Современные архитекторы любят изощряться с формой и материалами, современные заказчики - с масштабом и стоимостью. Аэропорты - одна из точек где эти страсти сходятся и сейчас полно подборок в стиле «самые всякие аэропорты мира».
В том числе и невероятный японский аэропорт
Кансай, выстроенный на острове в Осакском заливе, и самый большой в мире (пока!) третий терминал
аэропорта Дубай и самый большой по площади (опять пока)
аэропорт Король Фахд.
В общем, подборок с этим делом полным полно.
В переносном смысле аэропорт уже перекресток и очень оживленный. Мне же показались особенно занятными аэропорты, в которых взлетно-посадочная полоса в буквальном смысле образует тот самый перекресток. Несколькими такими занятностями и хочу поделиться.
Для начала несколько необычных перекрестков все-таки в слегка переносном смысле. Но уж больно занятные это примеры.
Для начала впечатляющий пример инженерных возможностей -
аэропорт Мадейра.
Фото из Википедии. Автор
Richard Bartz Земли на островах привычно мало, глубины у берегов этих вулканических островов не позволяли просто подсыпать земли или соорудить отдельный остров, как японцы. Поэтому, когда возникла необходимость расширить взлетно-посадочную полосу (ВПП), было решено ее буквально подвесить на сваях над берегом и морем:
Фото из Википедии. Автор
Jarle Vines Один из самых захватывающих -
аэропорт имени Тэнцинга и Хиллари (ранее Лукла) в Непале. Здесь взлетно-посадочная полоса буквально пересекается с пропастью, глубиной в 700 метров.
Фото из Википедии. Автор
Jeremy Broomfield Находится он на высоте 2860 м над уровнем моря, и сама его полоса расположена под наклоном в 12°. Иные авторы статей даже заявляют, что поскольку длины полосы не хватает для взлета, то самолеты сначала падают вниз, и лишь во время этого планирования достигают скорости необходимой для набора высоты. Что-то сомневаюсь, что это действительно так.
Фото из Википедии. Автор
Reinhard Kraasch И все-таки к теме перекрестков.
Сейчас привычный современный аэропорт это одна-две полосы, чаще всего параллельные друг другу.
Однако еще совсем недавно, в первой половине XX века боковой ветер был крайне критичен для взлета-посадки. Порой для тогдашних самолетов, особенно небольших и легких, ветер мог сделать посадку невозможной.
Чтобы ветер не мешал, делали сразу несколько ВПП, хотя бы под прямым углом, а то и под разными углами. У Ричарда Баха встречал упоминание, что американский аэропорт им. Кеннеди в свое время имел целый веер таких полос. Впрочем, могу и ошибиться с тем, какой именно комплекс он приводил в пример.
Современные самолеты стали гораздо тяжелее, но все равно некоторые продвинутые аэропорты имеют хотя бы несколько полос, хотя бы под прямым углом. ВПП в таких случаях образую настоящие перекрестки и диспетчерская служба в прямом смысле слова занимается еще и регулировкой движения.
Аэропорт г. Далласа Форт-Уэрт. Фотка снова с Википедии и вообще халявная.
Аэропорт
Денвера. ВПП расположены в форме свастики, что кормит любителей теорий заговора и мистикификаций. Фото из Википедии и снова совершенно халявное.
Ну и к этим трем надо добавить аэропорт
О’Хара Чикаго, второго (вместе с Далласом) претендента на звание аэропорта с самым большим числом ВПП в мире:
Тут прямо можно на самолетиках как на машинках друг за другом по развязкам кататься. И спасибо Википедии за халявную фотку!
Иной раз ВПП проходит над автодорогой. Один из самых цитируемых аэропортов такого рода - парижский им. Шарль-де-Голля.