Дети - это все рождающиеся на земле дети, а не только наши с вами детёныши.
Однако человеку, воспитанному замечать и любить только собственных отпрысков, трудно понять возможность другого отношения даже к человеческим детёнышам - детям, через которых он запросто перешагивает - не говоря уже о «каких-то там» животных и их детях.
Человеку, имеющему глаза и уши, сердце и рассудок, вообще трудно не чувствовать своего родства с животными, но при этом многие взрослые люди, воспитанные определённым социумом, легко справляются с этой трудностью. Однако человеческие дети (создания, ещё не воспитанные определённым социумом) по преимуществу любят животных, чувствуют в себе много общего, родного с ними. «Что нужно детям?» (или, по крайней мере, моему ребёнку) - как часто мы: родители, педагоги, общество задаёмся этим главным вопросом! И что мы только на него ни отвечаем, кроме главного. Давайте посмотрим на ребёнка, горячо прижимающего к груди котёнка, собаку или птичку - и мы увидим главное, что нужно детям: им нужно любить, любить кого-то, любить всё и всех - маму, киску, птичку, божью коровку, козлёночка, солнышко, листочек, который нашёл под деревцем… Не это ли уникальное качество, не эту ли природную, естественную склонность детей имел в виду Иисус Христос, говоря взрослым: «Будьте, как дети». А Лев Николаевич Толстой в связи с этим писал: «Кому у кого учиться: детям у нас или нам у детей?».
Любить всех детей Земли может такой взрослый человек, который самого себя считает, признаёт, ощущает ребёнком своей Матери-Земли. Он понимает, знает, чувствует: «Земля - это большая семья и я часть этой семьи» (даже не разделяя запятой). Так рассуждает взрослый человек, не утративший ту прирождённую связь с живой природой, с миром Земли, которая изначально дарована всем человеческим детям без исключения. Мне кажется, это счастливый человек: он любит, переживает, заботится обо всём, что на его глазах или по соседству происходит в этой большой семье. Одним словом, он живёт, а не существует по трафаретке с намеченным пунктиром маршрутом: от гаража до работы, от работы до магазина и далее по кругу, как в известном беличьем колесе. Он сам определяет свои жизненные маршруты и часто действует «нелогично», т.е. не в соответствии с упомянутой трафареткой. Не это ли истинное призвание человека - самому осмыслять и определять свою жизнь. Возможности человека в этом смысле неограниченны - он даже может восстанавливать уже утраченные связи, ему нужно просто захотеть этого.
Всем человеческим детям земли я желаю такого счастья - захотеть быть собой, то есть любимым ребёнком земли, самым обласканным дарами природы созданием, осмысленным и чувствующим, понимающим это и готовым отвечать миру тем же добром и щедростью. Кто как не человек может помочь и раненому зверю, и птенцу, выпавшему из гнезда, и дереву с поломанной ветвью… Только человек способен (имеет все для этого возможности) помогать всем и всему, и это его призвание, но знает ли он об этом, знает ли он своё истинное достоинство?!
Так что же нужно детям? - Детям нужно, ни много ни мало, стать и остаться людьми, т.е. человеками, а не снующими туда-сюда паразитами, блохами в человечьем обличье. А о чём заботимся мы, взрослые: о модных одёжках и игрушках для детей, о билетах на разрекламированный спектакль, об организации отдыха на курорте, о месте в престижной школе… Что-нибудь из всего этого соответствует упомянутой жизненной задаче? Всё это не только не соответствует ей, но нередко преграждает ребёнку путь к ней. Кто-нибудь принимает в расчёт то, что детям неважно насколько дорого и в соответствии с модой мы их одеваем, что модные одёжки для детей - это не их потребность, а наше с вами тщеславие? Кто-нибудь задумывается о том, что детям не нужно, чтобы мы их забрасывали всякими цацками для развлечений, которые будут только отвлекать их от главной жизненной задачи - вырасти людьми: познать себя истинного и укрепить связи с окружающим миром? Таким образом мы подходим к вопросу: «Любим ли мы своих детей по-настоящему, по-настоящему желая им добра, или они для нас всего-навсего какие-то игрушки, которые мы наряжаем по своей прихоти, как цирковых обезьянок, и придумываем в своих «играх» кем им быть, с кем дружить, что любить…?». На мой взгляд, каждый родитель и педагог обязан самому себе ответить на такой вопрос.
Скажут: «Ну, что ж нам теперь нельзя собственного любимого ребёнка в симпатичную одежду одеть, нам его, что ли, в холщёвый мешочек обрядить!». Конечно, не в холщёвый мешочек, и давайте не будем передёргивать. Модные одёжки и прочие материально-социальные аспекты не должны быть центром притяжения родительских забот о ребёнке. Если они на пятых-десятых местах в шкале ценностей - то они не проблема, а украшение жизни, имеющее право на существование. Но что мы видим на практике: мы видим, как эти всего-навсего аксессуары-дополнения становятся центром жизни и стержнем воспитания детей, а истинные центры, безоговорочно заслуживающие приоритетного места в человеческой жизни, напрочь вымещаются этими самыми аксессуарами.
