Когда дом станет школой, а школа домом...
о домашнем обучении и воспитании
- Чем, на Ваш взгляд, вызван растущий интерес к домашнему воспитанию и обучению?
ВЛ - Многое накопилось... Рассасывается постепенно тоталитарное постсоветское сознание, не мыслившее ребенка вне заданной государством системы, готовившей из него "винтика" уже с малолетства. Люди все больше сознают, что имеют право на собственный выбор, на альтернативы и варианты в образовании и воспитании своих детей. Массовая школа уже давно обнаруживает свою неадекватность реальным запросам жизни, а во многом и просто вредоносность для детей. Она у нас все та же, советская, только еще хуже и все худшает. Восемьдесят пять процентов выпускников наших школ имеют ослабленное физическое и надорванное психическое здоровье. И чего ожидать от толп загнанных, голодных школьных учителей, месяцами не получающих даже свою нищенскую зарплату?
Дома, правда, тоже у очень и очень многих несладко. У одних бедность материальная, у других бедность интеллектуальная, душевно-духовная, у большинства и то, и другое... Непросвещенные, неумелые и несчастливые родители, либо пропадающие целыми днями на работе, либо занятые так называемым воспитанием, в котором, за редчайшими исключениями, ни шиша не смыслят.
Но если в массовой школе все в основном одинаково, то в домах все же более по-разному - так ли, эдак ли... Дома - у кого есть, конечно - компьютер, интернет, телевизор, видеомагнитофон. При умелом целенаправленном пользовании это мощнейшие образовательные средства. Дом теперь место, куда к тебе может входить целый мир, и ты можешь с ним знакомиться, общаться, работать...
- Каково Ваше к отношение к этой проблеме?
- Я сторонник максимального развития домашнего воспитания и обучения, но не отвергаю и школьное, с уточнением: ХОРОШЕЕ школьное. Все, что было и есть лучшего в нашем школьном обучении, должно быть сохранено, приумножено и развито, особенно опыт таких прекрасных высокотворческих педагогов, как Аммонашвили с его безотметочной системой. Возможно множество форм соединения школьного обучения и домашнего - в разных пропорциях, с разными акцентировками.
- Как Вы считаете, каким детям домашнее обучение пойдет на пользу, а кому - во вред?
- "Польза" или "вред" зависят не только и не столько от того, "какие дети", а от того, как именно проводится домашнее обучение, с каким соответствием именно данному ребенку.
Всякому, даже самому общительному и легкому в коллективе ребенку я бы пожелал сочетания школьного образования с домашним в пропорции если не фифти-фифти, то не менее 2:1, с пониманием того, что школа может дать ребенку только образование самого общего характера и весьма поверхностное. Школа, даже самая лучшая, вынуждена стричь всех под одну гребенку. При домашнем же обучении только и возможен настоящий личностный, индивидуальный подход, образование именно в том духе и стиле, в том направлении, с тем "золотым ключиком", который наилучшим образом соответствует способностям, интересам и характеру именно вашего ребенка.
Я говорю: индивидуальный образовательный "золотой ключик" ВОЗМОЖЕН, но это не значит, что легко достижим... Моцарт не учился ни в какой школе, его учил только отец; чтобы получился Вольфганг Амадей Моцарт, отцу нужно было быть Леопольдом Моцартом, прекрасным, талантливым музыкантом, великим тружеником. А вот Пушкину его посредственные родители ничего дать не могли (если не считать нянюшку), зато многое дал Лицей, и даже не в смысле образования (учился он там так себе), а в смысле душевного развития и самооткрытия. Лицей дал Пушкину главное и лучшее, что может дать человеку школа: восторг школьной дружбы и побуждение к самообразованию.
- Вероятно, какому-нибудь неординарному ребенку только такое домашнее обучение и показано?
- Ну почему только неординарному. И смотря в каком смысле... Неординарность бывает разная. Есть, например, много детей, в том числе и очень способных, даже гениальных, с трудностями общения, с некоммуникабельностью или дискоммуникабельностью. Некоторым из них любой школьный коллектив противопоказан, будут заранее обречены на положение травимых изгоев или же сами внесут дисгармонии и разрушения, будут невыносимы. Другим для развития навыков общения коллектив очень желателен, но коллектив далеко не всякий, а принимающий и понимающий, с неагрессивными, доброжелательными детьми и умными, тонкими, умеющими индивидуально подходить педагогами. Поди таких поищи...
- С другой стороны, у домашнего обучения, наверняка, есть и минусы (проблемы социализации детей?)...
- Школьная "социализация" - фикция. Пустое абстрактное слово. На самом же деле все очень конкретно: ребенок, такой ребенок, каков есть - уникальное, своеобычное, никем не знаемое существо - вынужден приспосабливаться к крохотной и зачастую весьма непредставительной части большого Социума - к своему школьному микросоциуму: к классу и его учителям. Что-то вроде омутка в болотистом лесу, где устанавливаются свои маленькие закончики, царят свои маленькие царьки и шныряют свои маленькие, но злые и безжалостные хищники. Довольно замкнутая среда и, говоря мягко, сомнительная по качеству. Среда, где тебе повезет или не повезет, и последнее гораздо вероятней. Среда, где тебе насильственно набивают голову бессмысленной чепухой, которая тебе никогда не пригодится, а самых нужных знаний и умений не прививают. Среда, где тебя могут ни за что ни про что презирать, ненавидеть, отталкивать, шпынять, травить, издеваться, бить, наносить физические и душевные травмы. Среда жутко опасная, куда легко проникают всякие садисты и психопаты, насильники, извращенцы, где пасется коварная наркомафия, приобщающая тебя к зелью в школьных туалетах - родители это проконтролировать не в состоянии, ты беззащитен и одинок в этих хищных джунглях... Среда, где тебя не понимают, не поймут и понимать не хотят. И в ней проходит 10- 12 лучших, нежнейших, восприимчивейших лет твоей жизни...
