Итак! Сегодня будет очередной фотоотчет с поездки в с. Сада Ярского района Удмуртии.
Поводом возвращения в Саду стало восстановление Вознесенской церкви, второй повод - прекрасная погода и не опавшая полностью листва. Маршрут был запланирован сюда еще в конце августа, но выезд выпал на 05 октября - в последний день золотой осени.
Чтобы все успеть сделать, выезд стандартно в 02:38 на ночной Глазовской электричке.
В Фаленках подсел Вадик.
01. Время - 05:26, о.п. Сада в четном направлении, перегон Фалёнки-Яр.
02. Местное время (МСК+1, UTC+4) - 06:29. Потихоньку начинает светать.
В 06:46 местного времени (в 05:46 московского) был восход солнца. После него начинаю полноценно фотографировать.
03. Выходим к дороге Фалёнки-Яр.
04. Как всегда, после дождей здесь непролазная грязь.
05. Рядом с основной дорогой есть тропинка, по которой можно срезать путь в Саду.
06. Мы решили идти по ней, и это было к лучшему.
07. Здесь было меньше грязи.
08. Окраина села Сада.
09. Сельская картина.
10. Улица Садинская.
Мне удалось в сети пообщаться с уроженкой села Натальей Козич, которая сейчас проживает в Санкт-Петербурге.
Она рассказала о том, что ее родной дом был как раз на этой улице. Последний раз приезжала на историческую
родину в 2016 г.
Наталья выкладывает множество старинных фотографий села и людей, который связаны с Садой, пишет разные истории и их воспоминания. Это замечательно, когда уроженцы села многое делают, чтобы сохранить свою историю.
Побольше бы таких людей!
11. Сельский дом.
12. Здание бывшего магазина (теперь тут курятник). О нем немного позже.
Вдруг к нам выходит мужик лет сорока с небольшим и спрашивает: "Не в церковь ли мы приехали?".
Отвечаю, что именно туда. Он удивляется и говорит: "Ну в такую рань ехать сюда, да вы чего?".
Открыл нам храм и сказал, что если кто-то из местных жителей будет приставать и спрашивать, чего делаете, скажете,
что Андрей открыл двери. В ответ и мы представились.
Идем к церкви. Здесь уже сделано крыльцо с новыми ступенями с западной части.
Заходим внутрь.
13. Реставрационные работы.
14. Центральная часть.
15. Купол храма.
16. Вид сквозь решетки.
Поднимаюсь наверх.
17. Вид сверху.
18. Еще одно фото отсюда.
19. В одной из части храма уже поставили новые окна и потихоньку заливают пол.
20. Восемь лет назад здесь была полная разруха...
21. Продолжение ремонтных работ.
22. Работы еще предстоит много, но верю, что всему свое время, и в один момент мы, православные христиане,
услышим звон колоколов и увидим возрожденный храм.
После осмотра пошел фотографировать дома, ибо историю надо сохранить, ведь это делается для народа.
23. Здесь осталось не более десятка жилых домов, часть из них выложил здесь, в фотоотчете.
24. Заброшенный...
25. Двухквартирный дом. Правая часть еще жилая, и оттуда очень сильно лаяла собака, словно возражала против моего
фотографирования.
26. Еще один жилой дом.
27. Местное время - 07:28. Утро в Саде.
28. Иду на окраину Сады делать фотографии церкви.
29. Вознесенская церковь.
30. После того, как с крыши храма выкорчевали все деревья и ветки, вид стал совсем другим.
31. Главное, что восстановление началось.
- Вот какие-то тут приехали, ходят фотографируют, - услышал я вдали речь двух жителей, которые стоят у входа в
храм справа на предыдущем фото.
Подходит Вадик ко мне и говорит: "Куда ты пропал?"
Отвечаю, что фотографировал сельские дома и храм с разных ракурсов.
-Ну что, посмотрели и пофотографировали храм изнутри? - спросил нас Андрей.
Отвечаю, что да.
Андрей рассказывает нам, что сам из Ижевска. Ему пришлось на время восстановления церкви переехать сюда, и здесь купил дом. Жена с двумя детьми живет в столице Удмуртии, а он тут. Видятся не так часто, ибо проехать до Сады не так-то просто. От Яра до Сады грунтовка оставляет желать лучшего.
