У Леры было одно желание - исчезнуть. Хуже сегодняшнего дня придумать сложно. Во-первых, школа… Лера даже вспоминать не хотела. Получается, она всех подставила. Вчера она уходила из класса последняя, и учительница по литературе, Жанна Петровна, окликнула ее:
- Лера, я совсем забыла объявить классу, что завтра мы пишем сочинение по сказке. Передай, пожалуйста, всем ребятам, чтобы прочитали любую сказку народов мира и подготовились. Лера кивнула, но, когда она вышла из класса, девчонки накинулись на нее с новостями, и в этой круговерти она совершенно забыла про просьбу учительницы. Да и про само сочинение, она, по правде сказать, тоже забыла. А вспомнила только сегодня, уже на уроке, когда Жанна Петровна объявила задание. Класс застонал:
- Но вы же нас не предупреждали!
- Как это не предупреждала? - удивилась учительница и посмотрела на Леру. Та кивнула. Она сама не понимала, зачем это сделала, наверное, побоялась, что Жанна Петровна будет ругать.
А в конце уроков учительница сама подошла к ним и была в страшном гневе:
- Как вы могли? Вы все написали на «2», кроме Леры. Почему вы не прочитали сказки?
- Но мы же не знали, - загудели ученики.
- Знали. Вас Лера предупреждала, - раздраженно сказала Жанна Петровна и ушла, хлопнув дверью. Все посмотрели на Леру.
- Так ты знала? Ты нарочно нам не сказала, чтобы мы все «2» получили, а ты была бы лучше всех!
Лера попыталась им объяснить, что она не нарочно, что она и сама не готовилась, просто она сказки эти еще летом прочитала, но ее никто не хотел слушать. И вот, теперь с ней никто не разговаривает. И как с этим жить? Лера приплелась домой хмурая и несчастная, а тут еще бабушка набросилась: «Ты когда начнешь свою постель убирать? Сколько раз тебе говорила?!» Нет, если бы Лера была в нормальном состоянии, она бы, как всегда, пропустила нотации мимо ушей. Но сегодня это был перебор. Ну, и, конечно, она вышла из себя - швырнула сумку на стол, чашки полетели на пол. Еще и бабушке крикнула что-то обидное. И после всего Лера не придумала ничего умнее, чем просто сбежать. Исчезнуть. Вот только куда можно исчезнуть в этом городе?
А город медленно, но верно готовился ко сну: закрывал светящиеся витрины магазинов, успокаивался от оживленного дневного движения, погружался в окутывающую и уютную темноту. На улице становилось зябко, но тут из одной полуоткрытой двери на нее подуло теплом и каким-то приятным старинным запахом. Запрокинув голову, Лера прочитала: «Библиотека. Часы работы с 11 до 18». Хм, странно, уже десятый час, а дверь открыта. Из темной библиотеки так хорошо пахло, что Лера не удержалась и сунула внутрь голову. Кажется, в поле зрения никого не было. Интересно.
Лера кралась по коридору наощупь. Под пальцами пробегали шершавые стены, выступы картинных рам и провалы дверей. Уличные звуки затихали, и Лера слышала только свое дыхание и осторожные шаги. Неожиданно коридор кончился глухой стеной. Лера пошарила рукой правее, левее, чуть ниже. Дверная ручка. Изо всех сил навалившись одновременно на ручку и на дверь, Лера на удивление быстро оказалась в какой-то комнате. Пока она оглядывалась, пытаясь привыкнуть к темноте и начать различать предметы, дверь легко подтолкнула ее в спину и закрылась с резким щелчком. В комнате было не так темно, как в коридоре - в дальнем конце на столике горела лампа, освещая толстую раскрытую книгу, поверх которой лежали очки. Наверное, библиотекарь вышел на минутку и сейчас вернется. Надо выбираться, а то начнутся расспросы: «кто она такая, и что тут делает». Еще этого ей сегодня не хватало!
