящуюся рядом с железнодорожным вокзалом.
Виды из окна автобуса.
Приехали в деревушку Shirakawa-go (白川郷) или "Старый район Белой речки".
Об этой ли речке речь?
Оставили все ненужное в камере хранения и стали ждать автобуса на смотровую площадку. Феликс, как всегда пытается разговориться. На этот раз с милым и очень терпеливым англичанином.
А вот и расписание, для тех, кому оно может понадобиться.
Наш водитель, похожий на молодого Гошу Куценко.
Этот местный "Гоша" оказался прекрасным гидом. Как птица, он щебетал сразу на двух языках, японском и английском. Причем, каждая группа начинала дико хохотать после очередной его фразы. Можно было зажмурить глаза и по смеху догадаться , на каком языке он только что рассказывал свою историю. У англопонимающих туристов преобладал в смехе резкий Hahaha, японцы смеялись мягче, на каком то звуке, который я не могу изобразить. Нам же оставалась завидовать. Увы! Ни один из языков мы не понимали и не могли насладиться шутками, которые "Гоша" отпускал всю дорогу.
Забрались на высокий холм, откуда Сиракава Го, как подносе. Кстати, само слово , Сирокава, или, как его произносят японцы, Ширакава Го - это не название конкретной деревни, а конгломерат деревушек вдоль Белой реки. Мы же были в одной из самых больших, Огимачи ( 町) в 59 gazzo-zukuri домов ( в самой маленькой - их 8).
На вершине несколько домов. Как и положено, ресторан, сувенирные лавки. Зашли посмотреть. В ресторане накрывали завтрак для одной из туристических групп.
Виды деревушки зимой и летом.
Все вокруг утопало в цветах.
Снимок на прощанье с собой, "любимой".
Спускаемся с холма в деревню, там еще много всего интересного.
Ширакава Го считается одним из самых снежных мест в Японии. Каждый год в районе Белой речки глубина снега не менее 4 метров ( иногда доходит до 10.) . Сильные снегопады привели к появлению остроконечных домов с толстой соломенной крышей. Не смотря на свой патриархальный вид, эта конструкция обладает поразительной прочностью и устойчивостью и идеально подходит к местным погодным условиям.
Есть еще один момент, способствующий появлению gazzo- zukuri (合掌 造 ) . Вся местность региона покрыта на 96 % лесами. Для земледелия остается всего ничего, каких то 4 %. Поэтому дома используются и как дополнительная площадь для сельского хозяйства. На верхних этажах и крыше выращивали шелкопрядов, а в подвалах - производили селитру . ( То есть жили реально на пороховой бочке).
Летом дома выглядят обворожительно.
Соломенная крыша лежит на толстых балках, связанных канатами.
Ее толщина доходит до 1 метра.
Представляю, насколько сказочной предстает деревня зимой.
Особенно вечером, во время падающего снега. ( Последние 2 фотографии из интернета. Увы! - мы этого не видели. )
Идем по центральной улице Огимачи.
Ручьи, каналы и заводи деревни.
Можно увидеть и такую "тигровую" рыбу. Наверное, вкусная ...
В часть из домов свободный доступ. Деревенский домашний интерьер.
[
]
Можно посидеть в садике или полюбоваться на него из окна.
Домашнее святилище.
Очередной детский " ручеек" в одинаковых желтых кепках направляется в музей. Пойдем и мы за ними.
Нет, все таки мы с японцами произошли от разных обезьян. Где вы видели, чтобы школьники так складывали свою обувь (причем, 50 человек в течении одной минуты)?
House Wada был построен около 300 лет тому назад. Когда то он был не только богатым жилым домом , но и домом налоговой инспекции. Здесь платили налог за "переход границы " в Хида ( 飛騨市 ) , город в Японии, находящийся в префектуре Гифу. В музее находится большая коллекция предметов, связанных с шелководством, начиная от коконов шелкопряда до прядильных станков. Кстати, на чердаке House Wada до сих пор продолжают выращивать тутовых шелкопрядов .
Утварь для обработки риса.
Очень богато инкрустированное домашнее святилище.
House Nagasi - дом музей врача Нагасэ. До перезда в деревню предки Нагасэ были врачами кнезей клана Маэда, Здесь выставлена большая коллекция сельскохозяйственных и шелководческих инструментов.
Пилы, молотки, зубила .....
Различный инструментарий.
