Подспудно кажется, что город который так необычно расположен - на самом краю русской Ойкумены и должен быть необычным. Причем он такой и есть. Мало того, что лежит на трех берегах чудным образом закрученной бухты Золотой рог, которая сама на полуострове меж двух заливов. Так еще и город находится между сопками. Взлетает от берега наверх, снова спускается в долину. При этом оставаясь во многих других смыслах таким же российским городом, как и многие другие. Но крайне живописным.
Владивосток на Википедии Необычность города связана и самим местом, где он стоит. Большая часть российских городов основана в местах, которые русские открыли первыми среди европейцев. Вроде как первые добрались, первые поселились. Здесь получилось иначе.
Вообще в целом опять же русским повезло, что существовавшее тут в средневековье государство
Бохай и его наследники были уничтожены соседями к приходу русских.
После
Нерчинского договора (писал о нем в очерке про
Хабаровск) до
Айгунского и
Пекинского соглашений то есть с 1689 по 1860 годы русским в Приморье было появляться заказано. Равно как и китайцам. А европейцам можно. Вернее, они редко кого когда спрашивали.
Потому, что редкость чуть ли не для всей остальной территории России, первыми тут оказались вообще французы. Предположительно в 1851-м году тут побывали французские китобои. В 1852-м они проводили зимовку в соседнем заливе Посьет.
Потом в 1856-м сюда заходили англичане. Они искали российские корабли во время Крымской войны.
В общем, официально наши появились на этих берегах только в 1859-м. Самолично генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьёв-Амурский, после успешно заключенного Айгунского договора целился на следующие расширения и выбрал бухту Золотой рог как подходящую.
Вот она. Со всех сторон закрыта и достаточно глубоководна.
В 1860-м после Пекинского трактата у наших уже были все карты на руках. Так что на выбранном Муравьевым-Амурским месте 20 июня наши ставят военный пост. Место было выбрано так удачно, что поселение возле поста всего через 20 лет получает статус города.
Восточная (внутренняя) часть бухты. Слева на слонах и у берега выделялись делянки для офицерских домов и экипажа.
Современный город же давно обошел всю бухту кругом и продолжается на противоположном берегу. Для чего и понадобился зрелищный мост через нее.
Поближе к выходу из бухты стоят военные корабли
В числе них и мемориальные. На берегу подводная лодка, а на воде - «Красный вымпел»
Сторожевой корабль. Построен был в 1910-м как яхта, в революцию поднявший красный флаг и освоивший военное дело. Теперь - один из всего лишь пяти музеефицированных дореволюционных кораблей в России.
На берегу недалеко от них - центральная площадь города. Вроде бы именно там был первый большой торг.
Вот и сейчас ярмарки на том же месте.
Борцы революции пламенно смотрят на частных торговцев, против которых они боролись
С другой стороны той же площади краевая администрация.
Так смотрит вроде бы отстраненно, но мы-то знаем, что чиновник в частном капитале заинтересован.
В целом центральная часть города лежит между берегом бухты, сопками Тигровой и Орлиное гнездо. Это делает город крайне живописным и для России необычным - сверху ты можешь оглядеть центр совсем рядом и целиком.
Склон Тигровой слева, склон Орлиного гнезда справа. Внизу - центр.
Там, у подножья Тигровой морской вокзал и железнодорожный в едином комплексе.
Вокзал, кстати в весьма симпатичном стиле:
Все очень логично - закончился Транссиб, пожалста, перегружаемся на суда.
Вот и Ленин прямо напротив вокзала как бы указывает: «вот туда разгружайте!»
Потом суда должны будут пройти вдоль берега бухты мимо маяка на Токаревской кошке - длинном мысу, вдающемся в пролив Босфор Восточный.
В наши дни все больше-то товара (наше сырье не считается) приезжает и перегружается наоборот - с судов на железную дорогу.
