Мне часто задают два вопроса: какое направление психологии выбрать с той или иной проблемой. И как выбрать хорошего психолога/психотерапевта/психоаналитика.
Начнем, пожалуй с направлений. Собрав данные с разных сайтов, я составила небольшую памятку, которую и хочу предложить вашему вниманию.
Информация, в основном, взята с сайта
http://www.paracels.ru/help/help_1.html , а также с нескольких других сайтов и книг.
Основные направления в психологии
ПСИХОАНАЛИЗ
Основатель: Зигмунд Фрейд, Австрия (1856-1939).
Что это? Система методов, с помощью которых можно погружаться в бессознательное, изучать его, что бы помочь человеку понять причину внутренних конфликтов, возникших в результате детских переживаний, и тем самым избавить его от проблем невротического характера. Современный психоанализ разработал методы и техники работы с пограничной и нарциссической проблематикой. «Современный психоанализ шизофренического пациента» был предложен выдающимся американским психоаналитиком Хайманом Спотницем, что позволило расширить сферы применения психоанализа и распространить их на лечение психотических пациентов.
Как это происходит? Главное в психотерапевтическом процессе - преобразование бессознательного в осознаваемое с помощью методов свободных ассоциаций, толкования сновидений, анализа ошибочных действий. По классическим канонам, - это долгий и строго регламентированный вид психотерапии. Сам основатель проводил психоанализ 3-5 раз в неделю в течение 3-6 лет. Сейчас не все могут выдержать такие длительные и тесные отношения. Поэтому чаще всего клиенты посещают аналитика 2-3 раза в неделю и многие ограничиваются 100-150- часами. (1-2 года). Более сложные проблемы "пограничного" и психотического характера , требуют большего времени терапии. В таком случае она может продолжаться от 3 до 5-8 лет. Но, повторюсь, такое длительное взаимодействие требуется тем, кто в ином случае, закончил бы свои дни в "психушке".
Под термином «психоанализ» часто подразумевается, если специально не оговорено, психоанализ Фрейда и его современных последоваелей. Школы других направлений, такие как юнгианская, адлерианская и экзистенциальная, которые в широком понимании считаются психоаналитическими, имеют свои собственные названия и отличительные фирменные знаки, цель которых - гаранитровать своим членам, что их по ошибке не примут за фрейдистов:)
Аналитики-юнгианцы называют себя «аналитическими психологами», а свою теорию - «аналитической психологией»; адлерианцы являются «индивидуальными психологами», а экзистенциалисты говорят об «экзистенциальном психоанализе».
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Основатель: Карл Юнг, Швейцария (1875-1961).
Что это? Аналитическая психология - это целостный подход к психотерапии и самопознанию на основе исследования бессознательных комплексов и архетипов. Анализ освобождает жизненную энергию человека из под власти комплексов, направляет ее на преодоление психологических проблем и развитие личности.
Как это происходит? Аналитик обсуждает с пациентом его переживания на языке образов, символов и метафор. Используются методы активного воображения, свободного ассоциирования, рисования, песочная психотерапия. Встречи проходят 1-3 раза в неделю в течение 1 - 3 лет.
ПСИХОДРАМА
Основатель: Якоб Морено, Румыния (1889-1974).
Что это? Исследование жизненных ситуаций и конфликтов в действии с помощью актерских приемов. Цель психодрамы - научить человека решать личные проблемы, проигрывая свои фантазии, конфликты и страхи.
Как это происходит? В безопасно терапевтической обстановке с помощью психотерапевта и других участников группы разыгрываются значимые ситуации из жизни человека. Ролевая игра позволяет прочувствовать эмоции, противостоять глубинным конфликтам, совершить действия, которые невозможны в реальной жизни. Продолжительность - от одной сессии до 2-3 лет еженедельных встреч. Оптимальная продолжительность одной встречи - 2,5 часа.
ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ
Основатель: Фриц Перлз, Германия (1893-1970).
Что это? Исследование человека как целостной системы, его телесных, эмоциональных, социальных и духовных проявлений. Гештальт- терапия помогает обрести целостное представление о себе (гештальт) и начать жить не в мире прошлого и фантазий, а «здесь и теперь».
