Была вот на
этойвыставке, посвященной 150-летию со дня рождения Александра Яковлевича Головина (1863-1930гг.),великого русского театрального художника, декоратора,живописца. Захотелось оставить себе "засечку" в памяти от увиденного, ну и где же ее оставить,если не здесь.)
Интересно, что художественные наклонности и талант Головина в детском возрасте увидел известный ботаник,агроном, профессор "Тимирязевки" Н.И.Железнов,в этой Академии служил отец будущего художника. И благодаря профессорам Академии,мальчик был определен в самые престижные учебные заведения Москвы: Катковский лицей, Поливановскую гимназию,где кроме знаний А.Головин приобрел неимоверную любовь к театру.
В период учебы в Московском училище живописи,ваяния и зодчества,где в числе его наставников были И. М. Прянишников, В. Е. Маковский и В. Д. Поленов, Головин познакомился с Левитаном, Коровиным, Архиповым, Остроуховым, Нестеровым,Врубелем. Молодых художников сближало совместное участие в «рисовальных и акварельных» вечерах.
В первые годы после окончания училища он подрабатывал подмастерьем у декоратора А.Томашки, занимался росписью цветов на атласе под заказ,росписью плафонов, не стеснялся никакой работы.
Вскоре в 1889 году А.Головин отправился в Париж с Поленовым на Всемирную выставку,там он впервые познакомился с искусством импрессионистов. Как он сам говорил, в Париже понял,что все ранее сделанное им, это не то, что ему следовало сделать. Импрессионизм стал для Александра Головина отправной точкой в формировании своего индивидуального художественного стиля. Он овладел пастелью и писал не маслом, а клеевыми красками,темперой,гуашью. В Париже он продолжил свое художественное образование в академии Коларосси и школе-студии Витти. Вернувшись в Россию, он попытался делать "то". Вскоре первую Головинскую пастель приобрел П.М. Третьяков.
Неповторимы портреты художника. Глаза у них невероятно живые. А то,что портреты выполнены не маслом,придает им особую легкость.
Портрет Всеволода Мейерхольда.
На протяжении десяти лет Головин и Мейерхольд творили вместе, став близкими друзьями и в частной жизни. "Орфей и Эвридика" Глюка и "Маскарад" Лермонтова - самые громкие плоды этого сотрудничества.
Глядя на этот портрет,создается ощущение того,что портрет как бы пытается выйти из картины наружу,что его фигура и лицо буквально уткнулось в в картину изнутри. Такое ощущение создается потому,что сзади Мейерхольда стоит зеркало, и отображение режиссера видно в нем.
Автопортрет с полосатой тканью. 1827год. Последний из четырёх автопортретов Головина,написанный за три года до смерти. Создан, видимо, в дни триумфа во МХАТе постановки Головина «Женитьба Фигаро», Головин предстает подтянутым, бодрым и вдохновенным. Художник запечатлен на фоне полосатой драпировки,подобной театральной, и букета цветов, напоминающих о двух его страстях: театре и природе. Цветы были еще одним увлечением художника, он сам занимался разведением и выращиванием редких сортов.
Вот как о А.Я.Головине вспоминал в своих мемуарах К.А.Коровин,друг художника:
В Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества в 1886 году появился у нас ученик ив классе В. Д. Поленова писал натюрморты (как сейчас помню, один из них - череп лошади). И писал он очень хорошо. Внешний вид, манера держать себя сразу же обратили на него особое внимание всех учеников да и преподавателей. Это был А. Я. Головин. Красавец юноша, блондин с расчесанным пробором вьющейся шевелюры - с пробором, тщательно приглаженным даже на затылке, он удивил лохматых учеников нашей школы. Фигура, прекрасный рост, изящное платье, изысканные манеры (он был лицеистом), конечно, составляли резкий контраст с бедно одетыми учениками школы. И к тому еще на мизинце А. Я. Головина было кольцо - кольцо с бриллиантом!.... Так и в Школе живописи в Москве - давно то было - не понравилось кольцо Головина, а вместе с ним и сам Головин - его элегантный вид, пробор, изысканный костюм и то, что говорил он неясно. Но писал, этот “франт”, лучше других - что делать! - и за это получал от преподавателей похвалу и благодарность. Нередко я встречал А Я. Головина у Поленова. Он делал рисунки для кустарей: по его рисункам вышивали, ткали, делали ковры, мебель... Они печатались тогда в “Мире искусства”. Отправляясь в свою поездку на Север, в Архангельск, я пригласил с собою А. Я. Головина. В Архангельске мы смотрели с ним церкви, работы крестьян, дуги, сани, рубахи, вышивки, валеные сапоги... Любовались и разглядывали их узор, окраску... На парижской выставке 1900 года он выставил свои прекрасные майолики, мебель... А. Я. Головин человек был замкнутый. Он не говорил о своей жизни. Но где-то глубоко в нем жила грусть, и его блестящие, красивые глаза часто выражали тревогу и сдержанное волнение. Головин был спрятанный в себе человек. Никто из нас не знал, где он живет. Он часто уходил куда-то и пропадал. - Посылал за Александром Яковлевичем. Он опять куда-то пропал... И где искать его? По его адресу его никогда не застанешь дома... Декорации не готовы, придется отложить спектакль... - не раз говорил любивший Головина директор императорских театров В. А Теляковский. И он ,Головин, был добрым человеком. Он никогда ни о ком не сказал ничего плохого. Никогда ни на кого не обиделся. Деликатная натура его кротко принимала все хулы и несправедливости - он никогда не бывал зол и гневен. Он был кротким человеком и нежно учтив. В нем всегда жило чувство прощения ко всем. На всякое злое мнение, на несправедливость и непонимание он только махал своей мягкой, женской рукой и, смеясь, говорил: - Пускай... Что же делать!.. А Я. Головин чрезвычайно нравился женщинам. Они перед ним распускали крылья своих чарований и вдохновляли его в творчестве. Он написал много чудесных пастелей красивых женщин. Но порою - очень странных, страшных... Головин никогда не пил никакого вина и не курил... Но слабостью его были конфеты - он уничтожал их целыми коробками... Сколько раз А. Я. Головин говорил мне, что он неясно обожает Аполлона и красоту античного мира!.. Я познакомил В. А. Теляковского, вскоре после его вступления в управление московскими императорскими театрами, с А Я. Головиным, и он поручил ему декорации к опере Корещенки “Ледяной дом”... И сразу же А. Я. Головин сумел показать силу большого художественного вкуса. В декоративной мастерской я видел у него Кустодиева, работающего в качестве помощника, и Анисфельда... Его балет “Волшебное зеркало” был неясен и изящен. Но нов - и пресса ругательски ругала и его, как ругала и меня и Врубеля. В его творчестве - в театральных эскизах - любимым мотивом его было как бы изящное кружево, тонкая ювелирная работа... Он был как бы зачарован изысканностью орнамента... Его рисунки костюмов замечательные... Он был изящнейший художник. Мир праху прекрасного художника, доброго человека, приятеля, встреченного мною на пути жизни. Портрет балерины Е.А.Смирновой» (1910г.)
