Что такое исследовательская деятельность в современном ее понимании? Это, в первую очередь, умение работать с информацией, умение добывать ее из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Это умение получать информацию не только из книг, журналов, сети Интернет и других официальных и неофициальных источников, но и из окружающего мира, который таит в себе огромный объем «скрытой» от нас информации.
Так, мы можем взять микроскоп или лупу и рассмотреть снежинку, и окажется, что снег совсем не такой, каким мы видим его в повседневной жизни, а именно, через лупу мы увидим уже не кучу снега, а множество уникальных искрящихся снежинок. Мы можем понаблюдать за домашним питомцем, проанализировать полученную информацию и выявить неизвестные нам ранее закономерности в его поведении. Мы можем провести опрос одноклассников и узнать то, что даже не могли предположить раннее.
Такое умение получать новую информацию из окружающего нас мира и работать с ней необходимо сегодня человеку в повседневной жизни. Это связано с трансформацией социальной действительности, которая предлагает нам уже не мир готовых решений, а динамичный, постоянно развивающийся мир, требующий от нас умения самостоятельно искать оптимальные пути решения все новых и новых проблем. Так, именно умение наблюдать, сравнивать, проводить мониторинг, анализировать, экспериментировать и т.д. поможет сегодня найти наиболее эффективный способ взаимодействия с теми или иными людьми, совершить наиболее выгодную покупку, выбрать наиболее оптимальный в тех или иных условиях способ лечения или профилактики болезни и т.д. В то время как еще 15-20 лет назад и в области экономики, и в медицинской сфере, и в других сферах жизни существовали единые для всех готовые алгоритмы действий. Не могло идти и речи о наиболее выгодной покупке или наиболее эффективном лечении, ибо во всех магазинах цены были одинаковыми, а лечение, прописанное врачом, воспринималось как единственно верное.
Следовательно, в контексте изменившейся социальной ситуации задача формирования у детей навыков исследовательской деятельности в школе является одной из важнейших, ибо щель школы - подготовка учащегося к самостоятельной взрослой жизни.