Кстати вот наши приняли «защищающие отечественного производителя» меры, подняли пошлины на иномарки. Но голь на выдумки хитра. Азиатские иномарки по-прежнему везут. Чтобы обмануть чиновника, ввозят как «половинки». Эдакие «конструкторы». Например, вот продается «половинка грузовика». Покупаешь вторую, свариваешь и катаешься. Не самая надежная выходит машина после сварки, но работает. Или второй вариант есть, чисто контрабандный - по дубликатам техпаспортов. Толком я не усвоил что это. Но вроде как катается где-то в тайге края пожарная машина. А одновременно ездит по Владивостоку японский джип, у которого техпаспорт - дубликат той пожарной машины.
В итоге «праворуких» машин здесь столь много, что в аэропорту на выезде со стоянки даже есть дополнительный выезд через шлагбаум есть, у которого оплата справа. Такси сплошь праворукие. В Хабаровске, например, машин с левым рулем все-таки больше.
Благодаря отчетливым склонам улицы в городе зачастую имеют вполне ощутимый «верх» и «низ». В связи с чем фразы «вверх по улице» имеет отношение к реальному верху, а не к нумерации домов.
Местами застройка освоила довольно серьезные склоны. Есть и свой фуникулер.
Внизу прямая улица Светланская. В свое время - главная улица города.
По Светланской строились богатые торговцы конца XIX-начала XX века.
Ближе к бухте воде или наоборот, в гору, на местах свободных от дореволюционной застройки, наоборот, совсем другие архитектурные ритмы.
Китайцев, говорят, сейчас все больше и в городе, и на Дальнем востоке вообще. Интересно, что так-то эта картинка всегда была характерна для региона. Прямо с первых лет основания что Хабаровска, что Владивостока, китайцы селились рядом. Занимались торговлей, услугами, контрабандой. Были неприхотливы и дешевы.
Во Владивостоке к революции их жило несколько десятков тысяч. Точно подсчитать их было невозможно, но смелые оценки называют до 40-50 тысяч китайцев при стотысячном населении города. Район их компактного проживания назывался Миллионкой и тянулся вглубь города от нынешней Спортивной гавани вдоль Пекинской улицы (теперь ул. Адмирала Фокина).
Ул. Адмирала Фокина.
Царили там, конечно же антисанитария, преступность, проституция, уклонение от налогов и чтения правительственных газет и прочие неприятности.
Теперь зато чистенько и нарядненько
Культурно опять же. Ведь Питер же культурная столица, верно?
Так и не подумаешь теперь, что до революции поднявшись по этой лестнице а потом деревянными галереями, мостами перекинутыми через улицы и тайными переулками можно было уйти сквозь кварталы от любого полицейского или иного назойливого недоброложелателя.
При советской власти борьба со шпионами, частной торговлей и нелегальщиной всякой привела к неминуемой ликвидации Миллионки. Так что теперь главная улица квартала чистенькая и нарядная.
Хотя и сейчас не без заразы
С 1958 по 1991 год Владивосток и вовсе закрыли. Не только иностранцам, но и жителям СССР чтобы попасть сюда, нужно было получить специальное разрешение.
Теперь разрешения не надо, зато цены на билеты сюда играют роль прежних запретов. Вообще тут все крайне дорого. Прямо очень дорого. Не так, как в Анадыре, допустим, но тем не менее. А зарплаты - вовсе не заоблачные.
Сводить концы с концами в таких условиях непросто. Пенсионеры частенько сдают внаем свои комнаты, квартиры и уезжают жить в Китай, там гораздо дешевле и уровень жизни у них получается выше.
Многие горожане за покупками регулярно катаются в ближние города Китая. Китайские фарцовщики, для которых ограничено количество мест и товара, которые можно перевозить через границу, часто подписывают русских: оплачивают им поездку туда-обратно, платят небольшой гонорар за то, чтобы обратно при пересечении границы на таможне иметь большую норму провоза багажа.
Гулять и отрываться на вырученные деньги многие катаются в ближайший Суйфэньхе. Называют его между собой «Сунька». Там такой совсем быдло-отдых. Все дешево и все можно.
