Осенняя поездка по Украине. Полная иллюстрированная версия. часть 3

Jan 11, 2007 22:16



4 сентября.

Сегодня я видел море. Да и оно плескалось у моих ног и чайки летали над мокрым песком и волнами прибоя.
А еще утром был поезд и чай за гривну в пластиковом подстаканнике. Сойдя с поезда и не дойдя даже до вокзала встретил торговцев комнатами и решил узнать сколько это будет стоить. В итоге вместо предполагаемой гостиницы я вписался в комнату. Риэлтерами были матерые профессионалы, одесская тетенька и ее муж, одесский дяденька. Этот самый дяденька поволок меня показывать квартиру, а по пути затащил на вокзал, все-таки мне предстояло узнать, каким поездом меня повезут в Золотоношу. По плану поезд должен быть дневным и приходить в Золотоношу вечером. Поезда такого не было. Зато было трансагентство, которое занимало роскошное помещение некогда роскошного вокзального ресторана, роскошного по обстановке, но приемлемого по цене. Большое, с галереей и чудовищной люстрой. Первый раз вижу когда в постсоветские времена на месте прежнего ресторана возникает нечто другое. Обычно все как-то наоборот, закрывается какая-нибудь комната матери и ребенка и открывается пиццерия.



Пушкинская улица
На ней-то я и жил

Все это я узнал благодаря и посредством того самого риэлтера, везшего меня показывать комнату. Будучи сломлен его напором и известием об отсутствии дневного поезда я пошел смотреть на предлагаемый вариант. «В самом центре города, до моря два шага, со всеми удобствами и горячей водой круглосуточно, хозяева - замечательные люди, у них жили музыканты!». Комната действительно была в центре, то есть до моря можно было добраться за двадцать минут, горячая вода была из газовой колонки с которой мог справиться только хозяин, хозяев звали исключительно Назарна и Анатольич, хотя они правда были непьющие. Риэлтер трещал без умолку все время пока мы ехали на троллейбусе все четыре квартала. Он рассказал как вышел на пенсию и пошел помогать супруге, уже давно поджидающей туристов на утренних поездах. Это очень удобно: все поезда приходят в Одессу с утра до полудня, а потом весь день свободен. Рассказал, что из-за закрытия транзита через Приднестровье, поезда из Одессы в Кишинев не ходят. Людям приходится доезжать до приграничья, пересекать границу чуть ли не пешком, пересаживаться там на автобусы и чуть ли не на собаках добираться до Кишинева. Я порадовался, что не избрал маршрут Хмельницкий-Каменец-Хотин-Черновцы-Кишинев. Тогда бы я мог и не выбраться из Кишенева в Одессу. Он вообще был словоохотлив и вроде как радушен. Меня же преследовали сомнения, правильно ли я сделал.



Одесский дворик

Я очень рассчитывал на дневной поезд, а поезд ходил только по ночам. Это значило что либо я уезжаю сегодня ночью и это будет уже третья подряд ночь в поезде, а это будет уже слишком, да и на Одессу у меня остается совсем мало времени; либо я еду следующей ночью и тогда мне придется в один день посидеть полдня с родственниками, пробежаться по Переяславу и успеть в Киев, а это меня тоже мало устраивало. Пришлось выбрать автобусный вариант. Как-нибудь доберусь, решил я, и снял комнату на одну ночь.



Таким вот чудаковатым «зверем» запирают тут въезды во дворы. Так что нет никакой нужды в тотально запертых воротах, как у нас

Я рассчитывал, что есть прямой автобус и он идет где-то днем, а значит съеду я около двенадцати. Но риэлтер объяснил, что заселился я в восемь, значит и съехать должен в восемь. А если позже это уже оплачивать следующие сутки. Потому что и день они там теряют и какие-то налоги все равно платят. Сторговался я за пол-дня (это за лишние три часа) и при этом глаза у риэлтера были такие, словно я только что заставил его продать Родину и он отныне вечный враг себе. К слову сказать, автобус в итоге уходил с Привоза около восьми, так что съехал я до этого часа. Надо ли говорить, что никакого разговора о возврате денег не было и в помине? И еще об автобусах - только вселившись и получив доступ к телефону мне удалось выяснить, что никакого прямого автобуса из Одессы через Золотоношу, да еще и днем не ходит. Обманул меня интернет. Более того, не было и прямого на Черкассы, что всего в 30-40 км от Золотоноши. Максимум что было возможно это автобус на Кировоград и никакой информации, будет ли идти что-то дальше и когда. Подумав, я все-таки махнул на это рукой и решил, что как-нибудь точно доберусь.
К слову о деньгах. Попросил мыла постираться. Сказали, что обычным можно. Моюсь-стираюсь и тут Анатольич начал скребстись в дверь и рвать волосья - мыло дескать не то, не для того и не так. Я заверил что отдам деньги за новое мыло, но он не унимался. Даже когда я оставил пять гривен на это дело (это чуть меньше 30 рублей), он не успокоился. В числе прочего надо было созвониться с Ольгой (Лиан), форумной знакомой, любезно согласившейся погулять меня по Одессе и созвониться с киевскими приятелями.



