В октябре 2015 года проходил Краудсорсинг - проект «Моя библиотека».
Цель проекта: совместно с жителями города разработать идеи по улучшению городских библиотек и формированию новых трендов их развития.
В ходе проекта участники предлагали идеи по следующим направлениям:
Комфортность пребывания;
Уровень сервиса;
Дополнительные услуги;
Дополнительные активности;
Клиентоориентированность библиотек.
http://crowd.mos.ru/archive/.
В этом проекте участвовала и я, чтобы труд совсем не пропадал даром, выкладываю свою модель, предложенную на проекте. Предложения подавались отдельно, в разных отделах, здесь вы видите собранный воедино материал. Также в тексте используется глоссарий, предложенный организаторами проекта, некоторые термины которого, например, «дополнительные активности» чужды мне, но правила обязывают.
Комплексная система «Центр Книги».
«Что делать? Как жить? Почему так происходит? И что теперь…?»
Таких вопросов в нашей жизни было или будет, или «опять будет» много. У кого мы просим помощи? У родителей, друзей, духовника и … ищем ответ сами. Не о всем хочется рассказать маме или подруге, вообще не хочется рассказывать, просто хочется понять, осмыслить, обсудить в молчаливом внутреннем диалоге, для себя, ведь и жизнь твоя. Но ты не первый, кто встретился с теми же проблемами, похожими проблемами, прохожей радостью или непохожем ни на чье горем.
И много лет до тебя люди жили, решали, думали. Как узнать о чем они думали? Как узнать решения, к которому пришли другие? Как оценить свои мысли и решения, с чем сравнить, где получить опыт, накопленный веками?
В книге, в любом написанном источнике информации. Будь то Библия или статья…
Вот, что такое книга для человека, человечества, для всех. Именно поэтому крайне важно для нас людей, для каждого человека относиться с уважением к книге.
В них, этих «носителях информации» все человечество, вся культура. А не будет культуры - не будет человека, останется только животное, хорошее или плохое, но животное, которое не творит и не размышляет.
Так нужны ли нам книги? Нужны ли нам библиотеки? Нужно ли нам читать и уважать книгу? Ответьте себе сами…
Смысл моего предложения «Центр Книги» (Книги с Большой буквы).
Информацию, знания можно просто «получить». Но для того, чтобы действительно понять все, что ты узнал, надо информацию ПРИСВОИТЬ. Пропустить через себя, рассмотреть с разных сторон, «пощупать и попробовать на вкус».
Представьте себе яблоко. О яблоке рассказали, яблоко показали, яблоко увидел издалека, яблоко увидел вблизи, посмотрел слева и справа, взял в руки, пощупал, понюхал, попробовал, нашел похожие яблоки и т.д. В итоге понял, что же это такое «яблоко» и рассказал о них другим. Знания, как это яблоко, надо постичь, оценить и передать другим.
С помощью книг, информации человек осваивает все то, что было до него. Присваивает с помощью разных видов искусства знания поколений и поколений людей, которые жили до него в этом мире. И тогда он становится настоящим Человеком, который имеет внутри себя весь опыт человечества, всю историю развития во всем многообразии. Осваивает культуру.
Но мало сказать и понять, поставить цель деятельности. Надо и найти средства для достижения цели. Вот вся система библиотек и является одним из средств освоения культуры, средством воспитания Человека.
А для того, чтобы присвоение знаний было более полным, разносторонним, всесторонним надо позвать на помощь и другие виды искусства, которые позволят не только получить знания (книга, статья, лекция и т.д.), но и услышать (музыка и т.д.), увидеть (живопись и т.д.), попробовать (театр и т.д.), передать (дискуссия и т.д.).
И для достижения поставленной цели необходимо создать комплексную среду, которую я назвала «Центр Книги».
В данной модели не указаны те базовые компоненты, которые известны все (основной функционал библиотеки). Акцент сделан на дополнениях к основе, которая важна, как фундамент.
1. Предложение «Библиотекарь - лоцман»
Начиная с распространением книги контроль за содержанием и распространением информации в Российской империи, потом в СССР осуществляли государственные органы. И только в конце 20 века уровень контроля значительно снизился, практически отменился. Это с одной стороны привело к увеличению доступной информации (печатная, электронная, Интернет и т.д.), но с другой стороны ее количество и качество стало настолько огромным, что обычный рядовой читатель не в состоянии разобраться в том, что ему читать.
