Челябинск, с одной стороны, вроде бы город из тех, что на слуху. Индустриальный гигант, транспортный узел. Однако ничего более подробного о нем и не вспомнят. Недалекий отсюда Екатеринбург так прочно вжился в роль «столицы Урала», что тенью своего честолюбия начисто заслоняет Челябинск. Самое интересное не только то, что Челябинск интересен не менее Екатеринбурга. Эти два города не только сейчас идут вровень, но и возникли как дети одной эпохи.
Впрочем, зарождение этих городов принципиально друг от друга отличалось, хотя и было следствием одного явления. Переиначивая на современный лад, эти города появились вследствие реализации государственной целевой программы по освоению малообжитых, но чрезвычайно богатых ресурсами уральских территорий.
Екатеринбург появился как завод на Исети. Тогда тут все кипело и бурлило. Казенные и демидовские заводы появлялись один за другим. Выписывались специалисты из-за границы, тысячами сгонялись русские мастера. Здесь отливались пушки и ружья петровских побед. Однако при этом эти места не были еще окончательно замирены. Вроде бы давно уже продвинулись наши казаки и стрельцы к Тихому океану. Линии крепостей прикрывали переселенцев в Сибири от Ногайской орды и Джунгарского ханства. Однако именно тут между Яиком и Обью был зазор в обороне. Через оренбургские степи кочевники неоднократно нападали на заводы и ничего хорошего в этом, естественно, никто не видел. Особенно знаменитый генерал-губернатор Сибирского края и начальник всех казенных заводов Татищев.
Именно для того, чтобы защитить и уберечь свое детище, которое он таким трудом пестовал, Татищев решает к тридцатым годам XVIII века построить Миасскую линию крепостей. Кроме Челябинской в линию входили Миасская, Чебаркульская, Уйская, Чумлякская и Шумихинская. И упиралась эта линия в Шадринскую крепость. Собственно, из этой линии не только Челябинск вырос, но и Чебаркуль, Чумляк, Шумиха. Разве только на месте Миасской крепости теперь не город Миасс, а село Миасское. Крепости строились на расстоянии не больше 50 км друг от друга, чтобы можно было спешно получить подкрепления. Казаки в ту пору были легки на подъем и ответом на «беспредел» кочевников не задерживались.
нынешняя река Миасс - уже не тот широкий и полноводный поток, и берег его уже не тот крутой яр, на котором ставились опорные пункты крепостей. Раньше сюда подходил Селябский (или Челябской) бор. Теперь это Городской бор. Красивейшее место с озерами и карьерами. По завету основателей его старательно берегут, и он мощным клином вдоль реки доходит до самого центра города. В нем на улице Коммуны начинается Детская железная дорога, которую обещают в мае запустить после реконструкции, сделав уникальными каждую станцию. Здесь же зоопарк с редкими амурскими тиграми и дальневосточными леопардами. И не менее редкой штукой - «контактным зоопарком», где детям разрешают играть со звериными малышами.
Окрестности города вообще богаты на красивые места. Совсем рядом несколько озер, больших и чистых. Даже в самом Миассе, хоть он и подмелел, все еще водится рыба.
Екатеринбург, как завод, основывали несколько тысяч человек, тобольские солдаты, казенные крестьяне, приписанные к будущему заводу. Челябинск же срубили в 1736-м солдаты полковника Тевкелева по типовому проекту. Это был почти правильный квадрат с двумя воротами. Внутри места было немного - в основном для размещения гарнизонов, провиантских амбаров, командирского дома и порохового погреба. Больше ничего не предполагалось. Да и зачем? Челябинская крепость не предполагалась главной в линии, как и исетский завод не задумывался как центр провинции. Хотя к той поре Екатеринбург уже окреп и встал на ноги. Годом раньше там даже учредили монетный двор.
Улица Труда. Самая старая улица города, возникла из дороги, которая вела берегом Миасса вдоль крепости. Где-то в этих местах, между Красной улицей и Кирова и была старая крепость.
