Продолжу рассказы про города для проекта #городаивеси Rimon Lusi (fotovivo). Последним у меня был
заполярный город Апатиты.На букву "Ы" я городов не знаю, значит будет буква "т" - Тагил, вернее Нижний Тагил (тот самый, который "Уралвагонзавод", ага).
Для желающих присоединиться -
условия можно посмотреть тут.
В Нижнем Тагиле я была всего несколько часов в рамках тура по некоторым уральским городам, организованным одним очень хорошим человеком, специально для меня. Дело было в конце октября 2017 года, приехали мы в город к обеду, но поскольку темнело рано, а нам еще нужно было возвращаться 200 км назад, то все, что удалось посмотреть - это часть старого города и центральную площадь нового. Помогал нам в этом молодой экскурсовод из Центра развития туризма города. Знал много, но цельной экскурсии у него не получилось. По сути сработал живым "аудиогидом", т.е. рассказывал об объектах, о которых мы его спрашивали. А вот так, чтобы выдать какую-то интересную историю, с показом объектов по ходу - увы.
Что осталось у меня в памяти, через три года? Первое, это четкое разделение на старый и новый город, хотя они буквально в нескольких кварталах друг от друга.
Второе, это ясное понимание того, что центром жизни здесь является завод, и всегда являлся, поскольку город вырос из заводской крепости, возведенной вокруг него в начале 16 века. Первым владельцем был Акинфий Демидов, а при разделе имущества между его сыновьями (в 1947 году), завод достался Никите Демидову. Никиту отец выделял, хотел сделать единственным наследником, но не получилось. Тем не менее, от отца ему достались шесть заводов: Нижнетагильский, Черноисточинский, Выйский, Висимо-Шайтанский и два Лайских. Предприимчивостью сын Демидову-старшему не уступал, и к 1770 году Нижнетагильский завод считался самым прибыльным и современным. В поселке уже к тому времени были возведены господский дом и деревянная церковь. В 1758 году в Тагил перевели из Невьянска школу, в которой учились дети со всех демидовских заводов.
Устройство заводской жизни, быт и нравы местной администрации описал Дмитрий Мамин-Сибиряк в своем романе "Горное гнездо". А быт рудничных рабочих, добывавших руду для заводов - Павел Бажов, в "Уральских сказах" и повестях.
Чем интересен город сейчас? Есть музеи Уралвагонзавода и Историко-краеведческий (на фотографии); Музей-завод истории развития техники черной металлургии и Нижнетагильский музей-заповедник Горнозаводской Урал; Музей Демидовская дача и Историко-технический музей Дом Черепановых. Кстати, памятник братьям Черепановым украшает центральную площадь нового города.
В городе есть Филармония, драматический и кукольный театры, ТЮЗ и Цирк. Заехали мы там и пообедать в "Свою компанию", но мне обед не понравился, сейчас уже не помню, что брала, но осталось чувство, что побывала в заводской столовке. Это не значит, что в городе нет нормальных кафе и ресторанов, просто мне не повезло.
Добраться в город можно только через Екатеринбург - "Ласточками" или обычными электричками РЖД. Другой вариант - автобус, маршрутки и такси. Уровень комфорта в Ласточках все уже знают, а насчет автотранспорта ничего сказать не могу - меня привезли и увезли на своей машине.
И в завершении, поскольку хэшмоб называется #городаипесни, будет песня о Нижнем Тагиле австралийского эмигранта:))
Click to view
P.S. Фото не самые удачные, но это все, что сохранилось в моих профилях в соцсетях с той поездки.