Тольятти всем известен как город, построенный с нуля буквально в чистом поле для весьма четкой задачи - обслуживания Автоваза. Однако мало кто знает, что на самом деле этому городу больше 250 лет. И, что самое интересное, он и тогда был основан для решения весьма конкретной задачи.
В далеком 1737-м году сподвижник Петра, государственный деятель, позже известный как историк, Василий Никитич Татищев ставит здесь, на берегу Волги, крепость. Эта крепость должна была превратиться в новый город крещеных калмыков. Был такой проект императрицы Анны Иоанновны. Пожаловала кусок волжских степей калмыцкой княгине Анне Тайшиной и предписала переселиться со своими людьми сюда. Планировалось, что крещеные калмыки займутся земледелием, обиходятся, а потом, глядишь, и остальные их соплеменники поймут как здорово быть крещеным землепашцем и кинутся массово креститься и пахать. Крещеных калмыков на Волгу переселили, новый город для них назвали Ставрополем-на-Волге («Ставрополь» значит «Город святого креста»). Однако к оседлому образу жизни калмыки так и не перешли. Как и раньше они полгода стояли с юртами у стен крепости, а потом снимались и целыми родами уходили на кочевья.
Василий Никитич. Стоит над одним из своих городов. Смотрит.
Так что в 1842-м пришлось государственным властям расписаться в очередной раз в неспособности внятно договориться с собственным народом и по указу Николая Первого калмыков отселили в Оренбургские степи. Дескать, там им будет лучше. Ставрополь обрусел и стал обычным провинциальным городком на Волге. Больше купеческим, потом самую малость мануфактурным. Людей здесь насчитывали 5-7 тысяч в разные времена.
После революции город сильно пострадал от поволжского голода и с трудом восстановился. Новый виток его жизни начался в 1953-55 со строительством Волжской ГЭС. Именно тут располагалась база строителей. Однако вместе со всей огромной приволжской долиной город должен был остаться под водой. Так что выше старого Ставрополя построили в чистом поле, вернее в сосновом бору, поселок для строителей и работников ГЭС и шлюзов (нынешние районы Комсомольский и Шлюзовой).
Старый город был затоплен целиком. Говорят, только больница уцелела, поскольку находилась над городом. Однако мне ее увидеть не удалось. Утверждается, что основная часть старого Ставрополя лежит под тем местом, где сейчас установлен памятник Татищеву.
Вот оно, это тихое и очень покойное место. На пол-дороге между Портпоселком и Автозаводским районом, возле кафе «Гжель».
Теперь тут волжская ширь, горы на горизонте и оборудованной «любимое место отдыха горожан». Вот и забавная милицейская будка подтверждает степень любимости.
Интересно, сколько сотрудников, бдительно берегущих наш покой, помещается в эту шкатулку?
После постройки ГЭС тут же на пустом месте принялись строить один за другим заводы, требующие большого количества электроэнергии. В том числе огромный «Синтез-каучук». Именно этот завод породил современный Тольятти. Именно для него и его соседей построили город. Выбрали место прямо среди береговых лесов, поближе к Ставрополю и по линеечке расчертили новые кварталы.
На самом деле по линейке расчерчены большинство наших городов. Екатерина Великая испортила горы дорогой бумаги, уничтожая историческую застройку наших старых городов. Однако генеральные планы были воплощены лишь частично, ведь реальная местность сильно отличалась от гладкого стола императрицы. Тольятти же интересен тем, что генплан был выдержан от и до.
ДК «Тольятти-каучук» на главной площади Центрального района. Чему же еще занимать почетное место, как не дому культуры градообразующего завода.
С 1955 по 1965-й здесь было построено 5 крупнейших машиностроительных и химических предприятий.
Собственно, это был новый город, построенный на новом месте и заселенный новыми людьми. Так что вполне правомерно в 1964-м город переименовали. Правда, в качестве крестного отца выбрали почему-то итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти.
Так возник Центральный район. Он почти весь был построен в эти самые 55-65-е годы XX века. И сохранил многое от того времени. Саму структуру организации жилого пространства, когда магазины и предприятия сферы обслуживания занимают первые этажи жилых домов, а заводские территории вынесены в длинную промзону лучом уходящую в сторону от города вдоль улицы Новозаводской.
Это, например, самый центр, центральная улица города - Ленина.
Новые времена хорошо освоили эти площади…
(ул. Карла Маркса)
…но радикально ничего не изменили.
Город остался все тем же. В отличие от Автоваза, остальные заводы не благополучны совершенно и вместе с ними Центральный район, хотя и густонаселен, производит впечатление довольно депрессивного города.
Как будто все никак не может найти в новом мире себе места и нормального занятия, которое позволило бы наконец встать на ноги и принарядиться. Пока же остается только сил поддерживать в относительном порядке широкие площади…
…пока дворы зарастают тишиной
и тополиный пух заваливает лавочки, для которых не находится ни старушек, ни влюбленных.
Хотя на активную жизнь сил все-таки хватает. Именно в Тольятти построен современный автодром для соревнований по спидвею. Да и на главной площади вокруг сквера с памятником Ленину и скорбящим ангелом жизнь кипит…
…и даже идет торговля чурчхелой.
