Что ждет систему образования в ближайшие десятилетия, как будут узнавать мир наши дети и внуки, нужно ли выбросить все традиционные учебники за ненадобностью? Крупные эксперты дают противоречивые прогнозы развития российского образования.
В пятницу, 6 сентября, повезло присутствовать на преинтереснейшей дискуссии по поводу будущего образования. Действо происходило в рамках форума
Интерра в Новосибирске. В зале и на сцене бились копьями условно "консерваторы" и "прогрессисты". Подчеркиваю: ярлыки условны.
В выступлении Павла Лукши (МШУ «Сколково») были представлены головокружительные выводы форсайта его группы. Полный переход на онлайн технологии, университеты для миллиардов, непрерывное обучение всю жизнь, отказ от традиционных школ и вузов. Канет в лету система передачи знаний через учителей и авторские учебники, устареет в целом любая монополия на знание. "Только телевидение, одно телевидение", - говорил герой известного советского фильма. Ну а в данном случае - один интернет без конца и края. Фундаментальные знания не нужны, неповоротливые книги, зубрежка - все не имеет никакого смысла, когда есть смартфон с Википедией.
Другая позиция, не менее бурно поддерживаемая другой частью зала, озвучена Сергеем Переслегиным (группа «Конструирование будущего»). В этой концепции человечество должно сделать в ближайшее время принципиальный выбор дальнейшего развития: человек разумный vs человек эффективный. Где за разумом остаются фундаментальные знания, моделирование, аналитические принципы и не всегда практический простой результат, а за эффективностью - скорость принятия решений, гибкость, приспособляемость. Ученый придерживается первого варианта, предлагая усиливать мышление, разум, не полагаясь на технику.
В аргументах прогрессистов: повальная интернетизация, глобализация, ускорение, стирание границ между странами. Россия должна принять этот вызов и как можно скорее интегрироваться в общемировой ИТ-процесс. И поэтому нужно отбросить все лишнее: образование должно лишь вовремя поставлять универсальные знания для всесторонней коммуникации нон-стоп.
И в этом сценарии все еще масштабнее. Дигитализация отменяет традиционные социальные нормы: познание, коммуникация и производство превращается в игру, метаигру. Социальной нормой становится человек играющий.
Переслегин же наоборот, видит в школе и образовании совершенно другую миссию - передачу культурного канона как фундамента сообщества и идентичности. Эксперт не разделяет уверенности своих оппонентов в том, что образование радикально изменится. По мнению ученого, эта система еще более консервативна, чем армия и церковь. Поэтому устойчивы к технологическим новшествам фундаментальные знания и традиционные учителя. Они необходимы, потому что человека нужно научить самостоятельно мыслить, моделировать, анализировать, а не подсаживать на иглу Интернет-сведений.
Такие дискуссии, безусловно, чрезвычайно любопытные, ценные и острые, все время вращаются вокруг одних развилок: глобалисты и антиглобалисты, философы и менеджеры, Обломовы и Штольцы. Сколько портится крови в ожесточенных спорах по поводу стратегий выживания и развития: мы объединимся со всеми или будем искать свой путь, мы уже везде опоздали или мы в принципе никуда не торопимся. На мой обывательский взгляд, довольно оптимистично надеяться выбрать один вариант для всех. И сколько бы мы ни спорили, будут поклонники дистанционного образования, в том числе зарубежного (уже сейчас успешно реализуется масса программ международных вузов онлайн), и будут те, кто предпочитает изучать античную философию, и никто не запретит получать им от этого собственный кайф.
И все же очевидно, что в любом случае традиционная система образования в ближайшее время подвергнется новому этапу ревизии. По словам участников дискуссий, сейчас бессмысленно продолжать реформирование, пока неясна цель: прошло время действовать, настало время думать. И именно сейчас эту цель усиленно будут искать подобными форсайтами, исследования и дискуссиями. Включаемся в процесс, друзья, иначе пропустим все самое важное и интересное.