Лера вернулась к двери и дернула за ручку. Ничего. Покрутила защелку. Дверь даже не шелохнулась. Заклинило ее, что ли? Лера толкала, трясла дверь, уже не боясь быть услышанной, но та стояла, как скала. Чудеса какие-то. Но чудеса чудесами, а Леру начала охватывать паника. Не любила она закрытых помещений. Хотя, с другой стороны, она ведь мечтала исчезнуть? Прекрасный вариант! Здесь ей ничего не грозит, а бабушка и одноклассники пусть поволнуются: вот, мол, до чего довели ее - пропал ребенок. У нее ведь даже мобильного с собой нет - она так злилась, что оставила его дома. Позлорадствовав в душе, Лера немного успокоилась и еще раз осмотрелась. Комната, в которой она застряла, была похожа на кабинет, конечно, со стеллажами книг (это же библиотека), но, судя по всему, обычных посетителей сюда не пускали. Книги были очень старыми, некоторые даже в кожаных переплетах, потертые, потрепанные. Лера провела рукой по корешкам. Что это? Послышалось? На мгновение ей почудилаcь какая-то тихая мелодия.
Лера прошлась по кабинету до стола и обратно, но больше ничего не услышала. Минуя стеллажи, она снова машинально провела рукой по корешкам, и теперь уже громче и отчетливей услышала мелодичные переливы, причем звук, похоже, шел от книг. Как странно. Лера взяла одну книгу с полки. «Безвыходный сад».
Вообще Лера читала много, обычно за лето она успевала прочитать все, что задали в школе, а потом выбирала что-нибудь «для себя», и неважно, что это было, Герберт Уэллс или сказки Бразилии - главное, чтобы увлекательно, чтобы «прыгнуть» в книгу и жить в ней, пока не перевернешь последнюю страницу. Но «Безвыходный сад» она видела впервые. Наверное, потому что книжка уж очень старая. Вместе с книжкой Лера пошла к столу. Делать все равно нечего, надо ждать, пока вернется библиотекарь и откроет дверь: без него с замком она явно не справится.
На первой странице была картинка: по дороге шли три путника: один - седовласый сутулый старик в богатой одежде брел, тяжело опираясь на трость, второй- помоложе, мужчина средних лет, в мягком берете и перекинутом на спину длинном развевающемся шарфе широко и уверено вышагивал рядом, а третий - совсем молодой юноша в светлом камзоле выглядел неуверенно, он оглядывался назад, будто думал, не повернуть ли обратно.
- Интересно, куда они идут? - подумала Лера, и, перевернув страницу, стала читать.
***
Жил когда-то богатый господин по имени Гней Туллий. Жил он долго и ни в чем не испытывал нужды. Все у него было: роскошный дворец, множество слуг и карет. А нажить такое богатство - дело непростое! Тут не до обычных радостей и встреч с друзьями: каждую минуту думал Гней Туллий, как бы еще больше разбогатеть, какую бы выгодную сделку заключить. Сначала к нему еще наведывались старые друзья, но Гнею с ними было не интересно. Он привык общаться только с теми людьми, которые могли принести ему пользу или лишнюю золотую монету, а какая выгода от друзей детства? Одни пустые воспоминания и трата времени. Так и получилось, что мало-помалу друзья перестали к нему ходить. Многие из них женились, обзавелись детьми, и стало им не до богатого и противного Гнея. И вот, когда Гнею Туллию исполнилось 70 лет, он решил устроить пир и позвать всех, с кем когда-то в молодости дружил, чтобы похвастаться перед ними и показать, чего он в жизни добился. Кто же посмеет отказать такому богатому господину? Но никто не пришел к нему. И вдруг богач понял, что-никому-то он на этом свете не нужен, что всех друзей он растерял, а семью не нажил. А что он видел в своей жизни, кроме волнений и страха, что потеряет свое богатство? Посмотрел он на свой роскошный дворец, на золотые кареты, на многочисленных слуг, и стало ему так тоскливо.
- Зачем мне все это, - подумал он, - если я все равно одинок? Зачем мне моя богатая жизнь? Как хочется бросить все и вернуть старых друзей, но это невозможно, как невозможно вернуть молодость или оживить застреленного на охоте тетерева.
Гней Туллий позвал своего давнего слугу.
- Послушай, Маркус, - помнишь, ты рассказывал мне о Безвыходном саде? Что в нем находят покой люди, которые больше нигде не могут его найти. Где этот сад? Я хочу пойти туда.