еще один одесский дворик

Звонить с мобилы в роуминге стоило где-то бакс минута. Попросил позвонить с со стационарного телефона хозяев. Хозяйка сказала что она не очень-то за. Внук, дескать во всем этом разбирается, но она - нет. Но мне надо было позвонить. Я звякнул на телефонный узел, узнал, что минута стоит полторы гривны на любые федеральные с любого городского. Отлично. Второго звонка хозяйка сделать мне не позволила. Умоляла этого не делать. Только за пять гривен за оба звонка, каждый меньше минуты мне удалось ее уговорить, и то благодаря тому, что я убедил ее что переплачиваю ей вдвое. После этого хозяйка осталась в твердом убеждении что я ее обманул.
Тем не менее, дорогие мои читатели, не хочу, чтобы у вас сложилось впечатление, что мне не понравилась комната и хозяева. Отнюдь. Просто это Одесса. Да и не так уж важен этот денежный вопрос. Гораздо важнее было то, что я, наконец, вымылся и постирался и поскакал гулять с Ольгой по городу.



Греческая площадь



Афина-плаза, закономерно появившийся на греческой площади



Псы, почтившие своим присутствием фонтан на Греческой площади

Одесса это город, по которому очень мило гулять и на который очень приятно смотреть. При всей ее деловитости, она умеет производить впечатление города без делового надрыва и лишней беготни. Все мило и приятно и все при делах, никто никому не мешает. Может быть немаловажно, что город перемешал такое количество разноплановых наций и религий и заставил их уживаться без всяких там погромов и гонений.


В Одессе нет привкуса столицы, но и ауры провинциального города здесь тоже не ощутить. Да, значительная часть домов настолько ветхие, что могут разрушиться пока выйдешь за хлебом в магазин на углу, но все равно это не провинциальная дыра. Одесса-порт и ее благостояние напрямую зависит от товарных потоков, а значит и от остальной страны, но глядя на этот город в первую очередь видишь его самодостаточность, а не какую-то там от чего-то зависимость. Одесса всегда и во всем сама по себе, хотя и явным оппортунистом или революционером ее не назовешь, она благополучно будет существовать в любом государстве и при любом правительстве. Худо ли, бедно ли, но будет, и делать это будет сама по себе. Так и к общеобязательному переписыванию вывесок с русского на украинский Одесса отнеслась по-свойски: просто не стала этого делать, и не стала переживать по этому поводу.



«Улица Белинского» вместо «Вулыця Белиньского»

На мой вкус, Одесса в жизни оказывается немного не такой какой представляется по рассказам тех же Жванецкого и Бабеля. В их творчестве Дерибасовская и Привоз это громкие имена, это символы. Они представляют ее нам изнутри. Мы же видим ее снаружи и Дерибасовская оказывается довольно чинной пешеходной улицей, на которой можно найти недорогую гостиницу, а Привоз - суетным и скученным рынком с обшарпанными лотками за забором из гофрированного железа.



Дерибасовская

Встретились мы на Греческой площади, где уже в новые времена возник торговый комплекс и казино «Афина», прогулялись Дерибасовской к памятнику самого Де Рибаса, в городе вообще хватает таких вот логически связанных улиц и объектов. В частности, музей Пушкина находится на Пушкинской улице. Хотя, например, Ришельевская спокойно упиралась бы в памятник Дюку Ришелье, если бы на пути не было оперного театра и одного квартала.



Памятник Де-Рибасу, основателю города и первому градоправителю
Местные называют это творение - памятник кладоискателю.
Потому что с лопатой и картой

Отобедать устроились в «Жарю-Парю», местном заведении формата московского «Му-Му». Вкусно, сытно и недорого. Может быть даже вкусней, сытней и дешевле чем все в той же «буренке». Побеседовали. Ольга блеснула филологическим образованием, обсудили историю происхождения русских и украинских языков и культур и углубились. В очередной раз столкнувшись с профессионалом, я почувствовал себя профаном, натужно пытающимся сойти за глубоко эрудированного человека. Кроме того может быть и случайно, но разговор больше вертелся вокруг отличий и расхождений этих историй. От этого мне стало немного грустно, плюс появилось легкое ощущение что здесь уже учат немного другую историю. Так например, Ольга упоминала, что по ее воспоминаниям, новгородские грамоты датируют шестым, как бы не пятым веком.



