Уважаю Фон Триера как режиссера, как значительного для нашего времени творца. Но тем не менее, его киноязык мне не близок. Всё-таки значительной степени он злой клоун, многое сделано ради эпатажа. Вызова у зрителя чувств омерезения и отвращения и твочество его довольно таки прямолинейно.
Как-то отталкивает его вселенская мизантропия. Несмотря на все его находки он слишком толстый тролль. А я люблю потоньше. Ну а его заявление о сочувствии Гитлеру, ну не слишком ли толсто? И это при том, что предыдущий брутальный фильм был посвящён Тарковскому, вдохновителю, показавшему какой космос злой и как прекрасно жить на земле, ценить её… Видел несколько фильмов Триера, был впечатлён, но не могу сказать что это моё. Впрочем, многих значительных таки не видел. А вот накануне глянул Меланхолию. И меня впечатлило. И до сих пор.
Фильм, в котором вроде бы нет скрытых смыслов и иносказаний. Фильм, который простой и прямолинеен как пять копеек. Фильм, который правда подкупает некоторой абсурдностью повествования - бессмысленностью рассказанной в первой части истории и тем самым лишней затянутости. История главная разыгрывается в последние минут сорок. Однако по прошествии некоторого времени, всё ещё находясь под впечатлением пришло понимание, что показано всё это для того, чтобы было видна никчёмность всех этих лживых людишек, абсолютная и окончательная бесполезность и бессмысленность жизни всего человечества. И принимая смерть страдающая от психического расстройства героиня испытывает облегчение, очищаясь от всей мерзости человечества.
Причём троллинг разномастного зрителя Триером выражается и в цветовой гамме, тонах фильма, которые ну уж никак не коррелируют с апокалипсисом. И сам дух апокалипсиса не является таким, как показывали всякие моднейшие голливудские блокбастеры (а те было просто смешно смотреть, никак не сопереживая происходящему на экране), ни таким, как у Тарковского, Бергмана и прочих великих затворников. Хотя разумеется, к последним фильм ближе, что видимо и подкупило. Вся эта манера съёмки.. И в тоже время, он какой-то свой, оригинальный, что тоже, наверное, подкупило и уже - окончательно. А величественная музыка Вагнера на фоне по большей части тихого фильма с нарочито простыми диалогами. Самое забавное, что я раза три думал, что раз сюжет так примитивен и односложен, то всё уже ясно каким будет дальнейшее развитие. И все эти разы ошибался. И самое главное - послевкусие. Не знаю почему, ну очень уж подействовала атмосфера, что вот прям как ощущаешь - да, вот уже конец света, окончательный и бесповоротный. И больше нет завтра… нет ничего, ни страха смерти, ни боли. Времени нет. Оно кончилось. Хочется проверить за окном движение людей и услышать шум автомобилей, почувствовать свежий воздух; убедиться - а есть ли там привычный окружающий мир? Точно ли это был фильмсон? Ну и под конец ещё один смысловой пласт, который при просмотре в выводы не оформился и подсмотрен в описании после - тема женщины. Тогда становится понятно, что и сиськи Кирстен Данст показаны не ради кассы и привычки раздеть очень эротишную тётку. Убийственное для всего живого столкновение с планетой как бракосочетание земного женского начала и мужского универсума. Соединение через смерть, после очищения. Не смотрите этот великолепный фильм-ловушку. Рискуете быть затянутым в его атмосфеу абсолютной безысходности, совершенно того не подозревая, никак на это не рассчитывая. Браво, Ларс. Троллинг в очередной раз удался. Level-up.