29 апреля празднуется Международный день танца, в 1982 году одобренный ЮНЕСКО, в память о французском теоретике и реформаторе балета Жан-Жорже Новерре (1727-1810). И думаю, что будет правильным именно сейчас рассказать о большой выставке «Первая позиция. Русский балет», идущей в Петербургском Манеже с 22 февраля 2023 года. В анонсе, рассказывающем посетителям о том, как организовано выставочное пространство, мы читаем:
Танец появляется в России, как дань европейской моде и следует ее законам, однако с течением времени он переосмысливается и развивается в самостоятельную русскую школу.
Мультимедийный занавес театрального зала в фойе выставки
Первый этаж разделен на три большие зоны, каждая из которых представляет нам Императорский балет эпохи правления династии Романовых, популяризаторскую деятельность в Европе Сергея Дягилева и балет СССР, плавно перетекающий в современный российский. Второй этаж отдан «Анатомии балета». (На всем пространстве экспозиции темновато, поэтому фотографии у меня получились так себе)
Второй этаж выставки "Первая позиция. Русский балет"
Если на первом этаже нас ждет глобальный экскурс в историю, то на втором посетителям показывают закулисье: как создавалась система обучения классическому танцу Агриппиной Вагановой, как менялся во времени балетный костюм, отдельно разобраны балетные движения и предложено всем желающим позаниматься у станка. Завершает экспозицию история создания и воплощения «Лебединого озера» в разных странах и с разных точек зрения.
Фотографии современных балерин в разделе "Современность"
Началом появления балета в России считают показ при дворе Алексея Михайловича Романова 16 февраля 1672 года сцен из оперы-балета «Орфей и Эвридика». Дальнейшее развитие этого направления шло под руководством приглашенных из Европы балетмейстеров. Но среди артистов труппы блистали и русские балерины.
Верхний ряд справа - портрет О. Кипренского танцовщицы Е. Телешовой. Нижний ряд слева - портрет А. Истоминой в роли Флоры неизвестных художник, справа - литография с оригинала Бюрде Мария Тальони в роли Сатанеллы в одноименном балете.
Балетные постановки «Спящей красавицы», «Корсара», «Конька Горбунка» вызывали огромный интерес и поднимали танцовщиц до уровня императорской фамилии. Та же Телешова пользовалась особой благосклонностью Николая I.
Эскиз декорации к опере Глюка "Орфей и Эвридика" Мариинский театр 1911 год
Императорский балет начинался с «Орфея и Эвридики» и переходом к новому этапу развития этого направления русского искусства, кураторы выставки выбрали эскиз декорации к опере «Орфей и Эвридика», поставленной в Мариинском театре в 1911 году.
Раздел выставки "Русский дух", посвященный Ballets Russes Сергея Дягилева
Великий антрепренер Сергей Павлович Дягилев заставил весь мир говорить о себе. Его «Русские сезоны» повлияли и на дальнейшее развитие мирового балетного искусства.
Слева вверху - бюст Тамары Карсавиной, внизу - костюм Анны Павловой для "Умирающего лебедя" (реконструкция. Справа - Б. Анисфельд "Портрет Анны Павловой "Умирающий лебедь" 1930 г.
С Дягилевым работали не только первоклассные исполнители, для него создавали балеты известные композиторы, а декорации и костюмы - лучшие художники того времени: Рерих, Анисфельд, Бакст и др.
Н. Рерих эскиз декорации к балету "Весна священная" И. Стравинского
Он открыл миру Игоря Стравинского, причем как это чаще всего бывает - по стечению обстоятельств. Для сезона 1910 года С.П. Дягилев задумал постановку балета «Жар-птица», музыку заказал композитору А. Лядову, но тот в необходимые сроки не уложился, и тогда заказ получил 28-летний Игорь Стравинский.
Верхний ряд слева - Н. Гончарова "Феникс" 1911, справа - И. Билибин эскиз декорации к балету Жар-птица. Нижний ряд слева - реконструкция костюма жар-птицы Бакста, справа - братина "Курица" Головин 1890 г.
В сезоне 1911 года давали балет И. Стравинского «Петрушка», который стал очередной «фишкой» сезона.
А. Бенуа эскиз декораций к балету "Петрушка"
Интересно, что художники, композиторы, балетмейстеры, танцовщики и танцовщицы Русских сезонов Дягилева активно работали и в других театрах.
В 1912 году в Мариинском театре Михаил Фокин ставит балет «Исламей» на музыку М. Балакирева, костюмы к которому создает выпускник (1909 г) Петербургской Академии художеств Б. Анисфельд. В 1911 году он разработал костюмы и декорации к опере «Садко», которая шла в рамках Русских сезонов Дягилева.