Такой "социализации" я и врагу не пожелаю. И главное - школа вовсе не та "ложка, по которой можно узнать о содержимом котла" . Потом жизнь выпихивает тебя вон, как котенка, вышибает в совершенно другие, неизвестные тебе слои общества, в непознанные множественные миры Большого Социума. Одна армия чего стоит...Что ты несешь туда с собой? Свои школьные травмы и комплексы. Свою недообразованность, недограмотность. Свое незнание и непонимание людей. Свой наивный эгоцентризм. Свою неуверенность, свои страхи. Свои несбыточные мечтания и иллюзии. Свою чушь в голове. Свою беззащитность...
Да, детский сад и школа, хочешь-не хочешь, развивают у тебя какие-то частичные, местного значения отношенческие уменьица, а скорее, рефлексики. Да, какой-то первичный иммунитет против некоторых гадостей и жестокостей будущей жизни может наметиться, какие-то защитные (и всегда ограничивающие развитие) механизмики... Но настоящего познания человеческих отношений и общества - огромного, сложного, многообразного социального целого - в школе не происходит и на тысячную долю. Настоящего умения общаться и понимать людей школа не прививает. Выпускник- школьник в массе своей дремуче-наивен, социально дезориентирован и психологически беспомощен; это показывают тысячи писем, получаемых мной и от родителей , и от детей-школьников, моих юных читателей и пациентов...
Для меня самого 10 лет школы была на 95% временем потерь, боли и скуки, временем, вычеркнутым из жизни. Все, чему я там научился, я либо уже сам знал и умел, либо мог бы изучить с хорошими учителями за несколько месяцев и гораздо успешнее.
"Социализовать" ребенка вполне можно вне сада и школы. Если ваш дом открыт и в нем есть чем заняться для души и ума, если у вас бывают разные гости, если вы сами ходите в другие дома, если вхожи в разные сообщества - по интересам, по родству душ - если и работа ваша для ребенка открыта - то он будет легко, спокойно, с достаточной защищенностью проходить свое социальное обучение, как это испокон веков и было в нормальных человеческих семьях со времен незапамятных.
Нужно загодя, пока плод воспитания еще не созрел, думать и думать, по какому социальному коридору, в какой слой и уровень жизни, в какой человеческий мир вы намереваетесь направить судьбу своего ребенка. Ведь и жизнь среди подлых бездушных карьеристов и фунционеров, жизнь среди примитивов, хамов, жлобов или среди наркоманов и извращенцев, в злачных тусовках - тоже "социализация", но какая?.. Разные, очень разные миры, разные общества есть внутри общества в нашей стране и по всей земле.
- Что Вы посоветуете родителям, стоящим перед выбором: дом или детский сад, дом или школа?
- Я сам стою сейчас перед таким выбором: моей дочке Маше скоро семь. Она уже показала себя как общительная, довольно легко адаптирующаяся в коллективе девочка, ей нравилось два года ходить в приготовительные классы одной частной школы, где к детям относятся бережно и внимательно, и там она получила кое-что хорошее. В то же время многим занимаемся мы с ней и дома и никогда не заставляем идти в школу "как на работу". Маша сама хочет быть школьницей. Поэтому на сегодняшний день мы с женой выбираем для нее гибкое сочетание домашнего и школьного образования. Пропорцию, удельный вес того и другого будем определять по тому, как пойдет, как покажет себя сама Маша, куда ее будет выводить линия ее собственного развития. Будем учить открыто и всесторонне, не упираясь ни в какие догмы и крайности.
Такого же подхода я пожелал бы, понятно, и другим родителям. И если жизненные обстоятельства заставляют выбирать ТОЛЬКО детский сад, ТОЛЬКО школу, то не просто "сдавать" туда ребенка на произвол злых вихрей судьбы, а активно и смело, с сознанием своих прав, участвовать в детсадской и школьной жизни, следить и подробно знать, что там происходит с ребенком и другими детьми, и не только контролировать, но и творчески и всячески участвовать во внедомашней жизни своих детей - продолжать дом в школу, а школу - в дом.
Когда повсюду и навсегда Дом станет Школой, а Школа Домом - наступит царствие небесное на земле:).
- Какими качествами должен обладать родитель, решивший самостоятельно обучать своего ребенка?
- Большим количеством свободного времени и\или свободных денег. Серьезней: огромным терпением и минимумом иллюзий... А если еще серьезнее, то такой родитель должен прежде всего сам усердно учиться и расти наново вместе с ребенком, учиться видеть и понимать своего, именно своего ребенка и быть одновременно широко ориентированным в реалиях современного общества, в тенденциях и возможностях образования. Не врать ребенку и не врать, главное, себе самому: отдавать себе отчет в том, что когда ты тащишь свою детку в садик или гонишь в школу, отводя взгляд от отчаянно-тоскливых умоляющих глаз, руководит тобою не альтруистическое желание его блага, а вполне объяснимое эгоистическое стремление кому-нибудь чадо спихнуть, а самому делать свои делишки, жить своей жизнью... Почаще заглядывать в обозримое будущее. Стараться прозреть...