Раньше, впрочем, полагалось, что осевой линией крепости была Кирова (прежде Уфимская). Однако в 1996-м обнаружили, что на территории оперного театра располагалось кладбище первопоселенцев. А внутри крепости, как понятно, кладбище быть не могло. Более того, одна ширина заградительных сооружений крепости, рогаток, рва и надолбов достигала 50-ти метров. Соответственно, нынешняя Кирова получается одной границей города, а Труда другой.
Это вот он есть, театр Оперы и Балета. А напротив него на берегу Миасса филармония в том же стиле:
Филармония, что интересно, перестроена в 1920-х и 40-х из двух дореволюционных домов, от которых остались только фундаменты и некоторые фрагменты стен.
Сквер Ярославского перед театром, получается, имеет непосредственное отношение к первому кладбищу.
Не то чтобы на это никто не обращает. Просто для этого города обычно местам менять свое назначение.
Алое поле, например. Раньше там проводились ярмарки. В 1905-м году тут же разогнали демонстрацию протестующих рабочих и поле стали называть Алым. А потом тут организовали детский парк. Выстроили внушительный Дворец пионеров. Тут же в отдельном павильоне зал камерной и органной музыки. В перестройку тут активно проводили демонстрации и митинги, а сейчас это место сбора молодежи, в том числе и неформальной.
Эта смена ролей немудрена для Челябинска, который вынужден все время меняться, осваивать новое. Более того, в случае Челябинска, кажется, что не он этого нового ищет, а оно само его находит. В силу, скажем, исторической предопределенности. Если поглядеть повнимательнее, Татищев вообще очень многое сделал в нужное время и в нужном месте. Из основанного им завода вырос крупнейший центр Урала. Из крепости, грамотно поставленной в нужном месте, вырос Челябинск.
Вырос так быстро, что от старой крепости не осталось никаких следов. Эта вот мечеть, например, может стоять ровно на месте этой самой крепости. Или южных ее ворот.
Миасская линия довольно быстро и весьма доступно обосновала, что новые хозяева разбой чинить не позволят и обстановка стала гораздо спокойнее. Один за другим под прикрытием линии основывались новые заводы. Златоуст, Касли, Кыштым, Катав-Ивановск, Сатка, Юрюзань и другие. Вокруг Челябинска хватало пустых земель, не тронутых крепостничеством, а теперь под защитой миасской линии еще и безопасных. Так что вокруг крепости быстро выросли слободы занимающиеся обслуживанием самой крепости и окружающих заводов. Особенно после того как в 1743-м Челябинск стал центром Исетской провинции. Тем более что сюда приходила сухопутная караванная дорога из Средней Азии. Продавали изделия из железа, производимые на окрестных заводах. Покупали шелк, хлопок и пряности. Весной и осенью на Саде-острове (напротив Миасской улицы) проводились ярмарки, после которых южные товары отправляли уфимским трактом до Уфы и оттуда весной водным путем в центральные регионы.
В общем, уже через двадцать лет в 1751-55-м старая крепость оказалась внутри довольно большого поселения. Ее снесли до основания, и тогда-то вырисовалась планировка, дошедшая до нас. Уфимская/Кирова, Исетская/Карла Маркса, Оренбургская/Большая/Цвиллинга, на которой стоял главный собор города - Крестовоздвиженский.
Администрация области на улице Цвиллинга. Вроде бы ничего не осталось от того старого города.
Что и немудрено - большая часть домов была деревянной. Редко-редко среди них попадались каменные. Теперь на месте деревянных домов построили новые, а богатые некогда каменные хоромы выглядят странными вставками.
Большая часть города находилась на зареченской стороне. Ее центром была Троицкая церковь, а кругом нее застроенные деревянными домами улицы. Теперь от них тоже ничего не осталось. На их месте - застроенные современными домами кварталы, среди которых странным новоделом кажется старинная на самом-то деле церковь.
Это ее зеленые купола на том берегу реки. А рядом и новые дома, и цирк, и новый рынок.
Впрочем, сколь бы значительным ни казалось развитие города, он оставался крайне небольшим. Даже после того как после кампании 1812-14 годов в награду за огромную роль в победе над Наполеоном казакам подарили огромное количество земель вокруг Челябинска и город стал центром довольно обширной сельскохозяйственной округи.