Честно говоря, в какой то момент чувствуешь, что пресытился музейными экспонатами и хочется просто бесцельно бродить, рассматривая деревушку и живущих здесь людей. Феликс, как всегда, захотел зайти в обычный дом. И как не странно, нас впустили.
Домашние реликвии с фотографиями предков.
Вид с чердака.
Количество туристов, приехавших сюда в будний день было весьма впечатляющим.
Это не помешало нам любоваться увиденным.
.
Интересная машинка.
Каждый украшает свой дом, как считает нужным. Местные лапти, снегоступы...
Широкаво Го - это не собранная из отдельных домов этнографисекая деревня-музей Хида, которую мы видели, когда были в Такаяме. Это настоящая деревня, с ее ежедневными заботами
.
.
.
.
Деревенские краски.
.
Пожалуй нигде в Японии мы не встречали так много европейцев в одном месте, как в здесь. С некоторыми даже познакомились. Джон из Шотландии.
Американская пара из Висконсина.
Бельгийцы, подсказавшие нам дорогу.
А этот парень, Томас, неплохо говорил по русски. Он - чех, учился и живет в Японии.
Совместное чешско-японское "изделие".
Раньше я всегда считала англичан самыми большими ценителями собак. Побывав в Японии, я изменила свое мнение. Все собаки, которых мы видели в Стране восходящего солнца, выглядели, так, как будто они готовятся к конкурсу собачьей красоты, Ухожены, подстрижены и наряжены.
Каких только колясок для прогулки собак, специальных слингов, кенгуру или эрго рюкзаков мы здесь ни встретили.
Одну из самых древних и самых дорогих собак в мире, акита ину мы увидели на деревенском клабище, куда случайно забрели. У японцев особое отношение к этой породе. Клубы любителей Акита ину были основаны в Японии еще VI веке. В XV веке были учреждены племенные книги, в которых записывались кличка, происхождение, окрас собак. Японцы называют эту породу «Сокровище Японии». В 1932 году на всю страну прославился акита-ину по кличке Хатико. Пес каждый день встречал хозяина, возвращавшегося домой на электричке. Однажды хозяин умер на работе, и в течение 9 лет Хатико приходил на станцию встречать хозяина в одно и то же время.
Здесь все рядом. Не успела кончится крыша дома, как начались надгробные плиты.
А сразу за памятниками пошли грядки с овощами.
Из Широкавы Го совсем не хотелось уезжать, но у нас был куплен обратный билет в Каназавы. Медленно возвращались с дальнего конца деревушки.
По дороге рассматривали мелкие детали , которые не бросились в глаза при первом осмотре.
Маленький домик - это туалет (?).
Общий вид, дома, горы.
Что то ритуальное (?)
Не удерживались и зашли в еще один магазин-музейчик с домашней утварью.
Засмотрелись на девчонок, синхронно поедающих мороженное и решили не отказать в удовольстви и себе.
Отсюда нельзя было уехать без сувениров.
Меня совершенно умилили детские башмачки из соломы.
А вот так они выглядели на манекене в одном из киосков.
Обратная дорога была невозможно красивой.
Приехав в Каназаву, забрали чемоданы из камеры хранения, купили в дорогу еду и сели на синкансен, отъезжающий в Киото.
Около 10 вечера вселились в Hotel Grand Bach Kyoto Select, который мне попался по 50 процентной скидочной акции.
https://www.booking.com/hotel/jp/grand-bach-kyoto.ru.html?aid=356980&label=gog235jc-1DCAsodUIQZ3JhbmQtYmFjaC1reW90b0ghWANoaogBAZgBIbgBF8gBDNgBA-gBAfgBAogCAagCA7gCv6ad6AXAAgE&sid=6933c1998b8b3b03c0a4b2ec16089681&all_sr_blocks=77499608_97155971_0_0_0&checkin=2019-10-02&checkout=2019-10-06&dest_id=-235402&dest_type=city&dist=0&fcpilot=0&group_adults=2&hapos=1&highlighted_blocks=77499608_97155971_0_0_0&hpos=1&lang=ru&room1=A%2CA&sb_price_type=total&show_room=77499608&soz=1&sr_order=popularity&srepoch=1560761218&srpvid=30023dc0a58d013f&type=total&ucfs=1&lang_click=top;cdl=en-gb;lang_changed=1,
Еще успели пройтись по ночному Киото, и, как младенцы, заснули в предвкушении следущего дня.