Кроме восстановления храма, еще в здании бывшего магазина теперь находится курятник, за которым он следит.
Дел действительно очень много, ибо в глухой сельской местности просто не выжить.
Андрей спросил нас, почему именно в Саду приехали?
Рассказываю сначала о том, что мы с Вадимом фаленские (я наполовину по материнской линии) и для меня это место практически родное, поэтому судьба храма меня волнует. Затем рассказываю, что с 2011 г путешествую по Удмуртии и еще 14-15 сентября был в центре Удмуртии (ездили от Кекорана в Ижевск через глухие места).
Спрашиваю: "Со связью как тут?, ибо мои Теле2 и Мегафон почти не ловят".
Отвечает, что ему приходится забираться на колокольню, так как там в некоторых местах можно поймать сигнал, но все не так просто.
32. Здесь будет яблоневый сад, который посадили не так давно.
33. На границу Удмуртии и Кировской области по автодороге к мосту через речку решили не ходить.
Попрощались с Андреем, пожелали друг другу удачи и пошли в обратный путь.
34. Последнее фото из с. Сада.
Все мои путешествия делаются для людей (цель - сохранить историю), а не для себя. На 100 % уверен, что людям той или иной местности во время просмотра фотографий будет что вспомнить. За 8 с лишним лет путешествий по Удмуртии я разу не пожалел, что часто бываю здесь.
Максимум ответственности и минимум высокомерности - такого правила придерживаюсь в путешествиях.
35. Идем обратно в сторону железной дороги.
36. Осень во всей красе.
37. Окраина д. Нижняя Сада.
38. Тихо и спокойно.
39. Нижняя Сада.
40. Просто краски осени.
41. Осенние березки.
42. Нам повезло с погодой.
43. Сельская заросшая дорога.
44. Осеннее поле.
45. Возвращаемся на железную дорогу.
В запасе почти 2 часа до электрички. Решаем сходить до границы Удмуртии и нашей Кировской области.
46. Табличка на платформе.
47. Время - 07:48. Перегон Яр-Фалёнки в нечетном направлении.
48. Время - 07:49. Четное направление.
49. Время - 07:54. Электровоз ЧС4Т-456 со скорым поездом сообщением № 092 Москва-Северобайкальск.
50. Время - 08:04. Электровоз ВЛ80С-1110.
51. Время - 08:08. Электропоезд ЭД9М-0136 сообщением № 6475/6375 Глазов-Киров. Менее, чем через 100 метров он
покинет пределы Удмуртии.
52. Вот и граница регионов. Вид со стороны Удмуртии.
53. Время - 08:16. Электровоз ВЛ80С-2019.
54. Граница регионов. Вид со стороны Кировской области.
55. Очередной грузовой на восток проходит по мосту через р. Сада (Садинка).
56. Время - 08:20. Электровоз ВЛ80С-729.
57. Время - 08:22. На границе двух регионов.
58. Время - 08:23. Осень на Транссибе.
59. Время - 08:28. Электровоз ВЛ80С-1372.
60. Время - 08:41. Электровоз 2ЭС5К-320.
61. Время - 08:45. Электровозы ЧС4Т-322+??? с фирменным поездом сообщением № 071 "Демидовский экспресс" Екатеринбург-Санкт-Петербург покидают пределы Удмуртии.
62. Время - 08:59. Электровоз ВЛ80Т-2035.
Фотографировать поезда можно здесь до бесконечности, так как по главному ходу Транссиба движение интенсивное.
Да и у нас через полчаса электричка.
63. Расписание электричек.
Вернулись на платформу. Стоим, спокойно разговариваем, а тут подходит мужик лет 40 и спрашивает закурить, но мы
не курим. Затем он спросил про фотоаппарат, что за модель и тому подобное. Отвечаю, что у меня Nikon D3200 и пользуюсь им уже 5 лет. Потом он спросил, во сколько прибывает электричка?
- 09:26 московского (10:26 вашего), - отвечаю!
- Вашего? Неместные что ли?
- Рассказываю, что я из Кирова, а Вадик из Фаленок. После произношения "Киров" разговор стал конструктивным.
- Киров! Я там жил у вас какое-то время примерно в 2000-х годах несколько лет. Улица Строителей вроде назвывается,
как раз там жилье снимал, недалеко еще у вас этот рынок находится...