Пушкин у музея Пушкина на Пушкинской улице

Я же помнил и по книгам, и по музеям самого Новгорода, что историки до сих пор не могут решить, на этом ли месте Господин Великий находился до десятого-одиннадцатого века, соответственно и вопрос с датировкой грамот совсем не столь однозначен. Может быть, я что-то напутал, может быть она что-то не так сформулировала, но по итогам этого разговора создалось впечатление, что курсы, которыми следуют сейчас Россия и Украина, ведут все дальше и дальше друг от друга.
А потом мы махнули на эту вселенскую печаль рукой, и пошли гулять по Одессе. Сколько бы я и где бы ни был, столько убеждался, что ни гид, ни сам ты никогда не сможешь увидеть город таким, каким его могут показать местные. Самые обычные места, мимо которых ты сам прошел бы и не заметил, могут оказаться замечательными и интересными.



Оперный театр



Польская улица.
На этой улице, где-то неподалеку находился дом Де Рибаса



Медичка и курсант мореходки
Самое обычное для Одессы дело



Лаокоон и сыновья перед археологическим музеем. Музей 1883-го года



Арман Эмманюэль дю Плесси герцог де Ришелье
Легендарный градоправитель Одессы
По-одесски просто «Дюк»
Стоит над Потемкинской лестницей



Вот что видят глаза бронзового Ришелье
Морпорт
Бело-голубое здание на пирсе - гостиница



Живописная руина рядом с лестницей. Изначально основа лестницы была именно такой.



Потемкинская лестница
Тоже в жизни менее внушительная, нежели кажется на фото и в кино



Свято-Никольский храм на самом конце пирса. Как и всякий морской храм - терпимый до межконфессиональности



Воронцовский переулок
Характерная тихая улочка



Жилой дом с одной стеной
Простыня на балконе - такая чудная мода Киева и Одессы, размещать под окнами пламенные воззвания градоправителям и небу.
В выражениях стесняться не принято



Крыши с Тещиного моста.

Мост этот перекинут от Воронцовского дворца через этот вот овраг. Потому что одному из градоправителей лень было овраг этот обходить по дороге к теще

кошки не хватает



Сквер на Бульваре Искусств



Нарисованное на стенке продолжение «замка»
Ул. Гоголя



Ул. Щепкина
Скромная незатейливость по-одесски



Академия холода, она же «Холодильник»
Одесса - порт из которого идут суда-рефрижераторы, соответственно нужны специалисты. В Питере, кстати, «Холодильник» тоже есть
Напротив - Одесский университет. Забавно выглядит эта улочка в перемену.



Этот двор с тремя арками - знатное кино-место.
«Зеленый фургон» снимался именно тут

К великому моему сожалению, Ольга смогла составить мне компанию только на несколько часов, часам к пяти или даже четырем, ее ждали дела и я отправился догуливать одесский вечер в одиночестве. Впрочем, должен признаться, впечатления уже основательно подзаполнили меня и подкрадывалось смутное желание посвятить этот вечер блаженной неподвижности. Но поступить так, при том, что завтра утром предстояло уезжать я не мог, это казалось просто кощунственным. Так что я действительно отправился гулять, тем более что впереди была встреча с морем.
Город очень зеленый и это сполна чувствуется сейчас, в конце лета, пускай местные и твердят, что это осень, но такое солнце и теплый воздух осенью быть не может.



Все та же улица Пушкинская
Осень. Это, конечно же, осень…

Город в прошлом роскошный и богатый и это заметно в каждом частном доме, не говоря уже об общественных зданиях.
Город цельный. Обычно центр концентрирует в себе все достопримечательности, обесценивая периферию. Здесь же наоборот - центр находится между основными достопримечательностями. Здорово.



Бывшая Новая биржа (1894-1899)
Теперь - областная филармония

При всем этом, по атмосфере город весьма приятный. Я представлял его гораздо просторнее, однако при всем размахе, Одесса умудрилась остаться уютной и даже камерной, улицы хотя и не узкие, но и очень широкими их назвать нельзя, плюс деревья вдоль тротуаров, так ненавязчиво и возникает ощущение улиц небольших и спокойных.



