Где-то прочитала совершенно справедливое замечание о том, что составление списков прочитанного сильно улучшает качество этого самого прочитанного. Со мной такой эффект точно есть: уже согнав в список все за прошлый год, поняла, как много я читаю "ерунды", беллетристики, т.е. - как много в моем чтении от эскапизма в чистом виде. При том, что на чтение катастрофически мало времени сейчас в моей жизни, и это я тоже поняла, глядя на список-2017. Как итог - накачала кучу дивных и давно желанных книг.
За январь, однако, даже с учетом праздников, набежало чуть-чуть. Впрочем, поняла я и другое: очень хороших книг мне не надо слишком много. Одна, две, много три в месяц - больше точно не надо. Они долго живут еще отголосками внутри, и это то, что не стоит заглушать слишком быстро.
За новогодние каникулы проглотила "Call me by your name" by Andre Aciman. Этот фильм и эта книга - совершенно отдельная прекрасная история для меня, хотя она в большей степени про фильм, чем про книгу. Ну то есть, тот редкий случай, когда фильм на первом месте, а книга - только аккомпанемент, оттеняющий и высветляющий его достоинства. Напишу про них, пожалуй, отдельно. про книжку скажу, что она очень откровенная, местами для меня была на грани зоны комфорта и даже слегка за ней; и в ней очень много тянущего, тяжкого груза мучений и боли внутри себя - и в начале истории, и в конце. Она пронзительная и печальная, и светлая, и счастливая, и местами очень красивая - и вот это все самое лучшее из нее перешло и в фильм, даром что они опустили самую лучшую и пронзительную из нее главу, про Рим и синдром Сан Клементо.
В общем, это было хорошее чтение, хотя я ловила себя на том, что, если бы не фильм, сама по себе я эту книгу не выбрала бы себе читать. И это был первый случай, когда английский не означал для меня Очень Медленного Чтения, как было весь прошлый год.
Пока болела, читала Доди Смит "Я захватываю замок". Отложила в стопочку "качественное чтиво для подросших девочек", где-то рядом с "Длинноногим дядюшкой", хотя "Дядюшку" я люблю больше. Но вполне. Понравилась там собака. В кои-то веки веришь, что у героини и правда собака была не для антуража, а на самом деле, по любви. Во всяком случае, всегда, когда псина следует за хозяйкой, последняя, что бы с ней ни происходило, в фоновом режиме не выпускает из виду, что собачке нужно попить, поесть, погулять, что она не может бесконечно топать по жаре и всякое такое. Редкое и жизненное качество для книжных собаковладельцев :)
Конец января - жемчужина. Кадзуо Исигуро "Не отпускай меня". Эмоционально - честно говоря, просто навылет. (Хотя, там много слоев, и кроме чисто эмоционального.) Конечно, на это работает и мастерский контраст между очень отстраненной, очень сдержанной, такой интересной рационально-рефлексивной манерой изложения - и тем, что происходит, раскручивающейся пружиной душевыносящей истории. И вот, я, конечно, понимаю стоящий за этим социальный пафос автора, и поднимаемые этические проблемы, и послание обществу, вот это все, но для меня там все же самым выпуклым и важным был, пожалуй, слой частный. То, как вся эта история, с точки зрения героев, проживающих ее, просто пропитана - нет, даже состоит из - смирения, безысходного принятия всего как есть. И ЗА историей - там, за краем этого мира, на полях страниц, где, наверное, находится автор - вот там, я знаю, есть слой, где кипит разрывающая душу ярость.
Я знаю цену этого смирения, и этой ярости тоже. И именно здесь для меня была "протянутая сквозь страницы рука", как говорил прекрасный Гектор из прекрасных "Историков".
Тут, по ассоциации, вспоминается внезапно лучшее кино моего января - "Короткие интервью с подонками". Неисповедимыми путями попал ко мне этот фильм, и спасибо им за это, сама бы я никогда его не нашла. Но обычно вот именно так, через несколько "дружеских кликов" попадающие ко мне вещи означают для меня что-то особенное (как раньше весь мир был связан "через 6 рукопожатий" - так теперь, сколько переходов по ссылкам нам нужно, чтобы связать себя со всем?).
Очень умная подложка у этого фильма - сборник рассказов Дэвида Фостера Уоллеса (который, не трудно догадаться, тоже отправился в читалку). И получилось умное, неординарное, нервное, нелицеприятное, непростое, насыщенное мыслями и вопросами кино. Несколько монологов, переплетающихся темами и даже репликами, несколько рассказанных коротких историй, нарочито рваный монтаж, говорящие головы, и почти ничего не происходит. И я хожу и думаю о нем которую неделю. Из тех фильмов, что будешь пересматривать по частям, чтобы обдумать каждую мысль отдельно. Как
"Трудная задача" Стоппарда.
Из личных открытий - Доминик Купер просто вынес душу нафиг. Черт, а я ведь думала, он вообще не актер - так, мордашка смазливая, попавший по молодости в типаж (вот он, пример объективации во весь рост - которая, как раз, сквозная тема фильма и нерв его конкретной истории).