Ответы на проклятые вопросы или психотипы и их влияние на общество

Dec 02, 2010 10:10


Про психотипы "вообще"
Я долго думала, как понятнее объяснить про психотипы и их связь с этическими системами. И решила, что это немного похоже на железные опилки в магнитном поле. Две этических системы - два полюса, а у опилок-человеков тоже два полюса: один - врожденный психотип, а второй - его воспитание и жизненный опыт. Воспитание и жизненный опыт могут усиливать врожденный психотип, а могут его уравновешивать. И от этого будет зависеть сила притяжения к конкретному полюсу и, соответственно, отталкивание от полюса противоположного.
Снова вместо себя даю слово уважаемому Любимову:

"Возникает вопрос о соотношении весов двух этических систем в сознании конкретного человека, потому что та или иная система в чистом виде существует лишь как абстракция. И при его внимательном изучении оказывается, что только одна из них для каждого конкретного человека является базовой, можно сказать - имманентной, а другая присутствует (в разной и индивидуальной степени) как "наведенная", как правило - внешними обстоятельствами.
...
Я говорил, что этическая система в чистом виде - это абстракция, у конкретного человека она смешанная всегда. Скажем, грубо, Вы проходите тест из 100 вопросов, по каждому ответу тестирующий бросает шарик а корзину с надписью "1-я этическая" или "2-я этическая". Если у Вас соотношение шариков 70:30, то Вы можете скорректировать его, скажем, до 100:0. Или жизнь, внешние обстоятельства, заставят Вас скорректировать это соотношение до 60:40. Но скорректировать его до обратного, 30:70, ни Вы, ни обстоятельства, не в силах. Если уж говорить совсем точно, мощный внешний пресс может загнать соотношение и до обратного, только на весьма короткий срок и с огромным риском для психики. Но если она не сломается, то неизбежно вернется к имманентному Вам соотношению. К сожалению, я не могу дать ссылку на работы, в которых исследовалась персональная динамика этого соотношения. Более того, сам я в руках их не держал и просто пересказываю услышанное от специалиста. Могу сказать лишь, что исследования были долгими, дорогими и проводились американцами, естественно."

Наверное, есть какое-нибудь точное научное определение психотипа. Я его не знаю, и не хочу придумывать. Я понимаю психотип, как способ конкретного индивида оценивать свои и чужие поступки по шкале "добро" - "зло".

"Найдите десять отличий"

Я, конечно, не считала точное число отличий. Но они есть, и я их явственно вижу перед собой. Каждое свойство одного психотипа может иметь как позитивный, так и негативный характер. "Наши недостатки - это продолжение наших достоинств" - как раз об этом.
Различий в понимании добра и зла по большому счету между первым и вторым психотипом нет. Есть различное понимание деталей. "Дьявол в деталях" - это правильно подмеченное оно самое.
Интересная вещь: все пословицы и поговорки можно поделить по признаку принадлежности к той или другой этической системе на 3 группы: одной системы, другой системы и общие. Это можно будет даже потом как-нибудь обсудить и провести что-нибудь вроде практического семинара: вспоминаем пословицу и определяем, к какой группе она относится ))

Сейчас передо мной стоит трудная задача: обрисовать и сравнить эти системы. Списать мне неоткуда, из Александра Любимова я нашла всего одну фразу, а Лефевр объясняет это математически - количественно, так сказать. А я хочу описать качественно, поскольку смысл формул алгебры логики далеко не все понимают.
Для начала я вам ту самую упомянутую фразу Александра и приведу:
"Кстати, одно из характерных отличий индивида с первой системой состоит в том, что он давлению окружающей среды предпочитает поддаваться, а индивид со второй - предпочитает ему сопротивляться, причем совершенно независимо от того, на что именно толкает его эта среда."
Пожалуй, тут надо разъяснить смысл глагола "предпочитает". Точнее было бы сказать "считает правильным", "воспринимает как добро".

Как-то я для объяснения применила аналогию, которая многим (хоть и не всем)) показалась понятной. Использую её ещё раз.
Можно представить себе вторую систему, как большой сад. Жители (второй психотип) его любовно взращивают, прокладывают дорожки, разбивают клумбы, подрезают деревья, пропалывают сорняки.А первая система - это как дикий лес, где живёт первый психотип. Расчистили место для дома - строго только там, где нужно, ни одного лишнего куста не срубили. Дорогу - только в нужном месте. Прочистка - только там, где лес гибнуть начинает, никакой обрезки столетних дубов или высаживания стройных аллей.

В школе очень хорошо бывает видно различие этих психотипов. "Способный, но ленивый", - обычно говорят учителя. Такие дети, которые учатся хорошо только по тем предметам, которые им интересны, и вообще не слишком заботятся об отметках - представители первого психотипа, как правило. Те, которые не ленивые, и гордятся своими заслуженными пятерками - представители второго психотипа.
Причем, на первый психотип можно надавить и заставить его учить то, что не нравится, а второй психотип из-за давления может вообще перестать учиться.
Второй психотип - коллективисты, первый психотип- индивидуалисты, для первого психотипа превыше всего - долг перед собой, для второго - долг перед обществом, первый психотип живет для себя, второй - ради других (детей, родителей, супруга, страны, всего человечества)

Успешный человек для второго психотипа - это Ирина Роднина. Чемпионка, победительница. Роднина не проигрывает никогда. У неё увели партнёра, отключили музыку - а ей ничто не может помешать, она - первая.
Успешный человек первого психотипа - Григорий Перельман. Решил задачу Пуанкаре для собственного удовольствия, и идите вы куда подальше с вашим миллионом.

Вот как-то так.

(продолжение следует)

Этические системы

Previous post Next post
Up