Сам Сад-остров, где проводились ярмарки - невелик, размером все с тот же сквер перед оперным театром. Или вот еще один показатель размера и инфраструктурной устроенности города - торговые ряды. Гостиного двора тут не было. Только в начале Кирова можно увидеть небольшое крыло торговых рядов.
Это, кстати, на углу Кирова и Труда. То есть на месте этих рядов мог находиться угол оборонительных сооружений. Стела с часами это «нулевая отметка». Место, с которого начинается разметка города.
А сейчас это место, с которого начинается пешеходная часть улицы Кирова. Судя по количеству домов, прежде это была самая богатая часть города.
Тут находились и отделение банка, и самые знатные магазины:
Это бывший магазин колониальных товаров Ахунова.
А это дом Мельцера, принадлежавший торгово-промышленному банку, в котором в разное время находились магазины готового платья, меха, фотоаппаратов, а потом кинотеатр «Синематограф».
Это один из самых «продвинутых» магазинов своего времени - дом Валеева. Утверждается, что он даже имел свой генератор и мог похвастать электрическим освещением.
Вообще улица Кирова весьма приятное место. Причем интересно, что по планировке города она действительно центральная. Ведет от главной площади Революции к мосту через реку. Даже нулевой километр тоже на этой улице (это отдельная стела, а не та, которая «нулевая отметка»). То есть, с точки зрения упрощения чиновничьей жизни ее не стоило бы делать пешеходной, вызывая потенциальные проблемы с уличным движением. Однако отважились.
С другой стороны, тут и сувенирные лотки и, как и положено на пешеходных туристических улицах, магазины и некоторые развлечения…
…но я не почувствовал тут навязчивости, характерной для таких улиц. Обычно мне на них не уютно. А тут - очень мило. Опять-таки приятно было поглядеть на скульптуры.
Левша.
А еще тут знатный пожарный стоит и карета, и не только они.
Можно, конечно, сказать, что увольнительная моя пришлась на дневной час и потому большая часть улочек пустовала. Однако, на других аналогичных улицах я тоже бывал именно в дневные часы. В общем, мне эта улица показалась весьма приятным местом.
Впрочем, эта улица своим расцветом больше обязана 1885-му году, когда через Челябинск прошла железная дорога. Сначала от Самары до Омска, а потом на Дальний восток. В это время город начал богатеть и расширяться. Ну а в 30-е годы с индустриализацией он начал превращаться в город-завод и быстро догонять в этом отношении Екатеринбург. Во время Великой Отечественной этот процесс резко ускорился с переводом сюда эвакуированных заводов. Тут, на Челябинском Тракторном заводе (ЧТЗ) делали Т-34 и «Катюши». Танки тракторный завод выпускает до сих пор. Кстати, забавно - отбойники на развязках у мостов через Миасс сделаны такие основательные, как будто предполагалось, что по улицам будут ездить танки или БТРы.
Собственно именно в это время Челябинск очень быстро оказался в числе крупнейших городов страны и приобрел черты сходства с Екатеринбургом. Точно так же он состоит из относительно небольшого центра, к которому клиньями сходятся промзоны и спальные районы вдоль них. Так же в центр и через центр ведет относительно небольшое количество магистралей, которые в трудный час забиваются транспортом. Так же в центре немало зданий конструктивистских и сталинских.
Только мне показалось, что Челябинск спланирован как-то удачнее. Стесненности меньше, простора больше. Хотя машин такое же засилье.
Причем челябинцы в вождении неторопливы. Часто можно увидеть, как двое упрутся на перекрестке друг против друга и ждут чего-то. Вокруг уже пробка соберется, а они все размышляют, как бы им половчее сделать левый поворот.
Штука, может быть, в том, что старый центр города был очень небольшим, и большая часть его была неблагоустроенными деревянными районами. Так что город планировали сразу с учетом его новых больших размеров и основные здания разносили довольно далеко друг от друга, а не теснили на пятачке нескольких кварталов.
Интересно, еще, что тут большей частью площади не открытые пространства, как в Екатеринбурге, а довольно большие скверы, едва ли не парки, как, например, площадь Революции, переходящая за драмтеатром в парк Пушкина.
