После просмотра четвёртого сезона NARCOS наткнулся вот на эту статью (много нового из неё узнал).
Субботний вечер 25 октября выдался необычно шумным для жителей престижного района Фраксионамьенто-Педрегаль, расположенного на склонах холмов, прилегающих к мексиканскому городу Тихуана - столице мексиканской наркоторговли. Без пяти минут семь полиция и войска начали штурм расположенной здесь виллы, на которой, как им было известно, находился едва ли не самый разыскиваемый преступник Мексики - Эдуардо Арельяно Феликс. 62-летний мафиозо, врач по образованию, считается главой ведущего мексиканского клана наркоторговцев - тихуанского. Другое его название, часто используемое Интерполом, ФБР и другими правоохранительными службами мира,- организация "Арельяно Феликс", или AFO.
Тихуанский картель - один из крупнейших наркокартелей Мексики, действующий на северо-западе страны. По данным полиции, он является крупнейшим поставщиком кокаина из Мексики в США. Тихуанский картель возник после того, как прекратил существование Гвадалахарский картель, созданный в середине 1980-х Рафаэлем Каро Кинтеро и Мигелем Анхелем Феликсом Гальярдо. Когда в 1989 году Гальярдо был арестован, большинство операций картеля взяли на себя его племянники, братья Арельяно Феликс. Один из самых известных голливудских фильмов о наркомафии - "Трафик" - основан на истории AFO.
Еще в 2003 году в американском Сан-Диего Эдуардо Арельяно Феликсу были предъявлены обвинения в незаконной торговле наркотическими веществами, убийствах, вымогательстве, руководстве организованной преступной организацией и т. д. За информацию, которая привела бы к его задержанию, ФБР назначило награду в $5 млн. Эдуардо, известный в Мексике как Доктор, был последним из семерых братьев, управлявших семейным предприятием. Остальные убиты, отбывают срок в тюрьме, а двое совершенно отошли от дел.
Операция по захвату Доктора продолжалась всего несколько минут, однако была довольно бурной. Главарь картеля и его охрана оказали нападавшим ожесточенное сопротивление, и лишь очевидный перевес сил в пользу полицейских и военных заставил наркоторговцев сдаться. Вместе с Эдуардо Арельяно Феликсом были задержаны несколько десятков бойцов и его 11-летняя дочь. По словам одного из охранников Эдуардо, именно ее присутствие и было решающим: Арельяно Феликс испугался, что дочь может стать жертвой шальной пули, и решил прекратить сопротивление.
Если это так, то Эдуардо, говорят знающие его люди, проявил совершенно нехарактерный для него гуманизм. Не так давно одного подозрения в том, что его гражданская жена может передавать информацию властям, оказалось достаточно, чтобы Эдуардо приказал убить ее.
Операция, как заявили мексиканские власти, стала возможна благодаря информации, полученной от двойного агента, внедренного в AFO, и помощи коллег из американских правоохранительных ведомств - ФБР и управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (DEA).
"Это последний крупный игрок в некогда могущественной организации",- прокомментировала арест Эдуардо высокопоставленная сотрудница DEA в США Эйлин Зайдлер. По мнению ее мексиканского коллеги, высокопоставленного чиновника секретариата общественной безопасности Факундо Росаса, Эдуардо был "историческим и моральным символом" AFO, без которого организация не сможет функционировать. Тем не менее в тот же день агенты, работающие под прикрытием в США, сообщили, что мексиканцы связались со своими контрагентами на севере и проинформировали их о том, что картель остается в бизнесе, а руководство перешло к племяннику арестованного - Луису Фернандо Санчесу Арельяно.
По словам экспертов, этого можно было ожидать. Семейный бизнес несколько раз пытались обезглавить. Одного за другим братьев Арельяно Феликс убивали или арестовывали. Эдуардо стал пятым руководителем картеля, сменив арестованного в 2006 году Франсиско Хавьера Арельяно Феликса. Тем не менее из всех стычек с властями или междоусобных войн картель выходил победителем благодаря способности быстро и с необыкновенным цинизмом решать возникающие проблемы.