Особое место в творчестве художника занимают портреты Федора Шаляпина. Долгие часы проводил Шаляпин в огромной мастерской Головина в Мариинском театре, беседуя об искусстве. Здесь же в 1905-1912 гг. художником были созданы все шесть портретов артиста в ролях и эскизы к ним. В 1905-м в мастерской Мариинского театра пастелью было создано одно из самых выразительных изображений Шаляпина-Мефистофеля в опере Шарля Гуно «Фауст». Головин впоследствии вспоминал, что этот портрет был написан им за одну ночь, при электрическом освещении: «Работа шла у меня почти без перерывов, мне хотелось во что бы то ни стало окончить ее, и это удалось, но помню, что устал я ужасно, и когда я клал последние мазки внизу картины и нагибался, с меня буквально лился пот, стекая со лба на пол, до такой степени я изнемог».
Вот как вспоминает Коровин о Ф.Шаляпине в роли Мефистофеля: "На другой день я зашел в Панаевский театр за кулисы, где увидел этого молодого человека, одетого Мефистофелем.Костюм был ему не в пору. Движения резкие, угловатые и малоестественные. Он не знал куда деть руки, но тембр его голоса был необычной красоты. И какой-то грозной мощи.Уходя, я взглянул на афишу у входа в театр и прочел: “Мефистофель - Шаляпин”.
Через четыре года Головин пишет второго шаляпинского Мефистофеля, созданного артистом в опере Бойто. Художник показал Мефистофеля в «Прологе». Подобно черному пламени, вознесся злой дух из адской бездны в небо, чтобы принять вызов бога, ринуться на землю и погубить Фауста. Мефистофель изображен в момент дерзкого спора с небесными силами, когда он, распахнув свой иссиня-черный плащ, открыл сильное тело и, подняв мускулистую руку с когтистыми пальцами, бросает в лицо божеству: «Бьюсь об заклад: он будет мой!..»
В ноябре 1908 г. Головин запечатлел Шаляпина в роли Олоферна - одном из совершеннейших его сценических творений. Помощник Головина - архитектор - художник Б. А. Альмединген оставил интересное свидетельство этого совместного творчества. Головин задолго до начала первого сеанса внутренне готовился к работе и заранее припас подрамник и холст нужного размера. Готовился и артист к этому дню: «Они оба понимают: один - что значит писать Шаляпина, а другой - что значит позировать прославленному художнику». Шаляпин пришел в мастерскую Головина сразу же после спектакля в полном облачении и гриме восточного царя. После короткого отдыха наступил «важнейший момент в работе над портретом - работа художника с моделью. Такая модель, как Шаляпин, сама имеет право участвовать в поисках позы, характерной для образа Олоферна. Общая композиция была задумана еще раньше, теперь уточняются детали движения - руку поднять, руку опустить, изменить поворот головы, положение ног... Наконец поиски закончены, Головин и Шаляпин довольны».
Всю ночь до рассвета с небольшими перерывами шел портретный сеанс. Артист не просто сидел в заданной позе - он был все время в образе, вдохновляя художника. И Головин писал без устали, чтобы сохранить свежесть и яркость непосредственного впечатления.
Портрет Шаляпина в роли Бориса Годунова А.Я.Головин исполняет в период постановки одноименной оперы М.П. Мусоргского в Мариинском театре (1912 г.). Это вершина шаляпинского цикла и, пожалуй, самый сильный из театральных портретов Головина.
О своей работе над этим портретом Головин рассказывал: «Портрет Шаляпина в роли Годунова потребовал немалых усилий, так как артист позировал весьма недолго. Написан он во весь рост, при свете рампы. В общих чертах портрет был сделан очень быстро, зато отделка деталей, рисунок парчового облачения потребовали большой работы. Я хотел в этом портрете дать один из самых лучших театральных образов Шаляпина». Тогда же портрет был приобретен Русским музеем.
Работы А.Головина,как театрального художника,сценогафа заслуживают особого внимания на выставке. Это,конечно же, декорации и костюмы к спектаклям Мариинского и Александринского театров.
«Маскарадный зал» Эскиз декораций к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад».(1917г.)
«Комната графа» Эскиз декорации к комедии П.-О. Бомарше "Безумный день или женитьба Фигаро" (1927г.).
«Хоромы княгини»
Эскиз декорации к опере А.С.Даргомыжского «Русалка».(1900г.)