Тофик Арифов - фотограф и путешественник. Его редко можно застать в каком-либо городе подолгу, но нам это удалось. В его квартире на Красногвардейской. Тофик Арифов, биография которого неразрывно связана именно с разъездами по всему белому свету, встречал нас в обычных джинсах, футболке с Мадонной и домашних тапочках-собачках. Он явно не стремился произвести впечатление.
Однако квартира была сплошь усыпана и увешана фотографиями самых разных мест планеты, но рассмотреть их фотограф не дал - пригласил на балкон, где можно было удобно разместиться и спокойно поговорить.
- Итак, вы путешествуете по всему миру и фотографируете людей, животных, природу... Давно вы избрали такой путь?
- «Избрал путь!» - Тофик Арифов улыбнулся. - Да как-то само собой получилось, что с детства я был влюблен в фотографию. Всегда замечал и успевал «поймать» тот самый момент. Поэтому, как только одно географическое общество предложило мне, штатному фотографу городского интернет-портала, поехать в Индию и поработать там, я тут же дал согласие. А было это лет шесть назад.
- То есть вы нашли именно ту работу, в которую были влюблены с детства?
- Да.
- А какие трудности встают на вашем пути? Наверняка ведь не всё так безоблачно?
- Это раньше все спрашивали: кто такой Тофик Арифов, а сейчас я - популярный фотограф. У меня работы по графику года на три вперед. Но самое трудное, наверное, это общение с людьми и животными, которые вошли в кадр. Нужно постараться войти к ним в доверие, чтобы они вели себя максимально естественно. Ведь естественность - это основа любой моей фотографии. Вот, например, был случай в Нидерландах, - ударился в воспоминания фотограф, - большая шишка и местный авторитет одного городка идеально вписывался в мою концепцию о злодеях. Я тогда работал над серией фотографий, которую назвал «Белое и черное» - то есть на фоне снежных Нидерландов черные души людей... Ну, это долгая история, в общем, никак не хотел местный авторитет идти мне навстречу и немножко попозировать. Тогда я был вынужден следить за ним три дня, чтобы поймать нужный момент. В итоге меня поймали его телохранители...
- И что?!
- Да ничего, - улыбнулся Тофик Арифов, - отвели к шефу, тот поржал, понял, что я не отступлю от своего и за полчаса мы с ним отщелкали сотню фотографий...
- А какие еще качества, помимо настойчивости, нужны современному фотографу-путешественнику?
- У всех представителей нашей профессии есть кредо: во время съемки становиться «мухой на стене». Ну, то есть, быть максимально незаметным, чтобы объект съемки не был зажатым и вел себя естественно.
- Что больше всего привлекает вас в вашей профессии? Ведь биографии Тофика Арифова может позавидовать каждый!
- Да ладно, каждый! Биография Тофика Арифова - это, конечно, классные путешествия по разным странам, общение с уникальными людьми, красивой природой, но... Не всегда всё идет гладко...
- Что вы имеете в виду?
- Все думают: вот Тофик Арифов полетел на Гоа, вот Тофик Арифов вернулся из Португалии, а завтра он едет ночным рейсом в Казань... А сам Тофик Арифов мечтает чаще всего о теплой кровати и долгом сне. Переезды - вещь классная, но ведь и отдыхать когда-то надо!
- То есть Тофик Арифов - это авторитет среди современных фрилансеров-фотографов, пропагандирующий здоровый сон?!
- Иногда - да. Моя жизнь в последние годы очень насыщена, например, только вчера я вернулся из Конго. А сегодня вечером мне нужно снова улетать. То есть вы прям удачно так зашли!
- Понятно. Очень приятно! Скажите, Тофик, а как вы думаете, сложно ли освоить все азы вашей профессии? Любой же скажет: а, чего там не уметь, на кнопочку нажал - и фотка готова!
- Вообще при большом желании можно освоить, что угодно. Но не надо забывать, что современная фототехника очень сложна и чувствительна. Как с ней обращаться - не учат ни на каких курсах. К тому же у фотографа должен быть свой взгляд на мир. Ведь с чего начиналась биография Тофика Арифова как фотографа? Правильно, с различия сотен оттенков в цветовом спектре, на которые обычный человек просто не обращает внимания. Для вас, например, синий - это синий. А для меня он разделяется на множество разных цветов. Как говорится, я художник, я так вижу!
- А с чего вообще можно (нужно) начать, чтобы сделать действительно хорошую фотографию?
- Самое главное - это освещение, на мой взгляд. И это не только яркое солнце или искусственный свет, а излучения от луны и звезд тоже, - подчеркивает Тофик Арифов. - К тому же очень многое зависит от выбранного ракурса. Порой смотришь в объектив и думаешь: какая чушь! А сдвинешься всего на пару сантиметров - и картина предстает в совершенно ином свете!
- Наверное, стиль фотографии во многом зависит и от самого фотографа, как человека, это так?
- Может быть, точно не знаю. Все люди разные, у каждого - свои тараканы в голове. Думаю, даже у начинающего фотографа есть своё видение, как и что должно быть изображено на снимке.
- Понятно. А как вы думаете, в недалеком будущем область фотографии как-нибудь изменится?
- Конечно! - воскликнул Тофик Арифов так, что мы с коллегой аж подпрыгнули на месте. - Уже сейчас появляются интеллектуальные камеры, да достаточно посмотреть на эволюцию фотокамер за последние двадцать лет, чтобы понять, какие изменения они претерпели. Тем более сегодня фотография - это не просто бизнес, это своего рода направление в искусстве и даже науке. А для путешествующих фотографов «умная» и «понятливая» фотокамера - это просто дар Божий. Думаю, очень скоро появятся такие камеры, которые помогут человеку из любого снимка делать шедевр. И это время не за горами.
- Но ведь тогда получается, что любой может купить такую камеру и прославиться?
- Наверное. Пока сложно об этом говорить. Поживем-увидим, - многозначительно щурится Тофик Арифов.
- Спасибо большое за интервью! Надеюсь, у вас останется время на отдых перед поездкой!
- Я тоже надеюсь.
Уходя, мы с коллегой обращаем внимание на серию снимков из какой-то африканской страны. Силуэты диких животных на фоне полной луны. Так кто такой Тофик Арифов - путешественник, фотограф или философ нового времени, который выделяет в своих работах естественность, красоту и все грани жизни?