Едва ли не самый показательный пример кризис-менеджмента AFO - история, которая вполне могла бы погубить любую другую организацию. Она случилась чуть больше 15 лет назад. 24 мая 1993 года вся Мексика была шокирована убийством своего самого высокого иерарха - кардинала Хуана Хесуса Посадаса Окампо. Его автомобиль изрешетили пулями неизвестные террористы, когда кардинал подъезжал к аэропорту города Гвадалахары. Против кардинала AFO ничего не имела, а даже если бы и имела, никогда не посмела бы поднять руку на главу римско-католической церкви в Мексике. Убийство стало следствием ошибки. Киллеры, готовившиеся застрелить одного из конкурентов AFO, приняли кардинальскую машину за автомобиль наркобарона. Для картеля это была смертельная ошибка. Убийство кардинала Окампо неминуемо должно было спровоцировать самую жесткую реакцию со стороны властей. Речь шла не о сохранении бизнеса, а о физическом выживании членов картеля.
Как позже рассказывал один из перебежчиков из AFO Эверардо Мартинес, операция по минимизации ущерба для картеля началась уже через несколько часов после гибели кардинала. Картель начал с самого верха. $10 млн было немедленно переведено на счет Родольфо Леона, главы федеральной следственной полиции Мексики - местного аналога американского ФБР. После этого самый высокопоставленный полицейский чиновник Мексики заверил организацию, что сделает все возможное, чтобы действия властей по расследованию самого громкого преступления в Мексике со времен убийства Льва Троцкого не повредили бы AFO.
Главари картеля не сидели сложа руки и в самой Тихуане, своей столице. На виллу, принадлежавшую одному из них, было приглашено едва ли не все руководство региональных сил правопорядка - от полиции до прокуратуры. Их встретил лично тогдашний главарь картеля Бенхамин Арельяно. По итогам встречи был согласован план, в соответствии с которым полиция, создавая видимость энергичного расследования, воздержится от серьезных действий, а AFO выдаст ей непосредственных исполнителей убийства. Кроме того, был согласован график рейдов полиции на лаборатории и склады AFO - разумеется, пустые.
Закончив переговоры, лидеры картеля поспешили из Тихуаны в заранее подготовленные укрытия в джунглях. Деятельность картеля была приостановлена на несколько месяцев, пока шумиха вокруг убийства кардинала не пошла на убыль.
После ареста Эдуардо Арельяно Феликса картель даже не прекратил своей деятельности. Более того, как стало известно со слов американских контрагентов AFO, арест Эдуардо даже помог картелю, в котором в последнее время вспыхнула настоящая война, собственно и спровоцировавшая власти на активные действия. Борьба за влияние в картеле между племянником Эдуардо - Луисом Фернандо Санчесом Арельяно и одним из молодых главарей картеля - Эдуардо Сименталем по прозвищу Бык унесла жизни нескольких сот бойцов организации. Как сообщали мексиканские средства массовой информации, точное число жертв невозможно подсчитать: некоторых наркоторговцев растворили в серной кислоте. Трупы других в назидание противникам оставляли в самых людных местах Тихуаны с отрезанными языками. В перестрелках, ставших в последние несколько недель рутинными, гибли и невинные прохожие.
От властей требовали срочных действий, и они последовали. Но, как утверждают некоторые эксперты, результат ареста оказался не таким, на который надеялись власти.
"Мексиканцы (AFO.- "Власть") передали своим американским коллегам, что работа продолжается как обычно,- говорит американский эксперт по мексиканским наркокартелям Луис Посада.- Власть перешла к очередному представителю клана Арельяно, а значит, гражданская война в картеле закончена. Так или иначе, Бык на время признал первенство семьи Арельяно Феликс. Так что вместо окончательного удара по картелю власти спровоцировали перемирие в его рядах".
Так или иначе, в течение короткого времени по организации нанесены серьезные удары. Кроме того, ей угрожают конкурирующие наркокартели Мексики, да и внутренняя война не прошла бесследно. "Картель уже не тот, что был еще, скажем, пять-десять лет назад,- говорит Луис Посада.- Наркокартели не живут вечно. Опыт Гвадалахары тому пример. И последние события наверняка приблизили время гибели AFO. К сожалению, это вовсе не означает, что в США будет поступать меньше наркотиков. То, что не сможет поставить AFO, американские потребители получат от их конкурентов". Так что, даже если рассматривать арест Эдуардо как огромную победу, можно не сомневаться в одном: на что он точно не повлияет, так это на рынок наркотиков в США.