- Что вы, что вы, господин?! - испугался Маркус. - Разве вы не помните, что из того сада нет выхода? Все, кто уходят в него, никогда больше не возвращаются.
- Я помню, - кивнул ему Гней, - я и не хочу возвращаться. Я хочу всю жизнь сидеть под огромным дубом, насылающим забвение, слушать пение птиц и не думать, как я неправильно прожил свою жизнь.
- Что ж, - горько вздохнул Маркус, - я расскажу вам, как туда попасть.
Взял Гней Туллий дорожный камзол, сумку, трость и отправился в далекий путь к Безвыходному саду. Шел он медленно и тяжело, все-таки был он уже не молод, часто присаживался на обочине дороги отдохнуть. И вот, на пятый день пути, когда он в очередной раз отдыхал на камне у дороги, с ним поравнялся какой-то путник. Он был средних лет, двигался порывисто, от чего его длинный шарф развевался за спиной. Подойдя к камню, на котором сидел Гней, он остановился и посмотрел на старика. Он явно хотел о чем-то его спросить, но не решался.
Гней Туллий немного подвинулся, приглашая незнакомца присесть:
- Отдохните, добрый человек, - предложил он, - это пустынная дорога. И путь вы, видимо, проделали далекий.
Незнакомец присел и представился:
- Клавдий Курт, художник.
- Куда путь держите? - спросил старик.
Немного поколебавшись, художник все-таки ответил:
- Я иду в Безвыходный сад. Не знаете, правильная ли это дорога?
Гней Туллий очень удивился. Что такому молодому и энергичному человеку делать в том саду? От чего он бежит? У него еще вся жизнь впереди. Но вслух старик лишь сказал:
- Да, это правильная дорога. Я тоже иду туда.
Художник грустно улыбнулся.
- Вы, судя по всему богаты и прожили счастливую жизнь. Зачем вам этот сад?
- Вы ошибаетесь, моя жизнь была богата, но не была счастливой. Я стар, и мне больше нечего делать в этом мире. Но почему туда идете вы?
- Мне тоже больше нечего здесь делать, - с болью произнес Клавдий, - я всю жизнь писал картины, я вкладывал в них всю душу, всего себя. И вот, недавно я устроил выставку, на нее пришли люди. Они посмотрели, но ничего не поняли. Сказали, что это чепуха, что так не бывает и назвали мои картины глупыми фантазиями. А один известный художник настоял, чтобы их запретили, как очень опасные. В тот же день я взял и сжег все свои полотна, все, над чем трудился всю жизнь. И теперь…теперь я иду в Безвыходный сад.
- Ну что ж, - сочувственно похлопал его по плечу старик, - значит, пойдем вместе.
Шли они долго, и еще через пять дней остановились в дорожном трактире пообедать. К ним за столик подсел измученный молодой человек. Он был очень бледен и изможден. Не дождавшись, когда принесут еду, он положил голову на стол и так и задремал. Клавдий и Гней решили разбудить его, когда вошел трактирщик с тарелками.
- Простите, - пробормотал молодой человек спросонья, - я очень спешу и не спал три дня. Вот меня и сморило. Меня зовут Антоний.
- Куда же вы так спешите? - поинтересовался художник.
Молодой человек опустил голову.
- Я иду в Безвыходный сад.
Старик и художник переглянулись.
- Но почему? Вы же так молоды! - не выдержал Гней.
- Моя невеста, - коротко сказал молодой человек. - Она выходит замуж за другого. Моя жизнь кончена.
- Тогда пошли с нами, - предложили путники.
И они пошли втроем.
***
Лера перевернула страницу. На картинке были ворота, увитые плющом, на которых сверху витиеватыми буквами было написано: «Безвыходный сад». У самого входа на низкой скамеечке сидел привратник и, кажется, дремал. В ворота упиралась уже знакомая пыльная и пустынная дорога. А за воротами был чудесный и тенистый сад. Сквозь решетку ограды были видны клумбы с диковинными цветами, скамейки под развесистыми деревьями и прохладные живописные фонтаны. Лера стала читать дальше.
***
Путники уже сбились со счета, сколько дней длилось их путешествие, но вот вдалеке показалась изящная ограда какого-то сада. Подойдя ближе, они увидели надпись на воротах «Безвыходный сад».
