Итак, часть шестая, заключительная.
Хатанга-Норильск, финальный этап.
Этап может и финальный, но эти 800 км мы ехали 9 суток.
Чего только не было тогда там, на Таймыре. Но обо всем не расскажешь, покажу что смогу.
Сразу за Хатангой зимника как такового снова нет и мы видим знакомую целину с остатками некой колеи.
Форватер понятен - нам снова идти по руслам рек, сначала по Хатанге, потом по Хете.
Больше 400 км, не заблудимся.
Ну а пока пробиваем, копаем.
Лебедки, рвем тросы...
На помощь застрявшим приходят все. Даже те, у кого не было штурмана.
Сильно потеплело, до -6º примерно, снег стал совсем другой. Не получалось ехать так как мы привыкли ехать раньше.
Первый день - сплошная битва, поиск новой тактики.
Но на следующий день нас настигли геологи, они везли из Хатанги оборудование на одну из буровых на плато Путорана.
Камаз, вездеход, который они ласково называли «танк» и Уралы с санями.
Они били уверенную колею, по ней и пошли.
Грузовики в колее, «танк» рядом.
Поначалу мы плотно держались за ними.
Но колея от Урала и существенно шире и существенно выше у них просвет.
Снег мокрый, плотный. Где-то пытаемся идти в разрез...
Где-то не получается совсем и колонна довольно быстро уходит от нас.
Но им тоже не просто. Груженые, с санями, частенько и они подсаживаются.
Тогда на помощь приходит «танк».
Так мы и двигались несколько дней, они отрываются, мы догоняем.
Были моменты они уезжали далеко, даже рации не добивали, но каждый день на ночевку мы вставали вместе.
Иногда пуржило, ничего не видать, впереди пелена, всё равно нужно стараться двигаться.
Небо ясное, а вот колею может замести в два счета.
Хорошо дуло недолго, да и ветер не такой сильный, всего 15 м/с.
Где-то здесь, во время очередной диагностики, на Тойоте снова рвется пыльник ШРУСа.
Заматываем как можем, продолжаем движение.
Прощаемся с геологами, им наверх в горы, нам дальше идти одним.
Впервые за несколько дней встречка!
Машины с проповедниками, идут в Якутию. Здесь ездят только на такой технике.
Смотрим издалека на заброшенную станцию тропосферной связи.
Любуемся появившейся живностью.
Но вот русло становится всё уже, мы выходим из рек.
Речки становятся мелкими, появляется новая напасть - наледи.
В сильный мороз река местами промерзает до дна.
Воде нужно куда деваться, вот она и выходит на поверхность льда. Там она снова покрывается коркой льда.
Но эта верхняя корка обманчива. Она может быть тонкой и тогда машина проваливается в лед.
Кое-как проезжаем, почти без проблем.
А вокруг местами деревья, «лес», непривычные ощущения - едем по земле.
Пейзажи вокруг радуют. Где-то большие озера, со льда которых полностью выдувает снег.
А где-то просто снег, обработанный ветром до блеска.
Чем ближе к Норильску, тем больше дует.
Сначала поземка по земле.
Потом все сильнее. Видимость падает.
Вынуждены вставать, ждать. Иногда и надолго.
Метет все равно пока не сильно, машины с утра лишь в небольших дюнах.
Но вот просвет и впереди горы - это предгорья плато Путорана, цель близка.
Появляется рельеф. Сначала небольшие подъемчики.
А потом и вполне серьезные подъемы, которые для нас представляют довольно большую проблему.
Тут уже траффик, геологи едут по своим делам, развозят грузы на буровые, их вблизи Норильска немало.
Слушаем их переговоры по рации, они сетуют на то, что сегодня воскресение и в город потянутся «дачники».
Неужели, думаем мы, впереди асфальт!
Но дачники - это вот.
Народ ездит на выходные на охоту.
На севере свои шутки...
Последний закат в тундре...
... последние глыбы снега и льда ...
Мы на финишной прямой.
Отчетная фотография и все, появляется сотовая связь.
Впереди Талнах, а потом и Норильск.
Добрались.
Многое мы увидели и пережили за 33 дня на севере, есть видео, есть эти шесть частей фотоотчета.
Но все показать и рассказать невозможно. Можно лишь вспоминать и хотеть вернуться туда снова и снова.
И мы обязательно сделаем это в следующем году, как делаем уже несколько лет подряд.
Север - это болезнь навсегда.
До связи!
К оглавлению.