А с другой стороны этой площади на улице Гагарина напротив гостиницы «Волга» располагается весьма забавный цветочный ряд.
Он огромен и сопоставим даже с цветочным базаром в Москве близ Киевского вокзала. Вполне вероятно, что это единственное место в Центральном районе, где можно купить цветы. Зато в любое время - ночью цветочники сообща назначают ночных дежурных, которые то сидят с термосом в одной палатке, а то бродят вдоль пустого темного ряда с выставленными корзинами цветов, среди одуряющего густого летом запаха.
Может быть всему виной будние дни, в которые я наблюдал жизнь этого рынка, но мне показалось, что покупателей у торговцев не очень много. Гораздо меньше, чем самих торговцев.
А еще я здесь видел весьма забавный и необычный светофор:
Из занятного надо еще упомянуть пиво. Правда, надо иметь ввиду, что тольяттинская пивная традиция неразрывна с самарской и это совсем другая история, которую я расскажу в очерке про Самару. Тут же штука в том, что в обоих этих городах прорва небольших пивоварен, которые частенько варят пиво под конкретный кабачок, как, например, пивная возле той же гостиницы «Волга», или для таких вот пунктов:
И зачастую это пиво весьма неплохое. Рекомендую смело пробовать местное разливное.
Постройкой Центрального района Тольятти не закончился. В 1966-м наши частично выкупили у Фиата технологию, частично позаимствовали и построили Автоваз. Его строили на отдельной от города площадке, вновь на практически пустом месте. А для обслуживания завода-гиганта выстроили новый Автозаводский район.
На самом деле Тольятти это очень большой город, его население превышает 700 тысяч. По населению он больше того же Ярославля и превышает большинство российских областных центров. Однако эти 700 тысяч поделены между районами, отделенными друг от друга большими лесными массивами.
Благодаря этому с одной стороны для промышленного центра тут удивительно чистый воздух и не возникает давящего ощущения промзоны, а с другой районы с населением 200-300 тысяч связаны всего двумя дорогами - Южным шоссе и узкой просекой через лесопарк. По Южному шоссе объезжать долго, а через просеку ехать рискованно - при ее загрузке если вдруг что-то происходит, все встает намертво и пробку уже никак не объехать. Поездка из района в район в итоге может растянуться километров на 10-15 (это расстояние в Москве из спальных районов до центра) и затянуться на час. На машине такое путешествие несоизмеримо удобнее, нежели на автобусе. Так что горожане по возможности избегают поездок в другие районы и в итоге Центральный и Автозаводский районы можно считать де факто разными, хотя и тесно связанными городами.
Автозаводский и внешне сильно отличается. Он имеет не лучевую а прямоугольную планировку и застроен более привычными современными домами. В Автозаводском районе местные чаще пользуются не названиями улиц, а номерами кварталов. Номера выдавались в порядке застройки, так что по ним можно запросто представить как город рос и развивался.
Вот, например, улица Льва Яшина Автозаводского района и заодно памятник верности. Хозяев пса после автокатастрофы увезла скорая, и в больнице они умерли. А он 7 лет ждал их на месте аварии до самой смерти.
В Автозаводском районе больше торговых центров и служебных зданий между жилыми многоэтажками и благодаря этому большая часть офисов находится именно тут. Тут же находится и большая часть достопримечательностей: Спасо-Преображенский собор (новодел), бирюзовая высотка заводоуправления Автоваза с вращающимся логотипом на крыше…
Фотку скрал отсюда: (
http://blogs.gde.ru/uploads/v/vitali/1085.jpg). Автора установить не удалось
…огромный технический музей Автоваза (говорят, что тут можно увидеть всю череду технического прогресса от тракторов и швейных машинок до боевой техники и баллистических ракет, правда ходят слухи, что надо заранее записываться на экскурсию), серия скульптур «Транспорт» на улице Революции (металлические памятники, заросшие за много лет травой и кустами, что придало им совершенно иной смысл, нежели тот, что предполагали скульпторы).
В общем, Автозаводский район производит радикально другое впечатление, тут ощущения депрессивности нет и в помине. Тем более он продолжает строиться, застраиваются новые кварталы, открываются торговые центры. Однако, что интересно, инфраструктурно город очень тесно связан с близкой Самарой (до нее - 88 км и даже аэропорт у них общий, он едва ли не ближе к Тольятти). Большая часть оптовых компаний находится именно в Самаре, сюда едет основное количество розничников закупаться. И сами горожане могут запросто съездить туда за покупками.
В итоге весь город производит очень странное впечатление. С одной стороны он очень большой, а с другой этого не чувствуется. Советская спальная застройка, вдобавок, размывает центр. Толком и не поймешь где он. Если у Центрального района им кажется забитые машинами улицы вокруг Центральной площади и парка, то у Автозаводского района им кажется заводоуправление Автоваза.
Это вполне самостоятельный и довольно много зарабатывающий город, но эти деньги как будто не размываются в нем сферой обслуживания по всему городу, а так и остаются близ Автоваза.
Так что по-своему, очень интересный этот город и, во всяком случае, весьма необычный.