© Александр Изюмов
https://www.kommersant.ru/doc/1049909 И - крайне толковая и злая статья о том, что «потерялось» в американском сериале о Колумбии.
В кулаке кокаин: «Нарко» как манифест колониализма
Этот сериал вдохновлен реальными событиями. Некоторые герои, имена, места и инциденты были беллетризованы в драматических целях. Все совпадения с реальными именами, характерами и биографиями случайны». Учитывая, что вслед за этим абзацем, открывающим каждую серию «Нарко», начинается заставка, отчасти построенная на более чем реальных архивных съемках Пабло Эмилио Эскобара Гавирии, а количество измененных имен можно посчитать по пальцам одной руки (практически все, начиная от президентов Колумбии и заканчивая наемными убийцами на службе картеля, фигурируют под паспортными данными реальных людей). Очевидно, что последнее предложение - это просто-напросто вранье. Остальные два в некотором смысле тоже.
Самый известный наркодилер в истории человечества, Пабло Эскобар жил настолько широко, что создатели «Нарко» в драматических целях не приукрашивают события его биографии, а, наоборот, оставляют их за скобками. Эскобар начинал карьеру с того, что перепродавал надгробия, предварительно стерев с них надписи; в середине 70-х, помимо контрабанды, он делал деньги на похищении людей. Всех этих впечатляющих подробностей в сериале нет, потому что они бы туда просто не влезли; материала и так более чем достаточно (характерно, что вышедший пару лет назад колумбийский сериал на ту же тему насчитывает 75 эпизодов такого же хронометража). В «Нарко» Эскобар, догадавшийся о перспективах импорта кокаина в США, становится долларовым миллионером уже к концу первой серии; примерно тогда же в столицу Колумбии Боготу из Майами прилетает с женой и котом усатый сотрудник американского госнаркоконтроля, который на примере своего убитого напарника наглядно убедился, что дело серьезное, и провозглашенная президентской администрацией война с наркотиками - это не фигура речи (Агент Мерфи и его напарник Пенья тоже имеют абсолютно реальных прототипов - и, как и по мелькающим в сериале портретам реального Эскобара, по их фотографиям можно заметить, что «Нарко» ретуширует действительность как минимум в отношении массы тела своих персонажей). На противостоянии двух засланных казачков и выходца из латиноамериканской бедноты, обнаружившего себя в первой десятке мирового списка Forbes, и строится дальнейший конфликт - соучастниками, очевидцами, жертвами и декорациями которого по ходу дела становятся наркобароны размером поменьше, честные и нечестные полицейские и колумбийские политические деятели всех уровней.
От команды продюсеров под руководством Криса Бранкато, самыми заметными достижениями участников которой до сей поры были давнее кино «Гангстер» про расовые трения среди нью-йоркских довоенных мафиози, несколько эпизодов «Беверли Хиллз, 90210» и сценарий «Принца Персии», трудно было ожидать чего-то большего, чем просто рачительный пересказ и без того захватывающего сюжета. Однако Narcos довольно быстро дают понять, что они в хорошем смысле выше этого - в чем, по всей видимости, большая заслуга режиссера сериала, автора успешного «Элитного отряда» и очень бодрого недавнего римейка «Робокопа» Хозе Падильи. Во-первых, у Бранкато и команды наготове немало удачных формальных трюков, будь то со структурой (самое интересное в этом смысле - финал сезона, дающий простой, но изящный ответ на вопрос, как вернуть интригу в сюжет, исход которого заведомо известен), картинкой (о, этот американский пилот и его женщины) или модусом повествования (голос за кадром, на который почему-то ополчилась американская критика, будто бы не считав очевидную отсылку к «Славным парням»). Во-вторых, собственно криминальные хроники для них становятся главным образом двигателем тонкой психологической драмы; характерно, что самые впечатляющие эпизоды противостояния Медельинского картеля с правительством, будь то захват Дворца юстиции или террор в адрес полиции и журналистов, тут зачастую даны почти впроброс, парой архивных кадров, а собственно инфернальная природа Эскобара вплоть до финала манифестирует себя в основном в том, как герой сурово подтягивает штаны.