Как это происходит? При поддержке терапевта клиент работает с тем, что переживает и чувствует сейчас. Выполняя упражнения, он проживает свои внутренние конфликты, анализирует эмоции и физические ощущения, учится осознавать «язык тела», интонации своего голоса и даже движения рук и глаз... В результате он достигает осознания собственного «я», учится нести ответственность за свои чувства и по ступки. Продолжительность терапии - не менее 6 месяцев еженедельных встреч.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Основатели: Людвиг Бинсвангер, Швейцария (1881-1966), Виктор Франкл, Австрия (1905-1997), Альфрид Лэнгле, Австрия (р. 1951).
Что это? Психотерапевтическое направление, в основе которого лежат идеи философии экзистенциализма. Ее исходное понятие - «экзистенция», или «настоящая», хорошая жизнь. Жизнь, в которой человек справляется с трудностями, реализует собственные установки, которую проживает свободно и ответственно, в которой видит смысл.
Как это происходит? Экзистенциальный терапевт не использует просто техники. Его работа - это открытый диалог с клиентом. Стиль общения, глубина обсуждаемых тем и вопросов оставляют у человека ощущение, что он понят - не только профессионально, но и по-человечески. В ходе терапии клиент учится задавать себе смысловые вопросы, обращать внимание на то, что рождает чувство согласия с собственной жизнью, какой бы непростой она ни была. Хорошо работает в ситуации жизненных кризисов, например "кризиса среднег возраста". Продолжительность терапии - от 3-6 консультаций до нескольких лет.
КЛИЕНТ - ЦЕНТРИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ
Основатель: Карл Роджерс, США (1902-1987).
Что это? Самая популярная в мире (после психоанализа) система психотерапевтической работы. В ее основе убеждение в том, что человек, обращаясь за помощью, способен сам определить причины и найти способ решения своих проблем - нужна лишь поддержка психотерапевта. Название метода подчеркивает: именно клиент осуществляет направляющие изменения.
Как это происходит? Терапия проходит в форме диалога, который устанавливается между клиентом и терапевтом. Самое важное в нем - эмоциональная атмосфера доверия, уважения и не оценивающего понимания. Она позволяет клиенту чувствовать, что его воспринимают таким, какой он есть; он может говорить обо всем, не опасаясь осуждения или неодобрения. Учитывая, что человек сам определяет, достиг ли он желаемых целей, терапию в любой момент можно прекратить или принять решение о продолжении. Позитивные изменения возникают уже на первых сеансах, более глубокие возможны после 10-15 встреч.
ЭРИКСОНОВСКИЙ ГИПНОЗ
Основатель: Милтон Эриксон, США (1901-1980).
Что это? Эриксоновский гипноз использует способность человека к непроизвольному гипнотическому трансу - состоянию психики, в котором она наиболее открыта и готова к позитивным изменениям. Это «мягкий», не директивный гипноз, при котором человек остается в бодрствующем состоянии.
Как это происходит? Психотерапевт не прибегает к прямому внушению, а использует метафоры, притчи, сказки - и бессознательное само находит дорогу к правильному решению. Эффект может наступить после первого сеанса, иногда требуется несколько месяцев работы.
ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ
Основатель: Эрик Берн, Канада (1910-1970).
Что это? Психотерапевтическое направление, в основе которого лежит теория о трех состояниях нашего «я» - детском, взрослом и родительском, а также влиянии бессознательно выбираемого человеком состояния на взаимодействие с другими людьми. Цель терапии в том, чтобы клиент осознал принципы своего поведения и взял его под свой взрослый контроль.
Как это происходит? Терапевт помогает определить, какая ипостась нашего «я» задействована в конкретной ситуации, а также понять, каков вообще бессознательный сценарий нашей жизни. В результате этой работы меняются стереотипы поведения. В терапии используются элементы психодрамы, ролевой игры, семейного моделирования. Этот вид терапии эффективен в групповой работе; ее длительность зависит от желания клиента.
ТЕЛЕСНО-ОРЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ
Основатели: Вильгельм Райх; Австрия (1897-1957); Александр Лоуэн, США (р. 1910).
Что это? Метод основан на применении особых физических упражнений в сочетании с психологическим анализом телесных ощущений и эмоциональных реакций человека. В его основе положение В. Райха о том, что все травмирующие переживания прошлого остаются в нашем теле в виде «мышечных зажимов».