У входа дремал стражник.
- Мы пришли, - художник рассматривал вензеля на ограде, а Гней и Антоний подошли к привратнику.
Привратник нехотя потянулся, но, увидев гостей, тут же вскочил с места, стал по стойке смирно и, как по команде, поприветствовал:
- Добро пожаловать в Безвыходный сад!
- Здравствуйте, - сказал Гней. - Мы хотим войти внутрь. Вы пустите нас?
- Если вы расскажете, почему пришли. Я пускаю только тех, кому больше некуда идти. А то разведете тут проходной двор, - сердито проворчал привратник.
И три путника по очереди поведали ему свои истории.
- Хорошо, если вы все решили, заходите, - улыбнулся стражник и открыл ворота. Один за другим старик, художник и молодой человек зашли за ограду. Ворота медленно затворились за ними, а привратник снова сел на скамейку.
***
Лера снова перевернула страницу. С иллюстрации на нее смотрела красивая длинноволосая девушка. Только вот выглядела она очень несчастной. Интересно, почему?
***
В то время, когда путники входили в ворота сада, в далеком городе по булыжной мостовой бежала молодая девушка. Она очень спешила и думала только о том, чтобы не опоздать. Девушка влетела по лестнице на крыльцо кирпичного дома и остановилась, переводя дыхание. Ей тут же открыли.
- Где Антоний? - посмотрела она на стоящего на пороге юношу.
- Антоний? - удивленно протянул хозяин. - Он ушел несколько дней назад. Сразу же, как только вернулся от вас. Брат был очень расстроен, ни с кем не хотел разговаривать, потом собрал дорожную сумку и ушел, крикнув от порога: «Прощай!». Ах, да, он еще оставил вам письмо… - Юноша ушел в комнату и вернулся с конвертом.
Девушка, опасаясь самого худшего, вскрыла конверт.
«Дорогая Люция!
Узнав, что ты бросила меня, я понял, что не смогу так жить, не смогу ходить по улицам этого города, вспоминать твой смех и улыбку. Поэтому я ухожу в Безвыходный сад, где можно обо всем забыть, ухожу, чтобы никогда не вернуться, ведь оттуда нет выхода.
Твой Антоний»
- Какой ужас! - воскликнула девушка. - Но я не бросала его! Это мои родители хотели выдать меня замуж за другого человека, это они рассказали Антонию, что я предала его. А я убежала из дома, я хотела найти Антония и все ему объяснить. Что же он наделал?!
Девушка опустилась на землю и горько заплакала.
***
Лера попыталась подцепить пальцами следующую страницу, чтобы продолжить чтение, но ничего не получалось. Последняя страница была плотной и, перевернув ее, Лера увидела написанное витиеватыми красными буквами слово «КОНЕЦ». Как это конец?! Не может быть. Сказка не может так закончиться.
Лера была абсолютно уверена, что там еще есть текст, только последние страницы почему-то склеились в одну.
- Нет, это не правильно. Так не должно быть! - возмущенно воскликнула Лера.
- Да, так не должно быть, - раздался голос откуда-то из глубины комнаты, и Лера испуганно оглянулась, ведь в комнате никого не было.
Из темного угла вышел старичок в синем рабочем халате и прошел к столу.
- Не пугайся, я здесь работаю. Библиотекарем. Я видел, что ты взяла эту книгу и не стал тебе мешать.
- То есть вы все это время были в комнате? - Лера подозрительно прищурилась.
- Да, там, за стеллажами, - библиотекарь неопределенно махнул рукой на темный угол. - Но сейчас речь не об этом. Ты ведь не хочешь, чтобы сказка так кончалась? Ты думаешь, что это неправильно?
- Конечно, неправильно! Антоний решил уйти навсегда, а его девушка опоздала, и теперь они никогда не увидятся. Разве это справедливо? Они ведь могли быть счастливы. Да и остальные… Разве ничего нельзя было сделать?
- Всегда можно что-то сделать, - загадочно произнес библиотекарь.
- Но они ведь не могут выйти!
- Не могут, - согласился старичок, - потому что не видят выхода. Но если найдется кто-то, кто им его покажет… Библиотекарь замолчал и выжидательно посмотрел на Леру.
Лера удивленно подняла на него глаза.
