Манифест «Гуманистическая педагогика: XXI век» 10. Окончание.

Jan 29, 2016 15:20

Знакомство с данным документом рекомендую начинать только после знакомства с идеями, представлениями о том, как должна выглядеть «хорошая школа» от авторов сего манифеста.


Эти идеи изложены в предыдущих заметках [1]http://nushakul.livejournal.com/11280.html,[2]
http://nushakul.livejournal.com/11651.html
,[3]http://nushakul.livejournal.com/11837.html,[4]
http://nushakul.livejournal.com/12230.html
,[5]
http://nushakul.livejournal.com/12445.html
,[6]
http://nushakul.livejournal.com/12704.html
,[7]
http://nushakul.livejournal.com/12932.html
,[8]
http://nushakul.livejournal.com/13288.html
,[9]
http://nushakul.livejournal.com/13468.html
.
В данном «произведении» столько «воды», недоговорок, недосказанности, игры. Давно известной игры «хороший следователь - плохой следователь».

Идет варьирование знакомыми, яркими, эмоционально окрашенными терминами, словами, выражениями.

Полный текст документа доступен по ссылке: http://www.novayagazeta.ru/society/70301.html

В Общественной палате РФ на круглом столе «Что такое хорошая школа?» в раздаточных материалах был выдан не только текст манифеста, но и небольшая статья А. Адамского «Время сотрудничества». Этот текст также напечатан в том же выпуске «Новой газеты», он служит вводной, предисловием, настраивающим на нужный лад тех, кто будет читать сам манифест «Гуманистическая педагогика: XXI век».

«Наша школа сделала огромный шаг вперед в признании сотрудничества с ребенком как правильной педагогики - взамен педагогике принуждения и насилия».

Сразу противопоставление - педагогика сотрудничества (правильная педагогика) и педагогика принуждения и насилия. «Принуждение», «насилие» - слова с ярко выраженной негативной окраской. На эмоциональном уровне читатель сразу воспринимает посыл, что все, что было до прихода педагогики сотрудничества - плохо. А если задуматься? На чем основано утверждение, что все образование (как единство обучения и воспитания) до 1980х гг. - это принуждение и насилие?

Оказывается, мы разговариваем на разных языках. Принуждение и насилие с точки зрения авторов манифеста - это воспитание, как передача норм и правил от поколения к поколению и мотивация ребенка на преодоление своих простейших потребностей, воспитание воли.

«Терпенье и труд все перетрут», «хочешь - не хочешь, а надо», «без труда не выловишь и рыбку из пруда», призывы родителей «учись, сынок» и многие другие знакомые нам с детства правила, ориентиры на то, что такое хорошо, а что такое плохо - это насилие и принуждение.

В рассказах Л. Н. Толстого для детей «Косточка», «Старый дед и внучек» описаны правила принуждения и насилия.

Русские народные сказки учат родителей и педагогов  нетолерантному отношению, тоталитарному поведению, вызывают принуждение и насилие по отношению к детям.

«В то же время идет острая дискуссия, можно даже сказать - борьба, между вчерашними представлениями о школе - единообразной, авторитарной, с архаичными учебными материалами, способами работы и жестко централизованным управлением, - и современными представлениями о вариативной, светской, ориентированной на сотрудничество и индивидуальное развитие ребенка».

Очередная манипуляция. Реформаторы - модернизаторы больше всего хотят свободы действия и отсутствия контроля, чтобы тихо и спокойно, на законных основаниях делать с детьми все, что они желают, что согласуется с их целью. Цели и задачи этих «двигателей прогресса» мы уже изучили и они абсолютно не совпадают с целями и задачами подавляющего большинства российских родителей.

Двигаемся дальше, переходим к самому манифесту. Комментировать каждый абзац считаю излишним, есть замечательная статья https://gazeta.eot.su/article/prikryvayas-gumanizmom-manifest-razrushiteley-shkoly.

Самое главное, что нужно сделать - отнестись критически к изложенному и прочитать все с точки зрения настоящих целей реформаторов, авторов манифеста. При прочтении текста вы узнаете их слова и идеи.

Я же хочу набросать только несколько «мазков» напоследок.

Фотография в начале - «фирменный знак на китайском ширпотребе».

«Мы наблюдаем бегство от свободы, скатывание в архаику, консолидацию на почве страха, поиск врагов и виноватых».

Архаика - мораль, этика, нормы, правила. Консолидация на почве страха, поиск врагов и виноватых, вы думаете, реформаторы - модернизаторы? Нет, не надейтесь. Организованное, осмысленное, всероссийское, совместное, объединенное общими целями и идеями сопротивление.

«Мы решили предложить - учителям, родителям, всем гражданам, заинтересованным в развитии образования, - альтернативный образ будущего школы, расширить представление о том, куда она может двигаться».

Учителя, родители, все заинтересованные граждане не хотят вашего образа будущего школы («Детство 2030» и т.д.).

«Переход к экосистеме массового персонального образования».

Экосистема, или экологическая - биологическая система (биогеоценоз), состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними.

«Должны быть очевидные для всех стратегии; одна из них - прямая связь между теми навыками, которые дает человеку школа, и рынками труда».

Создание сообщества живых организмов с необходимым набором качеств для рынка труда.

«Мы - на пороге взрывного роста «внесистемных» провайдеров, работающих с помощью новых технологий - удаленно, применяя дополненную реальность, создавая игровые вселенные…»

Чувствуете стиль Форсайт - проектов?

«Классический подход в подготовке учителя «от теории к практике», с освоением конечного числа одобренных вузами методик преподавания ушел в прошлое. Характерная схоластика вузовских учебников по педагогике, зубрежка и начетничество уже не помогают будущим учителям найти подход к детям».

Действительно, зачем быть специалистом? Достаточно быть креативным выпускником «педагогического инкубатора».

«Не случайно и то, что внешкольные образовательные ресурсы по эффективности значительно превосходят внутришкольные. Освобожденные от жесткого тотального контроля, развиваются ресурсы в интернете. Здесь объяснение материала зачастую лучше и доступнее, чем в большинстве школ».

Интересный подход, не правда ли. Вы, родители, все еще боретесь за защиту детей от негативной информации? Тогда мы идем к вам!



«Появляется такое понятие, как «образовательный квартал» (когда образовательной структурой становится город, район, микрорайон)».

Да, что-то недоработал Калина И. И. со слиянием школ… Есть к чему стремиться.

«Образовательная политика и педагогика не могут противостоять друг другу - одно должно подчиниться другому. Пока авторитарная образовательная политика будет противостоять гуманистической педагогике, школа не сможет прорваться из прошлого, не сможет соответствовать требованию времени. А если гуманистическая педагогика будет определять образовательную политику, тогда образование станет по-настоящему современным и сможет отвечать на вызовы будущего. И тогда у нового поколения есть шанс».

Во время круглого стола в ОП РФ постоянно звучал призыв дать полную свободу школе в выборе того, как, кого, чему и зачем учить.

Я думаю, что уже хватит.
Экосистема объединяет живые организмы, а мы, родители и настоящие педагоги России хотим, чтобы наши дети были людьми.

И хорошая школа - это та школа, в которой ребенка учат быть прежде всего Человеком.

Кульчицкая Анна, РВС.

#Форсайт2030, #школа, #манифест, #цель, #учитель, #дети, #будущее, #манифест_гуманистической_педагогики, #разрушитель_образования, #личностно-ориентированный_подход, #образовательная_политика, #гуманистическая_педагогика, #человек

Previous post Next post
Up