![](https://lh6.googleusercontent.com/-khdDH_2RE7w/TuM3-WGtUwI/AAAAAAAAEv4/cM0yTZcoviQ/s640/z_a42cebf9.jpg)
Сегодня, можно сказать, главное новгородское церковное торжество, воспоминание чудесного, заступлением Пресвятыя Богородицы, избавления града от захвата и разорения в междоусобной войне с суздальцами (по сути, с соединёнными силами Центральной Руси) в 1170 г.
История этого события и праздника:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%EA%EE%ED%E0_%C1%EE%E6%E8%E5%E9_%CC%E0%F2%E5%F0%E8_%AB%C7%ED%E0%EC%E5%ED%E8%E5%BB Наверху - образ Знамения, роспись кон. XVII в. в одном из боковых куполов Софийского собора в Вологде (городе, основанном, напомню, новгородцами,и долгое время им принадлежавшем).
Конечно, мы молились сию службу полностью (были даже гости из СПб :)) ...
В связи с чем хотелось бы заострить внимание на одном её моменте.
Наряду в Минее (а существующая у нас служба Знамению, напомню, составлена ок. 1438 г. известным гимнографом Пахомием Сербом) не указано никакого величания этому празднику.
Там же,в главе "аще прилучится Знамение в неделю", сказано петь одно из двух общих величаний Богородице, "Достойно есть" или "Песнь всяку духовную".
Однако в певчем калашниковском "Обиходе" находится другое, особое величание ... в котором, правда, ничего не говорится о конкретном событии, спасении города от врагов.
И неудивительно. Ведь единственная старопечатная церковная книга с этим текстом - Трефолой 1637 г., служба Знамению Богородицы ПСКОВСКОЙ, что празднуется 24 сентября ст.ст. (см. слева):
![](https://lh4.googleusercontent.com/-1LNahrGfcM8/TuM_hrBq4dI/AAAAAAAAEwE/75B197LSycs/s800/985-0091.jpg)
Но, простите, это совсем ДРУГОЕ событие, притом более позднее!
Та икона явилась в 1198 г., а Знамение от нея было в 1567-м(!; подробнее:
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6803.php ).
Поэтому "механически пристыковывать" это величание к Знамению нынешнему, НОВГОРОДСКОМУ, как, вероятно, сделали составители нашего певческого "Обихода",скорее всего, не вполне корректно. Однако, насколько знаю, в "поповских" крюковых книгах только так ...
Между тем у новообрядцев сегодняшнее величание значительно более конкретно:
"Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси".
Привязка ко вполне определённому событию налицо.
Как, кстати,и в кондаке нынешнего праздника: "Честнаго образа Твоего Знамение ... имже дивную победу на сопротивных граду Твоему дарова", да и в других частях сея службы.
Но стиль языка величания, увы, вполне никониянский,т.е. какой-то словесно перегруженный, утяжелённый, с "еси" на конце и пр., в общем, "неудобоваримый" :(
На счастье, существует бесспорно восходящий к древненовгородским традициям Поморский Обиход, где оное величание предстает пред нами в своём, вероятно, дораскольном виде (хотя и не вошедшем почему-то в старопечатные книги):
![](https://lh5.googleusercontent.com/-AKb7DEFel1k/TuNHR8G6VUI/AAAAAAAAEwI/sWJaRMt_rQ4/s640/%2525D0%252598%2525D0%2525B7%2525D0%2525BE%2525D0%2525B1%2525D1%252580%2525D0%2525B0%2525D0%2525B6%2525D0%2525B5%2525D0%2525BD%2525D0%2525B8%2525D0%2525B5%252520354.jpg)
Вот она, сила! :)
Именно этот вариант текста, считаю, и лучше бы петь за службой настоящаго дня.
А что "у Калашникова" - на Знамение Псковское, если кто-то молится тот праздник.
Впрочем, конечно, не дерзаю осуждать использующих иные указанные выше варианты.
За исключением, разумеется, новообрядного :)
С праздником всех, он ведь давно не только новгородский :)
К тому же и актуальный теперь (повсеместные митинги протестов именно сегодня - не знаковое ли совпадение?), когда, увы, многие говорят о возможности в стране серьёзной междоусобицы :( От нея же избави Бог и Пречистая Владычица ...