Академический театр драмы.
Тут надо заметить, что эти замечательно предусмотренные зеленые насаждения не все находятся в задуманном порядке. Часто можно заметить места, придуманные как «любимое место отдыха горожан», но пребывающими в состоянии запущенного и заросшего уголка, где вечером в двух шагах от центра никто не услышит и не заметит.
Как этот вот сквер напротив Дворца спорта и рынка под его стенами.
Может быть, все это вместе создает ощущение, что Челябинск и челябинцы мягче екатеринбуржцев и спокойнее. Может быть, мне так исключительно везло, но показалось, что челябинцы проще и более открыты к контактам.
Сложилось еще впечатление, что новые здания строятся не в пику чему-либо, или из желания доказать, что можем не хуже. А просто потому, что построить было надо и раз уж строить новое, то и построить по-новому. Таковы и небоскребы в центре города, и крайне современный ледовый дворец «Уральская молния» (открытый, кстати, для обычного катания, когда нет тренировок)
…и новое здание краеведческого музея.
Некоторые, правда, инициативы городских благоустроителей выглядят странно. Как, например, композиция «Сфера любви» в сквере на пересечении улиц Красной и Воровского за комплексом «КиноМакс Урал»:
Однако и она по-своему вписывается в общегородскую картину. Молодоженам, например, крайне нужны такие объекты. А то и парадную фотографию сделать будет негде, и не о чем вспомнить, когда других тем для разговора уже не останется.
Развлекательные места тоже разбросаны вокруг центра и большей частью находятся среди новых кварталов. Так, например, торгово-развлекательный центр Мегаполис, где и здоровенный пивной ресторан, и боулинг, и каток даже. Или ресторан «Уральские пельмени» на Ленина, в одном комплексе с которыми и боулинг и сауны. Меня, правда, несколько удивило, когда в «Уральские пельмени», на вывеске которых значилось гордое «народный ресторан», дверь открыл предупредительный лакей. Странно было. Но сам ресторан оказался довольно простым и понятным. Правда, лишний раз пришлось убедиться, что пельмени ресторанные и сравнивать нечего с домашними. В общем-то, мне, наверное, больше всего в Челябинске понравилось это вот сочетание заявленной пафосности и простоты.
По всему городу можно увидеть решетки, ограды тротуаров, скамейки, фонари и даже урны, сделанные из ажурного каслинского литья. Это красиво. Воссозданный чугунный павильон, принесший славу каслинскому художественному литью, находится в екатеринбургском музее литья. Жалко, конечно, что исчезла уже демидовская марка железа «русский соболь», которое прослужило 200 лет на кровле английского парламента, которое использовалось в знаменитых машинках «Зингер» и вообще очень ценилось в Европе. Зато каслинское литье живо и именно в Челябинске, близком соседе города Касли, эту ажурную и тонкую красоту можно увидеть просто на улицах.
Еще запомнился район между улицами Герцена и Чайковского. Кругом современные панельные многоэтажки, рядом улица Братьев Кашириных с не менее современным супермаркетами, а в этих кварталах - частная застройка. С палисадами, печами и сеткой узких улиц, по которым накатаны глубокие колеи. Удивительное место. Смотрится странным заповедником, хотя ты очень остро понимаешь, что тут живут люди и живут не в шутку.
Хотя вот в начале Парковой улицы на углу этого района стоят несколько домов друг перед другом. Их хозяева давно уже соревнуются, кто построит свой дом выше и роскошнее.
Так и в остальных районах города можно найти неожиданные сочетания и линии.
Челябинск большой индустриальный город. Немногим меньше Екатеринбурга. Такой отличный изначально, но сейчас похожий на него даже планировкой он, тем не менее, сильно отличается от него внутри. Он производит впечатление города меньше, но оттого уютнее. Такого же индустриального и современного, но более человечного.
через три года, снова в октябре, повезло вновь оказаться в городе. На этот раз добрался до университета, который очень даже в стиле, побывать в зоопарке, поглядеть на разноцветную и красивую осень и попробовать уникальную челябинскую сосиску в тесте.
дополнение читать тут