- Коневский рынок есть такой, а Строителей это у нас юго-западный район города. Да, все верно! - говорю в ответ.
- Еще филармонию помню, и эту, как ее там, район у вас такой ... Филейку. Раньше у вас он был криминальным.
- Да, все верно говорите. Филейка - это Филейка, хотя, у нас Вересники и 41 в Нововятске за переездом не лучше. Там в
2000 годы не лучше было. Сейчас стало спокойнее...
- После Кирова жил в Ижевске, сейчас в Казани живу, но по работе часто приходится бывать на малой родине в Балезино.
- Ребята, еще такой вопрос, а почему электрички из Кирова до Балезино перестали ходить? Раньше ведь их было несколько и уехать было непроблема.
Рассказываю о том, что дата 01 января 2013 года стала для многих трауром, так как в первый день нового было принято решение ликвидировать прямые электрички, расстояние которых привышает 200 километров. Причина - возможная
конкуренция электричек поездам дальнего следования. Многие маршруты были востребованы, и цены были доступные.
Сам помню, как в 2013 году пришлось на станции Яр делать пересадки, и если бы не протесты жителей Глазова, то этот маразм с пересадками сих пор бы оставался. От нас до Глазова 207 километров, до Балезино 236. Дурдом, но, увы, так...
Тем не менее в период окон (ремонта путей) в том и этом году летом были прямые рейсы Киров-Балезино, не более.
Теперь только из Кирова в Балезино можно доехать с пересадкой в Яру или в Глазове, тоже самое и в обратном направлении.
Потом я рассказываю, что часто бываю в Балезино. Называю некоторые места поселка, чему наш собеседник был
очень удивлен.
- Это вы там вдали снимали? - слышу голос тетки-железнодорожника, которая начала визжать в наш адрес.
- Да, снимал стеллу, и чего?
- А вы знаете, что снимать нельзя? Она ваша стелла? - продолжает визжать злобная тетка, и сейчас прошел поезд, а в нем ехал начальник Горьковской дороги и мне выговор сделали.
- Во-первых: на каком основании снимать нельзя? Во-вторых почитайте распоряжение от 18 июля 2008 г. N 1513р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ТЕЛЕ-, ВИДЕО-, КИНО- И ФОТОСЪЕМОК НА ОБЪЕКТАХ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", во-третьих проехал состав с вагоном-путеизмерителем. Изучите данное распоряжение и потом уже говорите что можно а что нельзя, а я фотографировал, фотографирую и буду фотографировать. В том году на станции Зилай ДСП довыступала и мы на нее жалобу накатали, а ее премии лишили (хотя тут я соврал, чтоб припугнуть, на самом деле просто был выговор), на этом я разговор окончил, а тетушка просто слилась, понимая, что лучше не лезти в дебри. Увы, но иногда приходится разговаривать на повышенных тонах, хотя подобное не одобряю и не поддерживаю...
64. Время - 09:08. Электровоз ЧС4Т-267 с фирменным поездом сообщением № 013 «Новокузнецк» Новокузнецк-Санкт-Петербург.
65. Бывший вокзал.
- Я помню, как приезжали на поезде Киров - Казань в 60-е годы поздно вечером, а надо было идти ещё 12 км. до Новолекомцев, приходилось сидеть на вокзале, в маленькой комнате, называемой залом ожидания, до рассвета. Что удивляло меня в те годы, так это то, что по железной дороге проходила линия электропередачи, на станции работали какие-то автоматы, их стук слышался из соседней комнаты, а в зале ожидания горела керосиновая лампа,т.к. электричества для освещения там не было, - рассказал Анатолий Шуклин, который судя по всему, родился в эти местах.
66. Время - 09:26. Электропоезд ЭД9М-0167 сообщением № 6376/6404 Киров-Глазов прибывает на о.п. Сада.
Двадцать с небольшим минут в комфортном вагоне пролетели незаметно, и мы вышли на станции Яр.
Продолжение следует...
https://vk.com/club144643146 - сообщество, посвященное с. Сада
https://vk.com/hram_sada - сообщество Свято-Вознесенского собора
Примечание: на железной дороге в моем блоге указано московское время (UTC+3).