- Да, Лера, ты можешь им помочь, можешь показать им выход. Если, конечно, захочешь. И если сама увидишь его.
- Я? - Лера не могла поверить тому, что только что услышала. - Но как я попаду к ним?
- Это как раз несложно, достаточно просто разрезать последние склеенные страницы. Я дам тебе нож. Вот увидеть выход - гораздо сложнее, и я не уверен, справишься ли ты.
- Я постараюсь, - уверила его Лера, уж очень ей не хотелось, чтобы сказка так неправильно кончалась.
- Хорошо, - улыбнулся библиотекарь, протягивая ей специальный нож для бумаги.
Только Лера провела ножом по последней странице, как листы расклеились. На раскрывшемся развороте вместо иллюстрации была темная рамка, из которой тянуло сильным сквозняком. Вдруг внутри рамки все пришло в движение: закрутились разноцветные спирали, потянулись длинные нити, послышалась тонкая мелодия, и Лера почувствовала, как нити опутывают ее и втягивают внутрь. Леру обдало холодом, а в ушах послышался свист ветра, ее несло куда-то на бешенной скорости, а потом швырнуло со всей силы на землю. Когда Лера открыла глаза и пришла в себя, перед ее лицом стояли чьи-то ноги. Она подняла голову и увидела привратника, который с удивлением на нее смотрел. Но за долгие годы службы ему приходилось видеть и не такое, поэтому его лицо быстро приняло прежнее равнодушное выражение, и он, как обычно, отрапортовал:
- Добро пожаловать в Безвыходный сад!
- Здравствуйте, я хочу войти внутрь, - поднимаясь с земли, заявила Лера.
- Отлично, - кивнул привратник. - Расскажите мне свою историю.
Лера задумалась. Как-то она не была готова к такому повороту. Что ему рассказать? Про школу и бабушку? Будет ли этого достаточно, чтобы войти? Но попытаться стоило.
- Меня все отвергли, - начала она, - и друзья, и родственники. Никто не хочет меня знать и видеть.
- Хм, - с сомнением проговорил привратник. Странный сегодня день, беспокойный. И поспать не дают.- Ладно, заходи.
Ворота медленно открылись, и Лера вошла внутрь. Как же здесь было хорошо: тишина, фонтаны, деревья. Да, здесь можно и остаться. И не придется решать проблемы с одноклассниками, не нужно будет мириться и извиняться, не надо просить прощения у бабушки - сиди себе под деревом всю жизнь, слушай пение птиц. Лера оглянулась: она даже не заметила, как успела так быстро углубиться в сад - кругом были одни заросли и никакого напоминания о воротах. Лера расслабилась и хотела уже опуститься на мягкую траву, как вдруг тряхнула головой, отгоняя странные мысли. Это место так на нее действует. Она ведь пришла сюда не на травке лежать - ей надо спасти трех путников. Да и самой неплохо бы выбраться. Лера пошла по тропинке сада и увидела на скамейке под раскидистым дубом три знакомые фигуры: Гнея Туллия, Клавдия Курта и Антония. Они сидели с беспечными лицами, и казалось, что их ничего не заботит.
«Ага, - подумала Лера осуждающе, - Там твоя девушка из-за тебя убивается, а ты тут пением соловья наслаждаешься!» И вдруг ей пришло в голову, что, наверное, и ее родители вместе с бабушкой волнуются, куда она подевалась. Да не просто волнуются, они, скорее всего, уже в милицию позвонили! Надо отсюда быстрее выбираться.
- Здравствуйте, - подошла Лера к сидящим на скамейке, - Меня зовут Лера, и я хочу показать вам выход отсюда.
- Отсюда нет выхода, - Антоний посмотрел на нее пустыми глазами.
Лера рассердилась.
- Как это нет? Там твоя любимая Люция рыдает из-за тебя и не знает, как тебя вернуть, а ты говоришь «нет выхода». Она любит тебя и ждет!
Антоний встрепенулся.
- Она не вышла замуж? Так значит, не все потеряно? Значит, есть выход?
- Конечно, есть! - махнула Лера на появившиеся прямо перед ними ворота.