Место для игр на Соборной площади
Шахматы и шашки на скамеечках
столы для домино под навесом… ностальгия



Спасо-Преображенский собор на Соборной площади. Неподалеку торговля сувенирами

Гостеприимство одесситов, конечно, не отсутствует совершенно, но и предельно радушным его назвать нельзя. Одесситы гостеприимны, но без фанатизма, четко отмеряя меру допустимого. Если спросить дорогу в этом городе, то ради вас остановятся, расскажут, как дойти, но если вы проявите прискорбную невнимательность или гораздо более прискорбную несообразительность, вам в категорической форме порекомендуют купить карту и на том сочтут долг хозяев на это исчерпанным.



Книжный рынок на Александровском проспекте



С автобусами и маршрутками не все так просто
Приходится и постоять



Дом в Обсерваторском переулке
Строили и достраивали

Пройдясь по городу и отгрузив добытые сувениры в комнату, я поскакал на берег. Одесса находится на берегу просторного Одесского залива, от которого к западу тянутся песчаные пляжи в сторону мыса Большой Фонтан. Чем западней тем меньше остается признаков большого города и более курортным становятся прибрежные кварталы. Где-то там я собирался снять номер в гостинице, и, как выяснилось, совершенно не напрасно променял эту затею на комнату в городе. Как подтвердила Ольга, даже если гостиница и клятвенно заверяет, что горячая вода будет круглосуточно, на практике ее может не быть вовсе, и самое главное что добираться до центра очень неудобно - трамваи и даже маршрутки достаточно редко, чтобы при погрузке разыгрывались настоящие сражения.



Пляжи от Ланжерона и дальше

Из забавностей, связанных с пляжами можно еще упомянуть, что самым чистым считается так называемый «собачий» пляж. Именно здесь предпочитают выгуливать породистых собак. Хозяева страшно боятся, что их дорогущее домашнее животное получило в лапу осколок бутылки, и давно отыскали то место, где нет опасного для бюджета мусора. По странной иронии и люди тянутся к этому «собачьему» пляжу за чистым песком и морем.

Я же решил далеко не ходить и обосновался на пляже Ланжерон, где сел на бревнышке когда-то выкинутом на песок морем, и стал созерцать море. Плескались живописные волны, дул бодрящий ветер, поставивший крест на намерении искупаться, а передо мной по полосе прибоя бегали бесконечные стометровки юноши и девушки из местной то ли спортивной школы то ли секции. Должен признаться, что когда пробегали девчонки, мне это казалось весьма достойным дополнением к морскому пейзажу.



Такие вот «замки» строят над берегом новые одесситы

Так я и просидел до сумерек, пока Солнце не село куда-то за гору, пока не поднялась луна.


Приезжих на пляже не было. Отбегали свое спортсмены, отгуляли увядшие тетеньки. Появились парни, любители акробатического хип-хопа, впрочем, теперь я точно не знаю, как называется одно из этих новых направлений в музыке, но ходят они в штанах на несколько размеров больше и забавно прыгают. Была на пляже и девушка с собакой, которая с удивительным удовольствием прыгала в волны, валялась в песке, а потом бегала за хозяйкой с явным намерением ее испачкать. Появилась и молоденькая девушка, которая разделась и принялась бегать в волнах. С ярко выраженным наивным инфантилизмом она подбегала к волне, хлопала ее ладонями, а потом чуть ли не с визгом убегала прочь. Или ложилась в прибой и мотала в воздухе голыми пятками. Не знаю каким умным словом называется ее диагноз, но идиоткой она не являлась. Скорее это какое-то нарушение социализации. Ей не было дела до того, как выглядит со стороны ее неподдельный, не соответствующий возрасту восторг, не было ей дела и до того, что купаться было уже слишком холодно и не принято. Вполне вероятно, что если бы родители не заставили ее надеть купальник, она бы резвилась без него. Я даже пожалел, что не взял с собой полотенца, как завещал великий Дуглас Адамс, тогда и я бы смог окунуться. Девочка-дурочка как будто добавляла больше солнца и лета вечернему пляжу. Глядя на нее, казалось, что на самом деле море все еще по-летнему теплое и ласковое.
Когда совсем завечерело, я перебрался в пустующий ресторан на террасе над пляжем. Стоило мне сесть, как подошел официант и набросил мне на плечи плед со словами:
- Укройтесь пледом, пожалуйста. Ветер холодный, и вы можете простудиться, и тогда не придете к нам завтра. А нам бы хотелось, чтобы вы пришли.
Здесь у моря хотелось рыбы. Я выбрал какое-то блюдо отвечающее моему представлению о приморской кухне и услышал в ответ, что выбор мой весьма достойный, но увы, этой рыбы в наличии нет. В итоге мы с ним сошлись на запеченной в фольге другой рыбе, и я не прогадал. За славным ужином, под теплым пледом я досидел до ночи, пока над морем не поднялась луна и не протянула к берегу серебряную дорожку.


