Непонятно, чего уж теперь и к чему, когда поезд ушёл безвозвратно, да и бронепоезд тоже перевели с запасного пути в металлолом. Тем более что ничего исторически ценного я сообщить о периоде застоя не могу, кроме каких-то субъективных малостей, очевидно лишённых общественного значения.
То, что мне действительно интересно и к чему постоянно возвращаются мысли, - это причины пассивности советских людей в период перестройки, их какое-то принципиальное неучастие - безучастность - к тому, что с ними вытворяют. Ну действительно, не надо же какого-то особого специального ума, чтобы понять, что приватизация (назовём этот грабеж словом «приватизация») проводится за их счёт в пользу меньшинства. Не надо особого ума, чтобы понять, что если существуют богатые (а это обычно меньшинство), то существуют и бедные (и это обычно большинство). «Богатые» и «бедные» - это оппозиция, в которой одно определяет другое, и одно невозможно без другого. «Рыночная экономика» - это, по определению, мир богатых и бедных. В «богатые» попадут инициаторы перестройки, а в бедные - все остальные. Поэтому все остальные должны были защищаться от рыночников-перестройщиков, биться с ними отчаянно до последней, что называется, капли крови. Кажется, что всё просто. Чего тут не понять? Необходимо знать свои интересы и отстаивать их.
Похожее неразрешимое недоумение возникло у меня чуть ли не в детстве. По телевизору тогда показывали фильм в нескольких частях с Аркадием Райкиным. Фильм назывался «Люди и манекены». Знаменитый артист, лауреат, депутат во весь голос, так что и мне, подростку, почти ребёнку было понятно, называл советский народ болванами. Советскими болванами - так во всеуслышание и неоднократно называл. Просто смаковал и выкрикивал: «Вы болваны!» А если точней, то народный артист СССР, еврей по национальности, Аркадий Райкин на протяжении четырёх вечеров телепоказа со всесоюзного экрана называл русских людей болванами. Просто так называл, из своей артистической прихоти. И ничего ему за это не сделали. Ни-че-го ровным счётом. Писем в газету «Правда» не писали, Брежневу не жаловались, не роптали. Наоборот, смотрели и нахваливали. Смотрели высокохудожественный фильм Аркадия Райкина? Ну как вам? Замечательно, правда? А что там было замечательного? Зарвавшийся сановник от сатиры и юмора глумился над народом за народный счёт.
Я, конечно, как-то пытаюсь свести между собой эту реакцию, точнее, отсутствие адекватной реакции на распоясавшегося Райкина, и, впоследствии, на перестройку. Исключительно для самого себя мне просто интересно понять, когда, как, где и почему гражданское сознание и национальное сознание испарилось.