Этот город - настоящее и невероятное сокровище Украины. Всего 40 километров по прямой от Одессы (80 по дорогам) и вдруг город, совершенно непохожий на Одессу ни культурой, ни архитектурой, ни историей. С одной стороны такой простой, с другой - Белая крепость над спокойной водой Днестровского лимана. Самая большая из средневековых крепостей Украины. Более того - город этот, меняя названия и население, существует уже верных 2500 лет. Много есть городов куда более старых. Но большинство из них либо лежат в руинах, либо были руинированы на долгий срок и отстроены заново. Белгород же относится к десятке древнейших городов мира, сохранивших непрерывное существование.
Белгород-Днестровский на Википедии Как уже рассказывал в очерке про
Измаил, приморский район между устьем Днестра и Дуная называется Буджак или на забытом русском - Угол. Дальше на северо-запад лежат плодородные равнины Бессарабии, на которой расположена нынешняя Республика Молдова. А тут - степи. Широкие, ровные и все еще едва населенные, как и тысячи лет назад.
Близ местечка Монаши. Прямо как каменный круг. Интересно, не в самом ли деле пытались изобразить что-то похожее на круг мегалитов?
Впрочем, из Одессы в Белгород маршрутки идут по косе, отделяющей Днестровский лиман от Черного моря. Коса сплошь застроена курортными поселком Затока, даже моря не видно. Не видно и степей.
Днестровский лиман
А вот если ехать в Белгород из Измаила, приходится насладиться видами сполна. Порой можно увидеть даже курганы скифских или сарматских времен. В Белгороде рядом с армянской церковью на Кутузова, 1 даже находится перевезенный из степей сарматский склеп.
Еще в городе на берегу лимана есть скифская могила.
В этих степях как-то не задерживалось постоянное население. Готов изгнали гунны, потом были славяне, печенеги, половцы, татары. Именно тут уцелела небольшая народность гагаузов, возможных потомков половцев, печенегов или еще тюркоязычных болгар. Здесь же селились уже в XIX веке болгары и немцы. Но все еще тут пусто, а поселки порой выглядят как перекрестки в нигде.
Центральная власть не шибко помогает с уровнем жизни, зато всегда готова поддержать словом.
Страсть человека к украшательству порой приносит свои плоды. Местами довольно странные.
Так и не удалось понять, откуда и куда ведет этот мост. С одной стороны он упирается в забор, с другой - чистое поле.
Когда столь же пустынны были и степи северного берега Черного моря. В таких местах особое значение приобретали приморские города, концентрирующие в себе торговлю и ремесло края. Для Угла-Буджака в устье Днестра такой город основали греки из Милета около 500 года до нашей эры под именем Тирас.
Раскопки античного города времен греков и римлян в припортовой зоне.
После ослабления Милета, Тирас имел собственных правителей и чеканил свою монету. Римляне эту вольность пресекли и назвали город Альбой (Белый). С тех времен и до наших дней почти все имена города означали именно «Белый город» на разных языках. Что турецкое Аккерман, что молдовское Четатя Альбе, что немецкое Вайсенбург. Только византийцы отличились. Восстановив город после варварских нашествий, назвали его Maurokastron - Черная крепость. Впрочем, тогда дым пожарищ, и тотальное разорение давали основания для таких переименований.
Генуэзский замок - цитадель белгород-днестровской крепости.
При славянах Белгород вроде бы упоминается в составе земель тиверцев и уличей, но археология их присуствия почему-то не подтверждает. Возможно, город стал данником киевских князей, но остался греческим, византийским. Так же, видимо, дело было во времена Золотой Орды, когда генуэзцы выгрызали из дряхлого тела Византии колонию за колонией. Впрочем, в отличие от Судака или Феодосии тут их присутствие не было столь прочным. Мало того, что население, по всей видимости, остается греческим, так еще и оспаривается, что замок построили именно генуэзцы.
Ворота из Гарнизонного двора крепости в Гражданский двор. Внешне вполне себе Европа, но строилось уже не генуэзцами, а Молдовским княжеством.
Впрочем, есть интересный момент - цитадель строится над старым портом и античным городом. К цитадели клином позже пристраивается городская крепость молдавского и турецкого периодов. Выглядит так, как будто действительно генуэзцы были тут чужими - построили над греческим городом замок, чтобы его контролировать, но так и не сделали город своим.