Не смотря на успешное развитие в качестве торгового порта, Владивосток всегда был и оставался городом с сильной военной составляющей. С конца XIX века и до революции округа города, мысы, склоны гор и острова превращались в огромную и сложную Владивостокскую крепость. Это пропасть фортов, батарей, коммуникаций и прочих устроений. Крепость постоянно совершенствовалась, так, например, в ней был учтен печальный опыт печальной Русско-японской войны. Сейчас большая часть сооружений не используется. Часть музеефицирована, еще большая часть доступна для «дикого» осмотра. В самом Владивостоке военно-морская база. Стоят корабли, квартируют офицеры.
Подводная лодка-музей.
Во время командировки столкнулся с неожиданным следствием «военности» города. Местные заявляют, что город отличается более строгим стандартом морали. Особенно в отношении девушек. Офицерские порядки и все такое. Один из наших участников со всей непосредственностью командировочного подкатил к сотруднице из местных. Сообщил ей, что будет очень даже рад, если она заглянет вечером к нему в номер. Она подняла скандал. Ничего не говоря ему, пошла сразу к начальнице. Та ко мне, как к организатору. Ах, говорит, разберитесь, пожалуйста, что это такое творится! Ваш участник сделал моей сотруднице… непристойное предложение!!!
А с другой стороны, можно провести в городе не один год, ходить только по кабакам и клубам и сталкиваться всю дорогу только с моралью "портового" характера. Это когда моряк сходит на берег "на стакан" и у него кругом только гульба и распущенность всякая.
Владивосток в этом смысле многогранен. И то, и другое его лицо будет верно.
Казалось бы, кухня Владивостока должна быть исключительно морской. Однако по нашим законам и пошлинам рыбакам гораздо выгоднее сдавать улов в иностранных портах. Так что стоящий на море Владивосток, имеющий рыболовецкую округу покупает в Японии морепродукты, выловленные его же рыбаками.
В итоге морская кухня дорогая. Практически как в Москве. По ресторанам и кабакам все то же, что и у нас. Может быть разве что с некоторым перекосом в сторону азиатской кухни. Но это может быть и субъективным ощущением.
Ресторанчик кавказской кухни. Почти обязательный в остальных российских городах и не совсем ожидаемый во Владивостоке.
Морепродукты тут в богатом выборе на рынках. Там они чуть ли не контрабандные. Или во всяком случае выловленные рыбаками и продающиеся без всяких пошлин. Зато выбор огромный. И свежего и сушеного. Рыба всякая, осминог и кальмар щупальцами и тушками. Краб сушеный, вяленный, острый и не постный. Чего только нет. Но опять же - не благодаря закону, а вопреки ему.
Триумфальная арка. Установлена в 1891-м в честь проезда через город будущего Николая II, а тогда наследника престола. Итогом его путешествия стал целый ряд арок в городах по пути его следования. Ради чиновной особы город наряжают и застраивают. Ничего не изменилось.
Кстати, арка была разрушена при Советах. Нынешняя версия - новодел 2003 года.
Того же знаменитого краба можно поесть в ресторанах за бешенные деньги. Или попасть в полуподпольную харчевню, где будет тоже дорого но не слишком. И будет столь же непредсказуемый результат. Наши участники в маршрутке получили наводку на такую харчевню. Шли с предвкушением, рассказывали с омерзением.
Акватория бухты славится своим крайне высоким уровнем загрязнения.
Зато вокруг, на островах и в бухтах есть пропасть мест для купания и ныряния. Природа вообще тут крайне разнообразна и замечательно красива. Сопки, леса, скалы, пляжи или обрывистые берега. Места для дайвинга или горных лыж. В сторону Кореи не так далеко от Владивостока есть несколько курортов, как дорогих и перенаселенных, так и полудиких.
Лето здесь приходится на август-сентябрь. В июне холодно. В июле мокро. Даже в этом город отличается от остальной страны. Россия где-то там, очень далеко. Здесь же это свой мир. Такой вроде бы родной и знакомый. В то же время такой свой-собственный.
При этом интересный и историей своей, и природными красотами. Есть куда скататься отдохнуть, на что посмотреть. Чем восхититься.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/12/34437343.e2/0_9c07d_2a1c8435_XXL.jpg)
(по клику откроется в большем размере)
Что еще можно почитать