Более того, появилась в свободном доступе и книги, статьи, печатные издания в целом и т.д., которые содержат негативную информацию, вредоносную, наносящую вред здоровью и развитию несовершеннолетних граждан, например. Есть даже Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", который описывает, какая информация наносит вред ребенку.
Помимо вредной информации, от которой нужно защищать, есть огромное количество просто разнообразной информации, которую невозможно без специального образования, без специальных умений систематизировать, да что систематизировать, просто ознакомиться с ней.
Мало с информацией ознакомиться, поделить, ее еще нужно и оценить с точки зрения воспитания, нравственности, морали, особенностей душевного состояния человека, возраста и т.д. Все мы сталкивались в жизни с тем, что именно в произведениях мы ищем ответ на многие вопросы, которые нас волнуют. И волнуют именно сейчас, в данную минуту, в данном возрасте.
Подросток, который первый раз влюбился; женщина, которая рассталась с мужем; человек, задумавшийся о смысле жизни; ребенок, которому надо понять, что такое хорошо и плохо и т.д.
Кто поможет, направит, составит лоцманскую карту? Библиотекарь. И это не просто бездушный навигатор, систематизатор и сортировщик (что тоже очень важная и нужная функция, базовая и крайне необходимая), это наставник и проводник, который знает своих читателей, общается с ними, обсуждает книги, контролирует исполнение законодательства РФ, прокладывает дальнейший путь ознакомления с информацией.
2. Доступность и разнообразие «Центр Книги 1».
Важны и уникальны все формы информации.
1. Книги:
- печатные издания разных лет:
· академические издания 20 века - высокий уровень качества подачи материала (полнота собраний, наличие сопроводительных статей, ссылок, вступительных статей, примечаний) и качество издания (бумага, шрифт, иллюстрации).
· современные издания (расширение кругозора, ознакомление с новинками, современные направления иллюстрирования, подачи материала и т.д.
- электронные книги (доступность и для работы с текстом, и удаленная)
2. Периодические издания (массовые, популярные, академические, научные, узкоспециализированные, специализированные, районные, федеральные, региональные и т.д.) в электронном виде и печатном.
3. Информация в сети Интернет.
Предложение № 1.
Максимальная оцифровка изданий для того, чтобы предотвратить невосполнимую потерю уникальных изданий при списывании книг, пришедших в негодность.
Максимальное сохранение печатного фонда, экспертная оценка перед списанием.
Доступность и разнообразие «Центр Книги 2».
Предложение № 2.
Пополнение современными изданиями, экспертная оценка для разделения по критериям: ввести в фонды в электронном виде или ввести в бумажном виде. Оценивать должны по возрасту (ребенку важно держать в руках, важен шрифт, иллюстрация и т.д.), востребованности (классическая литература нужна большему количеству людей, чем специализированные статьи и журналы).
Доступность и разнообразие «Центр Книги 3».
Предложение № 3.
Периодические издания систематизированы и доступны общей сети библиотек в электронном виде. Систематизация
· по возрасту (0+, 8+,12+ и т.д.),
· социальной группе (студенты, пенсионеры, семьи с детьми, дети, взрослое работающее население),
· темам (политика, кулинария, путешествия, новости и т.д.),
· по политическому устройству страны (регион, муниципалитет, федеральный уровень и т.д.),
· по странам
Доступны газеты и журналы в читальном зале в печатном варианте по списку, составленному по запросу посетителей библиотеки. Для его составления можно использовать анкетирование как в бумажном варианте, так и удаленно, в электронном.
Доступность и разнообразие «Центр Книги 4».
Предложение № 4.
Общий электронный каталог для всех библиофондов, возможность заказа книги, возможность удаленной консультации библиотекаря, информация о том, в каком виде и где есть издание, предварительная подборка литературы.
Доступность и разнообразие «Центр Книги 5».
Предложение № 5.
К сожалению, в данный момент и учась, и работая, сталкиваюсь с тем, что для того, чтобы получить необходимую информацию, надо ехать в Ленинку, т.к. нет в районных библиотеках нужного издания, нет всех изданий в одном месте и т.д.