Б. Анисфельд эскизы костюмов к балету "Исламей"
Он же придумал декорации для Антрепризы Анны Павловой в Берлине к балету 1913 г «Семь дочерей Горного Короля» А. Спендиарова.
Б. Анисфельд эскиз декораций к балету Спендиарова "Семь дочерей Горного короля"
В 1917 году Анисфельд получил приглашение от Бруклинского музея Нью-Йорка устроить персональную выставку и незадолго до октябрьских событий вместе с семьей покинул Россию навсегда.
После 1917 года огромное количество артистов и других представителей культуры уехали из страны. Третий раздел выставки предваряет знаменитая скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница» и рассказ о том, как А. Луначарский в течение 5 лет методично отстаивал необходимость сохранения балета и оперы перед В. Лениным. Тот регулярно требовал закрыть Мариинский и Большой театры, а артистов пристроить к полезному труду. Хвала революционным богам, Луначарский был не одинок в своем противостоянии, поддержку ему оказывал и М. Калинин. Театры не были закрыты, но от них потребовали соответствовать новому строю. Ну какая может быть Шопениана для представителей нового мира?
З. Серебрякова "Девочки-сильфиды" балет Шопениана 1924 г.
Новыми балетмейстерами была предложена концепция драматического балета. Кстати, многие из спектаклей идут до сих пор, например
«Бахчисарайский фонтан» Асафьева, поставленный Р. Захаровым в 1934 году по знаменитой поэме А. Пушкина. Эскизы костьмов Заремы и Марии для балета Бахчисарайский фонтан В. Ходасевич 1936 г
Имена знаменитых балерин советского балета думаю помнят многие.
Верхний ряд - Л. Орлова "Т. Вечеслова в образе Татьяны в одноименном балете Т. Крейна" 1947. Нижний ряд слева - скульптура В. Мухиной "Балерина М. Семенова" 1941, справа - Ю. Пименов "Портрет Г. Улановой в роли Жизели"
А также в области балета мы впереди планеты всей...Ю Визбор
Первые гастроли, заново показавшие миру советский балет, произвели эффект сопоставимый с Русскими сезонами С. Дягилева. А далее последовала эпоха Ю. Григоровича и Л. Якобсона, в балетах которых блистали балерины Кировского (бывшего Мариинского) и Большого театра. Кстати, Майя Плисецецкая была инициатором приглашения Ю. Григоровича в Большой театр. И даже недолго танцевала в его балете «Легенда о любви»
Слева - Е. Шегаль портрет М. Плисецкой в роли Кармен. Справа - Л. Острова "Алла Осипенко в партии Мехмене-Бану в балете Меликова "Легенда о любви" в постановке Ю. Григоровича"
На выставке большой раздел посвящен балету Ю. Григоровича «Спартак» А. Хачатуряна, на который было сложно «достать» билеты. Я, например, в 1978 году чудом купила билет с рук перед спектаклем в Большом театре в Москве.
Костюмы с. Вирсаладзе к балету Спартак в постановке Ю. Григоровича (Слева костюм Н. Тимофеевой (Эгина), в центре костюм М. Лиепы (Красс), справа костюм И. Петровой (Фригия))
История советского балета будет не полной, если не упомянуть так или иначе «оставшихся» во время гастролей за границей знаменитых солистов и солисток Кировского и Большого театров: Р. Нуреева, М. Барышникова, А. Годунова, Н. Макаровой.
Стилизованная подпись балерины Н. Макаровой
Переход ко второму большому разделу выставки «Анатомия балета» сопровождается огромными фотографиями современных прим и премьеров, известных во всем мире.
Фотографии современных солистов и солисток русского балета
На втором этаже нас встречает развернутая схема создания А. Вагановой системы обучения классическому танцу. Сейчас она считается основой балетного образования во всем мире.
Портрет А. Вагановой
В витринах представлены поздравления от ее учеников, письма и собственные записи педагога.
А дальше огромный зал Манежа заполняют манекены в пачках разных эпох и костюмы из балетных постановок. Как сообщается в анонсе выставки - вслед за непрерывно меняющейся хореографией следовал и балетный костюм. Усложняющийся танец требовал большой свободы движений, легкости конструкции и кроя. И большинство представленных здесь пачек и трико вполне соответствуют сказанному. Но при этом встречаются и странные разработки, которые вряд ли дают эту самую свободу. Как например, на фото внизу.
Костюм и головной убор "Акрам Хан" для исполнителя мужского кордебалета Автор Т. Ногинова. Балет Жар-птица 2017 год
Вот такая она «Жар-птица» 2017 года:)
На этом я, пожалуй, свой рассказ о выставке завершу. Осталось только сказать, что работать она будет до 21 мая. #всемвесна