В случае с Петергофом - на возможность уподобления сада алхимическому трактату наводит не только увлечение царя Петра и его соратников идеями Великого Делания, но становление в культуре Нового времени «герменевтического поля», как «пересечения двух осей.
По горизонтальной оси противопоставляются субъект как удаленный от центра, бестелесный наблюдатель и мир как собрание чисто материальных объектов, включая человеческое тело. Вертикальная же ось обозначает акт толкования мира, в ходе которого субъект проницает поверхность мира с целью извлечь его глубинные смыслы - знание и истину». Барочный сад просто создан для воплощения подобных идей, поскольку в нем «на первый план выступает сложность смыслового оформления», проистекающая из герметической концепции толкования точки пересечения этих двух осей, как теургического акта.
Клещевич О.В. Иероглифика Петергофа.