Необходимо создать информационное пространство, например, «библиомир», рубрикатор, который позволит создать списки для себя, под запрос потребителя услуг библиотеки. Самое важное - нужна возможность в он-лайн режиме получить консультацию специалиста - библиотекаря. Важно согласовать время получения книг, место возможной работы с информацией, стоимость дополнительных услуг по копированию и т.д. - спланировать свое время и время библиотекаря.
· Адресность услуги и обратная связь с читателем.
· Связь по электронной почте с читателями библиотеки, адресная своевременная рассылка о мероприятиях, напоминания.
· Возможность проконсультироваться с библиотекарем удаленно о том, что читать, обсудить новинки.
· Возможность обсудить интересующую тему с библиотекарем и составить подбор возможных книг по этой теме с соответствии с возрастом и т.д.
· Работа с потенциальными читателями в блогосфере для привлечения на мероприятия библиотеки.
· Ориентация на социальные группы населения.
· Система работы, ориентированная на читателя, работа по профилю. Всем понятно, что для того, чтобы удовлетворить запрос студента нужно одно, для того, чтобы помочь семье - другое.
Необходимо районные библиотеки сделать работающими по профилю:
1. Семейная библиотека:
· график работы - обязательно работа в выходные (зато понедельник и вторник, например, могут быть нерабочими). Часть дней в неделю работа начинается раньше - ориентирован график на мам с дошкольниками, которые могут прийти в первой половине дня. В оставшиеся дни - вторая половина дня, чтобы могли прийти после работы всей семьей. В дни школьных каникул - особый график работы.
· Подборка мероприятий, дополнительных активностей и т.д. в соответствии с запросом семьи, составление мероприятий по работе читателем на основе мнения читателя, выяснение запроса и отклик на него.
2. Детская библиотека:
· график работы с учетом учебного процесса (утром дети учатся, есть каникулы).
· подбор мероприятий в соответствии с возрастом и программой (для этого необходимо тесное взаимодействие со школой, обсуждение совместного плана работы)
· подбор материала по классам в соответствии с программой школ именно своего района (ведь школы бывают разные, с углубленным изучением, гимназии, лицеи, с медицинским профилем, биологическим и т.д.).
· составление комплексных списков, позволяющих работать над проектами (Федеральные государственные образовательные стандарты), куда включен не только список литературы, но и мероприятия по данной теме.
· помощь в осуществлении реализации продукта проекта для школьников и трансляция опыта (Один школьник, класс, группа школьников работали над проектом «Пушкин А. С.», продукт проекта - литературно-музыкальный вечер. Помимо показа в школе, этот вечер можно провести и в библиотеке, которая помогала в работе, находится в курсе событий. На него придут уже не только родители школьников, сами школьники, но и другие посетители библиотеки. А также можно пригласить школьников другой школы, наладить взаимодействие).
3. Взрослая библиотека делится по 3м направлениям:
· студенты,
· пенсионеры,
· работающее население.
Учет потребностей данных групп должен быть выражен в графике работы (пенсионеры - утро и день, работающие взрослые - свободные вечера и выходной, студенты - вторая половина дня, вечер), можно разделить по дням недели (день для студентов с таким-то графиком и т.д.), тем самым оптимизировав нагрузку на библиотекарей без изменения продолжительности рабочего времени.
· Обязательный подбор по темам.
· Обязательное наличие цифровой базы.
· Взаимодействие с колледжами и вузами района.
· Взаимодействие с колледжами и вузами города по профилям, объединение баз данных.
· Взаимодействие с комитетами (ветераны, профсоюзы и т.д.) и другими общественными организациями.
Предложение № 6.
Информационная поддержка.
Крайне необходима информационная поддержка библиотеки по направлениям:
· социальная реклама на уровне государства (популяризация чтения для всех масс населения) с использование государственного ресурса (СМИ и т.д.);
· информационная поддержка пользователей (адресная рассылка, ведение сайта, работа в блогосфере);
· привлечение читателей
- размещение плакатов в подъездах (доска объявлений), домах культуры, досуговых центрах, поликлиниках;
- размещение информации в школе (плакаты)
- размещение информации на сайтах госучреждений (школы, муниципалитеты, управы, поликлиники и т.д.);
· создание единого центра - информатора (сайт) с перечнем доступных мероприятий в библиотеках г. Москвы (например, по ссылке с ПГУ. МОС).