Реконструкторские игрушки. В Белгороде регулярно проводятся исторические фестивали.
Подлинный расцвет города и строительство той самой белой крепости - это времена расцвета Молдовского княжества - XIV-XV века. Несколько господарей укрепляло и строило, строило и укрепляло. Белгород был важнейшим пунктом для них. Отсюда начинался путь вдоль Днестра на Львов, а оттуда в Европу. Большая дорога, большие деньги. Для Молдовского княжества это был один из важнейших городов, и в строительство крепости вкладывались огромные деньги и ресурсы.
И сражались за Белгород молдовские господари как за самый главный город. Трижды били османов. Потом деньги взяли свое и городские старейшины решили договориться. Вынесли городские ключи туркам. Кончили, конечно плохо. Турки - мусульмане. Слово, данное гяурам, ничего не стоит.
Эти стены и рвы долгое время сдерживали натиск турков. Безжалостных и беспощадных.
После падения Белгорода Молдовское княжество принесло вассальную присягу Порте. Но Белгород турки оставили в своих руках. С этого времени теряет значение приднестровская дорога в Европу, теряет деньги и силы Молдова. До тех пор, пока не набирает сил Россия, и не начинает отбивать у турка пядь за пядью в XVIII-XIX веках, Белгород носит имя Аккерман.
Юго-западная стена крепости. По ту сторону, как по средневековым правилам - полоса отчуждения.
Прибрежная, портовая часть крепости, тут находился четвертый двор - Карантинный. Совсем ничего не сохранилось. Зато стены и башни…
Россия, кстати, сама хоть и выигрывала войну за войной у Турции, и Белгород брала трижды, но лишь в 1812-м смогла, наконец, совсем отобрать его у Порты.
А до того в городе кипели межрелигиозные страсти. Мусульмане, греки, армяне. Деньги и политика. Неизбежно дело не могло обходиться без перегибов, погромов и кровавых разборок.
Кутузова, 1. Армянская церковь.
Довольно странное сооружение:
Один из самых известных местных святых - Иоанн Сучавский. Пострадал, как рассказывают, за то, что не отрекся от христианской веры. В память о нем поставили тайную церковь, подземную. Снаружи такой неприметный павильончик…
Ул. Шабская, 116.
Под павильоном - подземная церковь. Маленькая и необычная.
Кроме прочего в церкви - источник Параскевы Пятницы. Экскурсоводы какого только мочала не плетут на счет имени источника. Но мы-то с вами
знаем - торговый город не может обойтись без Параскевы.
В целом город за пределами крепости не кажется особенно впечатляющим. Частный сектор, тенистые улицы, сквозь асфальт пробивается брусчатка.
Местами попадаются симпатичные особняки, увидеть которые можно лишь весной и зимой, когда нет листвы.
Местами обычная, но симпатичная такая застройка конца XIX века.
Хватает и запущенности.
Зато в кварталах между крепостью и Первомайской улицей можно встретить довольно милые детали.
По-своему интересная деталь города: античная часть, давшая городу начало - только камни и фундаменты. Средневековая крепость, старый центр - кольцо стен с пустотой в середине, жилых домов тут не сохранилось. Ближайшие к крепости кварталы - тихие и небогатые улицы, как будто едва живые. Зато когда переходишь к удаленным кварталам, застроенным в наши времена, уже в XX веке, встречаешь жизнь, людей, торговлю. Здесь дома местами поухоженнее…
…местами современнее
Асфальт и тот целее. Как будто действительно попадаешь в этих кварталах в другие времена.
Бессмысланно искать кабаки и магазины в историческом центре. Они все тут.
В торговый день эти улицы превращаются в сплошной базар. Бьются жилы маленького, но живого города.
Все это довольно скромно. Своего потенциала и населения в 60 тысяч не хватает для роскошной архитектуры и едален, туристы приезжают в крепость и уезжают, не задерживаясь. Но приятно видеть, что даже в тени такого гиганта как Одесса, Белгород продолжает жить. Этот старый, древний белый город на берегу лимана продолжает отсчитывать год за годом, оставаясь живым и интересным.