Оригинал взят у
void_hours в
Центр Анна: Ни закона, ни справедливости. Сексуальное насилие над женщинами - часть 1Оригинал взят у
void_hours в
Центр Анна: Ни закона, ни справедливости. Сексуальное насилие над женщинами - часть 1Этот текст представляет собой часть II доклада, подготовленного Национальной независимой комиссией по правам женщин и насилию в отношении женщин «АННА», "Ни закона, ни справедливости: Насилие в отношении женщин в России". Полный текст доклада можно найти
здесь.
Предупреждение: описания случаев сексуального насилия и последствий сексуального насилия.
1. Отсутствие достоверной статистики
По официальной статистике, преступлений, охарактеризованных как изнасилование или попытка изнасилования, в 2008 году органами МВД было зарегистрировано 5398. В 2009 году было зарегистрировано 4790 подобных преступлений, что на 11.2% процента меньше, чем за 2008 год.
При этом, ситуация в России различается в зависимости от региона. В Саранске за 2009 год количество зарегистрированных изнасилований уменьшилось на 37,5% [1]. А в Калужской области за 2009 год было зарегистрировано 63 преступления, предусмотренных ст.131 УК РФ (изнасилование), по сравнению с прошлым годом количество данного вида преступлений снизилось на 17,1%, а раскрываемость составила 87,3% [2].
В 2009 году в Приморском крае число изнасилований снизилось с 14 до 12 [3]. В 2009 году по сравнению с 2008 годом число зарегистрированных изнасилований в Тюменской области снизилось на 16,5% [4]. В 2009 году в Ульяновске и области снизилось на 27,5% число изнасилований [5].
Однако в 2008 году, несмотря на снижение процента подобных преступлений в целом по России, количество зарегистрированных изнасилований в Москве увеличилось на 25% и составило 318 [6]. Такая же ситуация наблюдается в Псковской области: по данным местного УВД, в 2008 году было совершено 45 изнасилований в отношении женщин, что на 32,4% больше аналогичного периода 2007 года (34 преступления) [7]. В 2009 году на территории Адыгеи количество зарегистрированных изнасилований возросло на 28,6% [8].
Данная статистика показывает количество поступивших и не отозванных в дальнейшем заявлений от пострадавших, но не отражает истинного положения дел.
Так, например, в 2009 году на Кубани сотрудниками прокуратуры было отменено более 1,5 тыс. незаконных решений следственных органов об отказе в возбуждении уголовного дела. Об этом 3 февраля 2010 года сообщил прокурор края Леонид Коржинек на совещании в Краснодаре. Как отметил в ходе своего выступления прокурор, по статистике, в прошлом году на Кубани было зарегистрировано меньше преступлений, чем в 2008-м. Но в то же время в СКП РФ по краю поступило почти на 8% больше заявлений от граждан - около 30 тысяч. В 24 тыс. случаев было отказано в возбуждении уголовного дела. В связи с этим Л. Коржинек призвал следователей быть более ответственными при проведении проверок по заявлениям и принятии решений по их итогам. В регионе в 2009 году было зарегистрировано на 18,4% меньше изнасилований (при этом их стали реже раскрывать), чем годом ранее. Количество выявленных фактов коррупции выросло на 4% [9].
Как отмечают эксперты, за период с 1997 по 2003 год соотношение между количеством возбужденных органами прокуратуры уголовных дел об изнасилованиях и количеством материалов об отказе в их возбуждении увеличилось почти вдвое. Так, если в 1997 году на одно возбужденное уголовное дело об изнасиловании приходилось около 1,5 так называемых отказных материалов, то в 2003 году их количество увеличилось почти вдвое, и их и стало уже 2,8 [10].
Анализ проблемы, проведенный Комиссией, указывает на то, что в государственной статистике приведены значительно заниженные данные по сравнению с фактическим числом изнасилований. Особенно если сравнивать эти данные с реальным количеством обращающихся в кризисные центры женщин - жертв сексуального насилия [11].
По информации Центра «Сестры», за 2007 год общее количество обращений в кризисный центр составило 3875 звонков. За 2008 год было зарегистрировано 3534 обращений [12].
Важно также отметить, что среди женщин, звонивших в кризисные центры, процент обращающихся в милицию, вероятно, выше, чем среди населения в целом, поскольку они уже сделали первый решающий шаг, связавшись с кризисным центром и получив консультацию.