Как это происходит? Проблемы пациентов рассматриваются в связи с особенностями функционирования их тела. Задача человека, выполняющего упражнения, - понять свое тело, осознать телесные проявления своих потребностей, желаний, чувств. Познание и работа тела меняют жизненные установки, дают ощущение полноты жизни. Занятия проходят индивидуально и в группе.
НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ ( НЛП)
Основатели: Ричард Бандлер, США (р. 1940), Джон Гриндер, США (р. 1949).
Что это? НЛП - техника общения, направленная на изменение привычных схем взаимодействия, обретение уверенности в жизни, оптимизацию творческого потенциала.
Как это происходит? Техника НЛП работает не с содержанием, а с процессом. В ходе группового или индивидуального обучения стратегиям поведения клиент анализирует собственный опыт и пошагово моделирует эффективное общение. Занятия - от нескольких недель до 2 лет.
СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Основатели: Мара Сельвини Палаццоли, Италия (1916-1999), Мюррей Боуэн, США (1913-1990), Вирджиния Сатир, США (1916-1988), Карл Витакер, США (1912-1995).
Что это? Современная семейная психотерапия включает несколько подходов; общее для всех - работа не с одним человеком, а с семьей в целом. Поступки и намерения людей в данной терапии воспринимаются не как индивидуальные проявления, а как следствие законов и правил семейной системы.
Как это происходит? Используются разные методы, среди них гено-грамма - нарисованная со слов клиентов «схема» семьи, отражающая рождения, смерти, браки и разводы ее членов. В процессе ее составления часто и обнаруживается источник проблем, заставляющий членов семьи вести себя определенным образом. Обычно встречи семейного терапевта и клиентов проходят раз в неделю и длятся несколько месяцев
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (БИХЕВИОРАЛЬНАЯ)
Основатели: Поведенческая теория связывается с развитием идей Павлова и американских психологов Уотсона, Скиннера, Вольпе и Айзенка
Что это? Поведенческая терапия опирается на теорию научения и видит причину человеческих трудностей и проблем в том, что в определенных неблагоприятных условиях среды субъект обучился "неправильным" и неадаптивным формам поведения, которые приносят страдания ему и окружающим его людям. В отличие от психоанализа и гуманистического направления терапии поведенческие консультанты склонны фокусироваться не на внутренних конфликтах и мотивах, а на видимом внешнему наблюдателю поведении человека. Поведенческие терапевты считают, что от проблемного поведения можно отучиться, используя специальные процедуры, основанные на законах обучения.
Как это происходит? В бихевиоральной терапии жалобы клиента принимаются как значимый материал, а не как симптомы лежащей за ними проблемы, что свойственно, например, психоанализу. Нужно изменять и модифицировать конкретные действия вместо того, чтобы разрешать внутренние конфликты, лежащие в основе этих действий, или реорганизовывать личность. Поэтому, в поведенческой терапии четко определяется желаемая для клиента цель в терминах поведения. Определяется, что предшествовало проблемному поведению, как выглядит оно само и каковы его последствия. Действуя в Скиннеровских традициях, терапевт подкрепляет каждый шаг всторону улучшения: " У вас замечательно получилось. Вы произнесли это одновременно твердым и доброжелательным тоном."
В поведенческой терапии довольно часто используется метод репетиции поведения. Проблемные ситуации могут разыгрываться в терапевтическом кабинете с разбором различных вариантов поведения. Длительность поведенческой терапии зависит от выраженности затруднений клиента и может исчисляться десятками сессий.
«Модные», в настоящее время направления:
Системно - семейные расстановки (Расстановки по Хеллингеру)
Основатель: немецкий психотерапевт Берт Хеллингер
Что это? Систе́мно-семе́йные расстано́вки - метод краткосрочной психотерапии. Классические семейные расстановки представляют собой работу терапевта по запросу клиента, которая производится в группе.