Антоний вскочил со скамейки и бросился к дверям. На удивление, они сразу же открылись, и он, махнув на прощание, вихрем бросился бежать из сада. Ворота закрылись и исчезли. Лера оглянулась к художнику.
- Ну, а вы? Почему вы думаете, что для вас все потеряно? Ну и что, что кто-то не понял ваших картин? Это они сейчас не понимают, а через несколько веков ваши картины будут висеть во всех музеях мира, и люди будут выстраиваться в длинные очереди, чтобы на них посмотреть.
- Откуда вы знаете? - удивленно посмотрел на нее Клавдий.
- Видела в музее, - не моргнув глазом, сказала Лера. А почему бы и нет? Она же в сказке, а в сказке все возможно.
- Но я же уничтожил все свои картины, - возразил ей художник с горечью в голосе
- У вас еще полно времени! Вы успеете нарисовать новые.
Лера показала на появившиеся в тумане ворота.
- Идите, вот выход.
Художник поклонился и широкими шагами направился к дверям, которые сразу же за ним исчезли.
Лера опустилась на скамейку рядом со старым богачом.
- Ну, а мне точно нечего делать там, за воротами, - грустно сказал он, - Я стар, богатства не принесли мне радости, и все друзья отвернулись от меня.
- От меня тоже, - вздохнула Лера, - но вы зря пришли сюда. С вашими богатствами вы можете многих людей сделать счастливыми. Если вы начнете жить не только для себя, у вас сразу появится много друзей. Это как раз совсем просто.
- Просто? - удивился старик, - а мне никогда не приходило в голову. Спасибо тебе, девочка.
Перед ними опять появились ворота, и старик пошел к выходу, тяжело опираясь на трость.
- Ну, вот и все, им выход я показала. А как же выбраться мне самой? - с ужасом подумала Лера. Она вдруг поняла, что совершенно не представляет, что ей делать. До сих пор ей только хотелось спрятаться от всего, что произошло. Но сейчас нужно было увидеть выход. Или она останется здесь навсегда. Стоп. Но ведь можно подойти к Жанне Петровне и во всем ей признаться. Конечно, она рассердится на Леру, но поймет, что ребята не виноваты. А с ребятами… как же быть с ребятами?
И вдруг Лера радостно подскочила и закричала:
- Я знаю, что делать! Выход есть.
И в тот же момент перед ней появились ворота. Едва она перенесла ногу через порог, как почувствовала уже знакомый холод и опутывающие ее тонкие нитки. Ее рвануло куда-то в темноту и закружило в хороводе огней и звуков. Следующее, что она увидела после того, как со стуком приземлилась, была комната в библиотеке, а перед ней стоял старенький библиотекарь в синем халате.
- С возвращением, Лера, - улыбнулся он добродушно, - значит, ты все-таки нашла выход?
- Нашла, - отряхиваясь от пыли, проговорила она,- только, у меня к вам есть одна просьба.
- Какая же?
- Не могли бы вы выдать мне эту книгу? - Лера показала на толстый переплет «Безвыходного сада», - я хочу прочитать ее ребятам завтра в школе и попросить учительницу, чтобы мы написали по ней сочинение. Надо же нам исправить «2». Я ее обязательно верну!
Библиотекарь серьезно посмотрел на девочку:
- Это твоя книга. Тебе не надо возвращать ее. Открой последнюю страницу.
Лера послушно открыла и ахнула. На последней картинке была нарисована маленькая девочка с решительным взглядом, переступающая порог сада.
- Спасибо, - сказала Лера и бросила взгляд на раскрытую на столе книгу. Внезапно у нее возник вопрос. - А вы сами пишете эти книги?
Библиотекарь нахмурился и таинственно посмотрел на нее:
- Нет, конечно, я же просто библиотекарь. Я только немного реставрирую старинные книги, - он махнул рукой на полку с потертыми переплетами, - чтобы они пригодились какому-нибудь читателю. А эта (он кивнул на книгу на столе) еще только ждет своего.
***
Лера вышла из библиотеки, прижимая к себе толстый потрепанный том. Она спешила домой, потому что было уже совсем поздно, и родители, конечно, сильно волновались, но она все-таки остановилась на минутку и посмотрела на окно библиотеки, у которого сидел пожилой человек в синем халате и перелистывал страницы старинной книги.