Судя по телефонным звонкам, поступившим на их телефоны доверия, работники женских организаций Москвы и регионов считают, что, в среднем, по России не более 10 процентов жертв изнасилования подают заявление в милицию. Так, по статистике кризисных звонков, поступивших на телефон доверия Московского центра помощи пережившим сексуальное насилие «Сестры», в 2007 году в правоохранительные структуры обращалось лишь 12% из всех пострадавших от сексуального насилия женщин; в 2008 году - 14% [13].
Подобное соотношение подтверждается и другими данными. Согласно социологическим опросам, почти 22% женщин в России пострадали от изнасилований. При этом заявления в правоохранительные органы подали лишь 8 % из них [14].
Вывод:
В результате проведенного мониторинга Комиссия заявляет, что сравнительный анализ официальных статистических данных и других материалов свидетельствует о несоответствии статистики МВД реальному количеству совершаемых в России изнасилований.
Комиссия считает возможным заявить, что количество преступлений против половой автономии женщин гораздо больше официальных цифр и составляет примерно 30 000 - 50 000 в год.
Рекомендация:
Обеспечить поддержку широкомасштабных социологических исследований, направленных на измерение масштаба насилия в отношении женщин, - в частности, сексуального насилия.2. Меры, направленные на предотвращение сексуального насилия
Оказанием помощи пострадавшим и их реабилитацией занимаются сейчас в России исключительно НПО. В государстве совершенно отсутствует система профилактики сексуального насилия, национальные программы по предотвращению сексуального насилия, а также возможность оказания своевременной квалифицированной помощи пострадавшим. Поэтому деятельность таких организаций, как Независимый Благотворительный Центр помощи пережившим сексуальное насилие «Сестры», Санкт-Петербургский институт недискриминационных гендерных отношений (Кризисный центр для женщин), Национальный центр по предотвращению насилия «АННА», Нижегородский женский кризисный центр и других центров трудно переоценить.
Горячие линии таких организаций, как центр «Сестры», обеспечивают женщинам, подвергшимся насилию, доступ к важной информации и вспомогательным услугам.
Некоторые организации - например, московская адвокатская фирма «Аспект» в сотрудничестве с центром «АННА» - обеспечивают подвергшихся насилию женщин юридическими услугами, включая предоставление бесплатных юридических услуг неимущим женщинам, чтобы они могли справиться с широким спектром проблем.
Хотя подобные услуги обычно предоставляют организации гражданского общества, Комиссия хотела бы порекомендовать правительству поддерживать подобные проекты.
Комиссия также обнаружила лишь отдельные примеры проведения программ по профилактике сексуального насилия для подростков. В Иркутске, например, в школе № 24 для учеников 9 - 11-х классов введен урок "Гендерное воспитание", на котором ребятам старшего школьного возраста психолог рассказывает о взаимоотношениях мужчины и женщины, в том числе и о контрацепции. Одна из целей этих уроков - профилактика изнасилований [15]. В Чите Комитет образования, науки и молодежной политики Читинской области рекомендовал использовать в работе методические рекомендации по профилактике сексуального насилия, разработанные специалистами ГОУ «Центр Семья»:
«В целях предупредительных мер по сохранению жизни и здоровья детей и подростков, профилактике сексуального насилия над несовершеннолетними рекомендуем провести в образовательных учреждениях Забайкальского края собрания с педагогами, родительские собрания» [16].
Вывод:
Несмотря на усилия НПО, в России полностью отсутствует система профилактики сексуального насилия и оказания помощи пострадавшим от этого преступления.
Рекомендации:
Провести общероссийскую образовательную кампанию для населения, направленную на профилактику сексуального насилия.
Совместно с НПО разработать и внедрить программу ранней профилактики насилия в виде учебных курсов для подростков и молодежи в соответствующих образовательных учреждениях.
Выделить целевое бюджетное финансирование на развитие сети убежищ и кризисных центров для женщин, пострадавших от насилия. При этом российские неправительственные организации, оказывающие практическую помощь женщинам, и государственные социальные службы должны быть включены в число финансируемых организаций на равной конкурсной основе.3. Несовершенство законодательства
Несмотря на то, что в УК РФ, принятом Россией в 1996 году дается четкое определение насильственных преступлений сексуального характера, все же есть определенные недоработки со стороны законодателя. Действующие УК РФ и УПК РФ не учитывают ряд особенностей данных преступлений, что приводит к нарушению прав женщин, пострадавших от насилия.