Предложение № 7.
Wi-Fi
Крайне необходимо для возможности работы со своим переносным устройством (позволит оптимизировать расход средств библиотеки на закупку оборудования, явно дешевле покупки техники и обслуживания ее).
Автоматы с кофе, шоколадками и т.д.
Необходимо выделить отдельную от читального зала и фондов зону для того, чтобы можно было утолить голод. Больше всего подходит для этого фойе библиотек, в котором нужно поставить автоматы с кофе, шоколадками и т.д. (нет необходимости расширять штат и нет проблем с Роспотребнадзором), оборудовать зону со столом, креслом (стулом).
Комплексность.
Возможность:
· ксерокопия,
· сканирование,
· покупка электронного или бумажного варианта (взаимосвязь с интернет - магазинами, библиотека - пункт выдачи),
· брошюровка,
· ламинирование.
Предложение № 8.
Рабочее место.
Оборудовать рабочее место перегородками перед лицом, и минимальными перегородками по бокам, оснастить индивидуальным источником света. Позволяет сохранить рабочую атмосферу. Пример - Библиотека им. Ленина.
Предложение № 9.
Культурный фронт. Многогранное освоение культуры.
Создать систему клубов (на общественных началах силами посетителей библиотеки, общественных организаций), позволяющих осваивать культурное наследие с различных сторон.
Библиотекарь выступает первичным организатором и помощником, библиотека - материальная база, ведущие клубов - участники проекта. В дальнейшем роль библиотекаря сводится к его основному функционалу - помощник - лоцман.
Подходит для всех возрастов и всех социальных групп населения, соответствует ФГОС (проектная деятельность).
Структура примерная (описывается действующая сейчас модель, созданная силами общественников).
https://vk.com/kultszao · Литературный клуб.
· Музыкальный клуб.
· Театральный клуб.
· Киноклуб.
Система работы.
Выбирается тема. Например «Культура и искусство в античные времена».
Далее в каждом клубе разрабатывается мероприятие, посвященное данной теме.
Например, в литературном клубе это чтение и обсуждение «Иллиады» Гомера, в киноклубе - просмотр и обсуждение соответствующего фильма, в музыкальном - прослушивание и обсуждение музыки, в театральном - постановка и обсуждение спектакля.
Мероприятия клуба проходят на 4 - 5 площадках в разных районах округа. Повторяются раз в 2 недели (например). Получается, что в одном районе раз в две недели проходят по очереди все клубы (смотрите информацию в прикрепленном календаре). Это решает проблему территориальной доступности и позволяет людям в случае пропуска интересующего мероприятия посетить его в другом месте.
Материальные затраты. Нет.
Решение проблемы доступности для всех.
Театральный клуб действует в формате «Театр без зрителей». Раздаются сценарии и по ним, с листа читается и разыгрывается произведение. Участвуют все присутствующие (можно быть картиной или стулом, но нельзя быть оценивающим во время спектакля зрителем). Это позволяет снять психологическое напряжение, вызванное стеснительностью людей и принять участие всем без предварительной подготовки. Как вариант развития - постоянно действующие, увлекшиеся участники собираются дополнительно и отдельно ставят спектакль в другом формате (элемент развития).
Музыкальный клуб - или прослушивание в записи произведений. Нам в действующем «Культурном фронте» удалось привлечь талантливых студентов музыкальных училищ, которые на бесплатной основе (и с радостью) участвуют в музыкальных вечерах.
Особенности и польза.
Каждый клуб подразумевает обязательное обсуждение, общение, доступность для всех без предварительной подготовки. Возможно участие детей, взрослых, взаимодействие со школой и т.д.
Развитие.
Расширение тематических клубов. Даже здесь на портале вопрос: «Что бы вы еще хотели видеть в таком проекте?», показал заинтересованность людей и были получены предложения:
· дискуссионный клуб;
· краеведческий клуб;
· исторический клуб
и т.д.
Кульчицкая Анна, РВС.