Основой классических семейных расстановок является представление о том, что запрос (проблема) клиента связана с нарушением так называемых Порядков в его семейной системе. Эти нарушения могут быть выявлены через работу участников группы и восстановлены через интервенции терапевта. Расстановки по Хеллингеру, являются методом, позволяющим быстро обнаружить и распутать переплетения проблем, охватывающие многие поколения
Как это происходит? По словам самого Берта Хеллингера: «Семейные расстановки, в общем-то, очень простой метод. Выбирают заместителей для наиболее важных участников отношений, расставляют их по отношению друг к другу и так оставляют. В процессе расстановки внезапно выявляется и показывается нечто скрытое, причем тот, для кого делается расстановка, сразу замечает то, что выявляется. Это просто».
Заместители располагаются в пространстве (расставляются) клиентом или терапевтом по интуитивному ощущению того, как могли бы быть выражены в пространстве взаимоотношения членов системы. В процессе начальной расстановки клиенту предлагается как можно меньше ориентироваться на то, что он думает о взаимоотношениях, но больше на то, как он интуитивно ощущает расположение фигур. Фигуры расставляются медленно и оставляются просто стоять в пространстве, без "театрального" выражения мимикой или позой их отношений.
Основой расстановочной техники является возникающее в этот момент заместительское восприятие - заместитель члена системы начинает чувствовать то, что чувствует/чувствовал его прототип. Это могут быть как физические ощущения (боль в сердце, если у замещаемого участником дедушки клиента был инфаркт), так и эмоции (гнев, радость), а также образы и картины (рождение, убийство)
Танцедвигательная терапия. (ТДТ)
Что это? Это один из современных методов психотерапии, который использует движение и танец главным посредником в психотерапевтическом процессе.
ТДТ исходит из предположения, что движение и танец отражают как психическую, динамику человека, так и его межличностный стиль общения. Поэтому изменения, достигнутые через движение и танец, ведут также к изменениям и развитию личности человека, улучшению его эмоционального самочувствия и более зрелого способа построения взаимоотношений с другими людьми.
Кто есть кто среди специалистов
«Психолог только помогает индивиду помочь самому себе. Психолог нужен, чтобы дать возможность человеку излить свои эмоции, связанные с проблемой, вследствие чего человек будет мыслить более ясно и конструктивно. Психолог должен создавать атмосферу, при которой клиент приближается к инсайту. На основе этого инсайта он способен принимать жизненно важные проблемы более адекватно, независимо и более ответственно».
(Роджерс, Валлен, 1946)
ПСИХИАТР - врач в области профилактики, диагностики и лечения психических расстройств. Он назначает лекарства и лечит словом, используя разные виды психотерапии. Кстати сказать, многие направления современной психотерапии разработали врачи-психиатры.
ПСИХОТЕРАПЕВТ - специалист с высшим медицинским образованием и подготовкой в области психотерапии. В большинстве западных стран медицинское образование не обязательно для работы психотерапевтом. Им может быть и человек с высшим гуманитарным образованием, который прошел специальное обучение в области психотерапии, включающее более сотни часов работы с клиентами под руководством супервизора - более опытного наставника.
ПСИХОАНАЛИТИК - специалист, владеющий методом психоанализа. Обучение этой профессии долгое и дорогое: последипломная психоаналитическая подготовка занимает не менее восьми лет плюс несколько лет на процесс собственного психоанализа. В России таких специалистов пока еще не очень много.
ПСИХОЛОГ - выпускник факультета психологии вуза, он имеет специализацию в одной из ее отраслей - социальной, возрастной, клинической, нейропсихологии …., и, как правило, работает в компаниях, фирмах, школах и детских садах, больницах и т. д.
Объектом профессиональной деятельности специалиста являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом - их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне. В соответствии с полученными знаниями специалист может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:
Диагностическую и коррекционную;
Экспертную и консультативную;
Учебно-воспитательную;
Научно-исследовательскую;
Культурно-просветительную.
Конкретное содержание профессиональной подготовки специалиста определяется образовательной программой высшего учебного заведения и должно включать теоретическую подготовку, лабораторные практикумы и практики.
(Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 № 686.)
ПСИХОЛОГ-КОНСУЛЬТАНТ - так называют себя в России специалисты с высшим психологическим образованием, владеющие одной или несколькими психотерапевтическими методами. Уточнение «консультант» дает возможность заниматься психотерапевтической практикой психологам без медицинского образования.