В соответствии со ст. 20, ч. 3 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ), уголовные дела о преступлениях по статье 131 часть 1 «Изнасилование, то есть половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам, либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей» являются уголовными делами частно-публичного обвинения, и возбуждаются только по заявлению потерпевшей или ее законного представителя [17].
Другие преступления, упомянутые в ст. 20 ч.1 относятся к главе 19 Уголовного кодекса РФ «Преступления против Конституционных прав и свобод человека и гражданина»: нарушение равноправия граждан (ст. 136 ч. 1), неприкосновенность частной жизни (ст. 137 ч. 1), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и других сообщений (ст. 138 ч. 1), нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 ч. 1), необоснованный отказ в приеме на работу (ст. 145), нарушение авторских прав (ст. 146 ч. 1), нарушение изобретательских прав (ст. 147 ч. 1).
Во-первых, Комиссии представляется странной логика законодателя, практически уравнявшего данной статьей УПК РФ тяжесть таких преступлений как изнасилование и нарушение авторских прав, или нарушение тайны переписки. Комиссия считает, что изнасилование как преступление против половой свободы личности является гораздо более тяжким преступлением, чем вышеназванные преступления из главы 19 УК РФ, и считать их равнозначными нельзя.
Во-вторых, в соответствии с данной статьей УПК, именно на пострадавшую возложено решение о возбуждении уголовного дела. Это создает определенные лазейки для злоупотреблений и оказания давления на пострадавшую как со стороны подозреваемого, так и со стороны следователей по причине их предвзятого отношения.
Законодатель, казалось бы, предусмотрел подобную опасность и оговорил в УПК РФ, что данные дела «прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат», но и здесь сделал оговорку: «за исключением случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса».
Статья 25 УПК России «Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон» гласит:
«Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных статьей 76 Уголовного кодекса Российской Федерации, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред» [18].
Преступлениями небольшой тяжести в соответствии с ч. 2 ст. 15 УК РФ признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Кодексом, не превышает двух лет лишения свободы. Преступлениями средней тяжести в соответствии с ч. 3 ст. 15 УК РФ признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает два года лишения свободы. Таким образом, преступления, связанные с изнасилованиями, не подходят под данные определения тяжести, так как максимальный срок наказания по ст.131 ч.1 и ст.132 ч.2 - шесть лет.
Тем не менее, если пострадавшая по каким-либо мотивам, - обычно это происходит спустя всего несколько дней, - просит прекратить проверку и указывает, что не имеет претензий к тому или иному лицу, то следователь практически сразу применяет п. 1 или п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (отсутствие события преступления; отсутствие в деянии состава преступления) и выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела со следующей формулировкой: в действиях лица не содержится признаков преступлений, предусмотренных статьей 131 УК. По мнению эксперта Ю.Аргуновой, проводившей исследование на основе выборочного изучения 50 материалов об отказе в возбуждении уголовного дела об изнасиловании в межрайонных прокуратурах, данные действия совершаются в обход закона:
«…В большинстве случаев потерпевшая не отказалась от своей оценки действий мужчины как изнасилования, она лишь заявила, что не имеет к нему претензий. Представляется, что в таких случаях не может констатироваться отсутствие признаков преступления и применяться п. 1 или п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, так как данное происшествие не расследовалось, и если бы жертва не отказалась от обвинения, вполне возможно, что данный эпизод был бы зарегистрирован в качестве преступления, попав в статистику. Правильнее было бы, по нашему мнению, применить в такой ситуации не п. 1 или п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, а п. 5 (отсутствие заявления потерпевшей). Однако ни один следователь в своем постановлении при получении «отказного» заявления жертвы не сослался на п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ» [19].