«Нарко» - это сюжет про то, как работают разные типы зла; про то, как развращает нелегитимизированная власть. Главное отличие Эскобара от его коллег по ремеслу - не столько в его бизнес-чутье, сколько в его взгляде на деньги не как на цель, но как на инструмент. Этот взгляд обеспечивает его успех на пути к власти в картеле - но он же становится источником фундаментальной фрустрации после того, как попытка легитимизации проваливается. Эскобар, каким его играет Вагнер Мора, - это человек не то чтобы без свойств, но без особенной харизмы; его сила измеряется ресурсами, которыми он обладает, и власть в конечном счете становится самым желанным из этих ресурсов, ключевым элементом бизнеса, главной валютой в котором является статус (практически как в современной России).
Самое интересное, однако, даже не сам Эскобар, а агент Мерфи, рассказчик, который с каждой серией становится все более ненадежным. Идейный и разве что не идеальный полицейский в момент прибытия в Колумбию, Мерфи, пытаясь воевать с бандитами в ситуации, когда самым эффективным методом борьбы оказывается метод врага, постепенно сам отказывается от морали во имя победы. Расследование превращается в охоту, в которой все средства хороши - и никого не жалко. Характерно, что и в названии тут заложена двусмысленность: в Колумбии narcos - это представители картеля, в Америке так называют полицейских, которые занимаются наркотиками; то есть с точки зрения языка они уже одно и то же.
Сериал уже любят сравнивать с «Во все тяжкие», и схожесть тут не только сугубо тематическая, но и этическая: Мерфи, конечно, еще далеко до полного преображения в Хайзенберга, но в том, как он ближе к финалу говорит сорвавшейся жене «мы дома», уже слышатся отголоски хрестоматийного «I am the one who knocks». Показательное отклонение от реальных событий в этом смысле - смерть самого безжалостного из эскобаровских подельников - Гачи. В реальной жизни он покончил с собой с помощью гранаты; в «Narcos» американцы вместе с дружественным местным комбатом принимают решение расстрелять негодяя на месте - это война, в которой уже не берут пленных.
У этого разговора есть еще один существенный аспект: «Нарко», примерно шестьдесят процентов которого сыграны на испанском, тянет счесть удачной попыткой Netflix дотянуться до многомиллионной американской испаноязычной аудитории. Однако все сложнее. В конечном счете это история Пабло Эскобара, изложенная с точки зрения колонизаторов. Мора по происхождению бразилец и говорит на испанском с соответствующим акцентом; большинство остальных колумбийцев изображают мексиканцы - пустяки, казалось бы, но представьте себе кино, в котором Джон Диллинджер болтает на кокни. Главный герой за долгие годы пребывания в стране так и не удосуживается выучить язык; местные правоохранители в сериале редко отличаются честностью и почти никогда не способны добиться результата без помощи большого брата; целый ряд вполне зрелищных мер, которые предпринимали для борьбы с Эскобаром сами колумбийцы (включая транслировавшиеся национальным телевидением ролики, сулившие крупную сумму всякому, кто поделится с полицией информацией про руководителей картеля), оставлен за кадром; смерть кота, опрометчиво переехавшего из Флориды вместе с хозяевами, оказывается куда более существенным событием, чем убийство трех кандидатов в президенты в ходе кампании 1990-го (собственно, хоть как-то упоминается только один) или взрыв в одной из главных газет страны.
Пока Нэнси Рейган в трейлере «Narcos» сердобольно обращается к американским детишкам с просьбой не есть наркотики, в самом сериале имеется 1 (один) герой американского происхождения, работающий на картель, а подручные Эскобара ввозят кокаин в США как бы сами по себе, без всякой помощи принимающей стороны. Все это - даже вне разговора о том, что сама специфика колумбийского государства и местных социальных лифтов в значительной степени связана с историей поведения США в странах Центральной и Южной Америки.
«Нарко», пусть и усложняя расклад, все равно неизбывно сводятся к давно привычной картине мира, в которой мужественные люди с американским паспортом вытаскивают менее компетентных соседей по планете из дерьма, в котором они оказались.
Если бы левый интеллектуал Ноам Хомский имел свойство тратить время на просмотр телевизора, он наверняка бы обнаружил в «Нарко» множество подтверждений своей теории про то, что американские медиа, осознанно или нет, почти всегда так или иначе отстаивают версию истории, выгодную политическому истеблишменту.
Впрочем, это обстоятельство можно счесть еще одним наглядным примером того, как работают разные типы зла.
© Александр Горбачев
https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/cinema/v-kulake-kokain-narko-kak-manifest-kolonializma/