Первому гибридному устройству (ноутбуку) Microsoft в линейке Surface осенью исполнится 3 года - это достаточный срок, чтобы судить о результативности процесса разработки, стратегии позиционирования и рыночного успеха этих гаджетов.
Из истории поколений планшетов Microsoft:
- Surface (RT): October 26, 2012
- Surface Pro: February 9, 2013
- Surface 2: October 22, 2013
- Surface Pro 2: October 22, 2013 (LTE: March 18, 2014)
- Surface Pro 3: June 20, 2014
- Surface Mini: canceled, July 2014
- *Surface Hub: January 22, 2015
- Surface 3: April 1, 2015
Таким образом, за неполные 3 года вышло 3 полных поколения, которые были нацелены на специфическую нишу крупных (10+ дюймов) устройств с универсальным соотношением сторон экрана 16:9 для всех устройств. При этом для выбора доступны устройства с обычным и высоким (Full HD) разрешением экрана, плюс стал доступен 4K для 84’ Surface Hub.
В ожидании официального запуска Windows 10 и ведущейся разработки следующего (четвертного) поколения Surface, разумным является вопрос о размерах прибыли/убытка, который получила компания в рамках этого бизнеса.
Издание
Computerworld, не приводя всех подробных данных расчета по каждому из кварталов, оценивает динамику оборота и чистой прибыли по данному продукту в минусовой зоне вплоть вплоть до осени 2014 года (в соответствии с квартальными финансовыми
отчетами Microsoft):
В штуках: за один 2013 год поставки планшетных компьютеров под управлением Windows составили 5 млн единиц. Устройства Surface к концу 2014 года занимали 1,6% рыночной доли. На апрель 2015 Microsoft удалось реализовать порядка 12 миллионов планшетов по всему миру (для сравнения: только
за I квартал 2015 Apple реализовала планшетов iPad на $9 млрд)
В деньгах: устройства начали приносить прибыль только с III квартала 2014 финансового года. А с момента запуска планшетов Surface в октябре 2012 году Microsoft на 30 июня 2015 в точности не ясно, окупила ли компании всю стоимость разработки, производства и логистики.
Ввиду недоступности полного расчета затрат, я предположил снижающийся тренд - итогом чего стал вывод об убыточности "железной" части Surface на данный момент.
Ниже подробные данные:
Заработок (revenue), траты (cost of revenue)
2013 финансовый год
- 2ф2013 (4кв2012) - н/д
- 3ф2013 (1кв2013) - н/д
- 4ф2013 (2кв2013) - $409 млн., $772 млн. затрат
Целый ф2013 (11.2012-06.2013) - $853 млн. выручки, $898 млн. затрат + $900 млн убытков (списание из-за скопившихся запасов Surface RT на складах)
2014 финансовый год
*На апрель 2014 «concluded 2014 fiscal year, adding hundreds of millions of dollars in red ink and boosting total losses to $1.7 billion since the device's 2012 launch» (
ссылка)
- 1ф2014 (3кв2013) - $400 млн выручки,
- 2ф2014 (4кв2013) - $893 млн. выручки, $932 млн затрат
- 3ф2014 (1кв2014) - $494 млн. выручки,
- 4ф2014 (2кв2014) - $409 млн. выручки,
Целый ф2014 (07.2013-06.2014) - $2192 млн выручки, $2872 млн. затрат
2015 финансовый год
*На октябрь 2014 «Over the last four quarters, Surface also remained in the red, with losses of $325 million on revenue of $2.7 billion» (
ссылка)
- 1ф2015 (3кв2014) - $908 млн. выручки, $786 млн. затрат
- 2ф2015 (4кв2014) - $1125 млн. выручки,
- 3ф2015 (1кв2015) - $713 млн. выручки,
- 4ф2015 (2кв2015) - $888 млн. выручки,
Целый ф2015 (07.2014-06.2015) - данные за 2015 финансовый год
доступны Итак, тревожной выглядит динамика доходов, при которой и 2013-й, и 2014-й финансовые годы вышли убыточными для компании с точки зрения затрат на разработку и прибыли от продаж планшетов Surface. Конечно возможным аргументом в обратную сторону может быть отсылка к развитию платформы Microsoft - через продукты OneNote (и пакет офисных программ по подписке Office 365), файлохранилища OneDrive и др. платные сервисы и услуги. *Важно отметить, что что ряд компаний (к примеру, Amazon) изначально ориентировались на потребление контента на своих планшетах Kindlefire внутри своей экосистемы, что не требовало прибыльно от производственного подразделения.
---В итоге---
Следует предположить, что на момент окончания 2015 календарного (!) года высока вероятность того, что производственное подразделение, занятое разработкой и производством семьи планшетов Surface выйдет на первую реальную прибыль за 3 года работы. Это следует считать итогом, с одной стороны, успешного нишевого позиционирования устройств семейства Surface вкупе с преимуществами знакомой экосистемы Microsoft, с другой стороны, из-за дороговизны неудачи с Surface RT (который не перейдет на Windows 10) и Surface Mini (выпуск которого свернули на одной из финальных стадий разработки, как это было представлено в прессе).
Полагаю, что будущее поколение Surface 4 (Pro), построенное на платформе Intel Skylake, позволит перейти Microsoft к твердому позиционированию и высококонкурентной нише на рынке мобильных рабочих станций - мощных удобных планшетов с возможностями полноценного desktop. Пока же ждем дальнейшего роста экосистемы на базе Windows 10 и развития всего пакета облачных сервисов компании.