При этом зачастую не принимается во внимание ни признание самого насильника в совершенном преступлении, ни наличие данных судебно-медицинской экспертизы, ни показания свидетелей:
«В одном из случаев очевидцами преступления оказались сразу несколько человек (соседи по лестничной площадке), привлеченные криками о помощи жертвы. Один из них даже ударил насильника палкой, а тот пытался заблокировать дверь на лестницу. И нападавший, и жертва были частично обнажены. Жертва просила свидетелей не уходить, помочь, вызвать милицию. В тот же день в отделение милиции она написала заявление о совершенном в отношении ее изнасиловании. Однако на следующий день заявительница написала новое заявление с просьбой прекратить проверку, так как претензий к нападавшему не имеет. Затем в своем повторном объяснении она указала, что просит указанное лицо к уголовной ответственности не привлекать, и что более подробное объяснение даст позднее, поскольку очень плохо себя чувствует. Однако позднее жертву никто так еще раз и не опросил, хотя мотивы ее поступка настораживали. Через пять дней с момента подачи жертвой первого заявления о совершении в отношении нее изнасилования следователь прокуратуры вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела со следующей формулировкой: «Изучив материалы проверки, прихожу к выводу, что гр. П. насилия в отношении Б. не применял, а также не угрожал применением насилия, половой акт не совершался. Таким образом, в действиях гр. П. отсутствует состав какого-либо преступления». В постановлении вообще не были отражены показания очевидцев преступления, по существу опровергающие этот вывод следователя» [20].
Вывод
Отнесение уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 131 ч. 1 «Изнасилование, то есть половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей», и ст. 132 ч. 1 «Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей», к уголовным делам частно-публичного обвинения создает почву для злоупотреблений и оказания давления на пострадавшую как со стороны подозреваемого, так и со стороны следователей по причине их предвзятого отношения. Это нарушает Статью 2 (с) Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, требующую от государства «обеспечить с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации».
Рекомендации
Привести УК РФ в соответствие с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В частности, исключить преступления против половой свободы личности, наказание за которые предусмотрено в Ст. 131 ч.1 и Ст. 132 ч.1, из категории дел частно-публичного обвинения, сделав только публичными. Внести соответствующие поправки в УПК РФ.Ссылки на использовавшиеся материалы
[1]
http://www.regnum.ru/news/1242050.html[2]
http://www.regnum.ru/news/1241408.html[3]
http://www.regnum.ru/news/1243880.html[4] Информация ГУВД по Тюменской области. Ссылка:
http://www.regnum.ru/news/1264390.html[5]
http://www.regnum.ru/news/1269281.html[6] Агенство Росбалт:
http://www.rosbalt.ru/2009/01/19/610797.html[7] Информация предоставлена Псковской областной общественной организацией «Независимый социальный женский Центр».
[8]
http://www.regnum.ru/news/1247663.html[9]
http://tyapce.ru/news/bolee_15_tys_otkazov_v_vozbuzhdenii_ugolovnykh_del_byli_priznany_nezakonnymi_na_kubani_v_2009_godu/2010-02-04-193[10] Ю.Н. Аргунова «Проблемы латентности изнасилований». Ссылка:
http://www.npar.ru/journal/2005/1/rapes.htm[11] По статистике центра «Сестры», только в Москве в 2007 году на «горячую линию» Центра обратилось 378 женщин с проблемой сексуального насилия. В 2008 году эта цифра по Москве составила 366 человек.
[13] Из интервью с директором Центра помощи пережившим сексуальное насилие «Сестры» М. Моховой. Декабрь 2008 г.
[14] Аргунова Ю.Н.Проблемы латентности изнасилований / Независимый Психиатрический журнал №1, 2005. Ссылка:
http://www.npar.ru/journal/2005/1/rapes.htm Это подтверждается и данными социологического исследования, проведенного в Магнитогорске (2004): 19,7% процентов опрошенных женщин сталкивались в своей жизни с сексуальным насилием. Пропастина М. Социологическое исследование актуальности проблемы насилия женщин г. Магнитогорска / Инновации в системе профилактики семейного неблагополучия. Под ред. Воронкова А. Челябинск: 2007.
[15] По сообщению газеты «СМ Номер Один»:
http://pressa.irk.ru/sm/2007/08/006003.html[16] Сайт Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края:
http://www.kopon.sibcity.ru/?part=docs&page=rec&theme=5&doc=31[17] Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ:
http://www.consultant.ru/popular/upkrf/11_3.html#p291[18] Статья 76 УК РФ: «Статья 76. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением
с потерпевшим. Лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести, может быть
освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред».
[19] Аргунова Ю.Н.Проблемы латентности изнасилований / Независимый Психиатрический журнал №1, 2005. Ссылка:
http://www.npar.ru/journal/2005/1/rapes.htm[20] Аргунова Ю.Н.Проблемы латентности изнасилований / Независимый Психиатрический журнал №1, 2005. Ссылка:
http://www.npar.ru/journal/2005/1/rapes.htm