Или ещё скажут: «Ну что вы от нас хотите, зачем вы нам всё это говорите, мы всё это знаем и без вас, но, к сожалению, от нас ничего не зависит, мы же простые люди, мы не можем защитить леса от нещадной вырубки, не можем спасти от браконьеров краснокнижных животных и их детёнышей…». Я никого не призываю бросаться грудью под пули, летящие из ружей браконьеров и развлекающихся чиновников. И даже сделаю вид, что все эти люди - не ваши мужья или родственники, соседи, знакомые… а что это некие инопланетяне заезжие истребляют и загаживают всё вокруг, вырубают наши леса, сбывая миллионы кубометров в год скандинавским и китайским мебельщикам, превращают наши ручьи и речки в сточные, ядовитые и безжизненные «речки-вонючки»... Но есть вещи, которые все мы можем сделать, и нам это не будет стоить совсем ничего! От нас даже не требуется хоть что-то делать, нам нужно просто кое-чего НЕ делать. Например, хотя бы начать с того, что не водить своих детей на прогулку в зоопарк и на развлекательные шоу в цирке с дрессированными животными, воспитывая в детях только потребительское отношение к животному (а вместе с ним и к окружающему миру природы), используемому там исключительно в качестве развлечения.
Всё, что от нас нужно, - не забывать одну простую вещь: дети - это не только наши с вами дети, а все дети, которые рождаются на планете. У маленьких тигрят, обезьянок, лисят и кабанчиков - такие же прекрасные глазки, как у наших человеческих малышей; они такие же непосредственные, наивные, беззащитные и милые, общительные, умеющие чувствовать боль и испытывать радость, испытывать другие чувства, как и наши с вами малютки. Они так же учатся жить, так же хотят жить своей жизнью и быть свободными - не меньше, чем наши человеческие детки! Более того, даже уже будучи взрослым, животное остаётся беззащитным - перед человеком, вооружённым палкой, цепями, ружьём… по сравнению с человеком животное, даже взрослое, всегда ребёнок!
Потрогайте лапки котёнка или спинку поросёнка - они такие же нежные, как кожа наших младенцев. Посмотрите в глазки медвежонку - неужели вы не видите, что он такое же дитя нашей общей матери Природы, как ваше дитя, такое же живое и одушевлённое, чувствующее и выражающее свои чувства… и тоже заслуживает если не любви, то хотя бы заботы, внимания, милосердия и уважения к их жизни, к нашему общему Создателю. Вы бы хотели, чтобы ваших родных малышей держали в клетках ради веселья, ради праздного любопытства толпы, тыкающей в них пальцами? Вы бы позволили, чтобы ваших деток сызмальства заставляли выполнять противоестественные для них вещи - как это делают над цирковыми животными. Как же тогда вы, любящие матери и заботливые для своих детей отцы, можете быть так равнодушны и жестокосердны к страданиям чужих детей?! Всех мишек и слоников, над которыми вы хохочете, сидя в зрительских креслах цирка, с самого детства жёстко дрессируют, применяя верёвки, цепи, плётки, палки и даже острые предметы, запугивая, связывая, причиняя боль… и при этом их всю жизнь держат в неволе, в тесных, душных помещениях! Даже такое социализированное, оторванное от природы существо как человек не может постоянно находиться в закрытом помещении, без простора, свежего воздуха и дневного света, а для животных, по своей сути нуждающихся в активном движении и тесной связи с живой природой - это настоящая пытка! А вы приучаете своих детей развлекаться, смеяться и хорошо проводить время за поп-корном или сладкой ватой за счёт чужих страданий, жизни, наполненной тоской по свободе и природе, жизни наполненной угнетением и насилием. Да, лишать животное свободы и/или принуждать его делать то, что для него противоестественно - это НАСИЛИЕ. И даже если всего-навсего Вы перестанете водить детей в зоопарки и цирки с животными - этим своим человеческим, осознанным выбором вы совершите океан добра, как для собственных детей - для их нравственного здоровья, так и для остальных детей Земли - животных. Теряя популярность и прибыль с входных билетов и экскурсий, зоопарки и цирки с дрессурой начнут закрываться - их будет всё меньше и меньше, а, значит, все меньше животных будут томиться в неволе и страдать от принуждения и насилия.
Чтобы стать и быть Человеком нужно хотя бы для начала не делать зла, и это уже есть подвиг добра. Если же кто-то считает отказ от ничего никому не дающих развлечений слишком большой для себя жертвой чтобы отказываться от них, то это его выбор в пользу зла. Только не нужно потом сокрушаться, когда зло придёт к нему, дескать, мир жесток и несправедлив. Это ваш выбор и ваша ответственность за то, каковым быть этому миру, и как вашим детям жить в нём.
Зинна.