Так кончился этот вечер. На обратном пути я набрел на интернет-салон в оранжевом хай-тек стиле. Здесь среди школьников и начинающих студентов оставил очередной онлайн-отчетец. Пока я печатал, в салон спустилась бойкая длинноногая девушка. Стало очевидно, что почти все здесь знакомые, потому что салон тут же погрузился в обсуждение невозможности сегодня поиграть, потому что завтра сдавать реферат, за которым она сюда и явилась. Пока это доносилось до создания широкой общественности, она в приветственном порядке перецеловала в щечку почти всех присутствующих парней, и сделала это так мило, что я с трудом подавил в себе желание обиженным тоном спросить: «А меня?».
Уснул я умиротворенный и уставший под уличные звуки за распахнутой дверью балкона. Предстоял ранний подъем и туманный бросок на собаках до Золотоноши.

5 сентября

Утром я поглядел на забор Привоза и погрузился в автобус, новенький фольксваген. Одесса - единственный город на всем пути, где автовокзал находится неподалеку от вокзала. Однако власти уже исправили эту оплошность, выстроив новый автовокзал ближе к окраине города. Сейчас автобусы все еще отправляются «от Привоза» и проезжают через новый автовокзал. Но как долго это состояние продлится - не известно. Хочется верить, что и впрямь нет ничего более постоянного, чем временное.
При посадке я сделал большую ошибку - сел в глубине салона, в то время как этот микроавтобус если и был сделан немцами, то явно не для немцев - колени у меня упирались в спинку переднего сиденья и не давали жить. Только спустя часа полтора то ли в Березовке то ли в Вознесенске удалось пересесть в кресло у двери и жизнь вновь стала прекрасной и удивительной.
И катили мы просторами Малороссии. Было солнечно и ярко. Желтели поля уже сухой кукурузы и поникших подсолнухов, играла какую-то попсовую муть магнитола водителя. Грустило только одно - по сути это уже был путь обратно. Зато окончательно выяснилось, что я все-таки люблю музыку в автобусах. Она как-то ловко создает возможность полнее погрузиться в дорожное созерцательное бездумие. Если, конечно это не шансон и не одна кассета на протяжении шести часов. На пути в Кировоград мне повезло. А вот после - не очень.
По пути автобус заезжал во все мало-мальски крупные города. Березивка, Вознесенск, Южноукраинск, Первомайск и Новоукраинка. В каждом из этих городов была автостанция. Даже автовокзал по меркам российских городов. И в каждом автостанция была далеко от центра. Обыкновенно маршрутка стояла минут двадцать в каждом городке. Если бы это происходило в России за эти двадцать минут можно было бы обойти едва ль не весь центр и вернуться. Зато здесь по пути к автостанции проезжаешь едва ли не весь город.
Подозреваю, что на самом деле это явление имеет весьма логичное объяснение: к моменту строительства автостанций города были все-таки уже довольно раскидисты. Они тут строятся шире, чем у нас и небольшой городок так просто пешком и не охватишь - умаешься. Да и народу тут живет больше, вернее плотнее. С другой стороны здесь автостанции это, скажу вам, действительно здание, а не чахлый павильончик, меньше табачного киоска. Наверное, поэтому их и строили где еще оставалось место, то есть - на окраине. У нас-то в большинстве случаев это так себе строение рядом с ж/д вокзалом а то и совмещенное с ним.
Здесь в центральной Украине стало больше заметно, сколько люди потеряли с развалом Союза. Бросаются в глаза отличные дороги через всю страну (гораздо лучше чем строились в РСФСР) все больше и больше приходят в упадок, и катить-то по ним одно удовольствие и, считай, некому. В каждом городке прорва общественных зданий, которые просто разваливаются. Даже бывшие универмаги и «детские миры», выкупленные частниками, нещадно эксплуатируются как торговые центры, но ни фига не ремонтируются. И при всем этом видишь, что при Союзе это была одна из самых желанных республик. Жить здесь было благом и мечтой. Все есть, все рядом. Под торговлю здесь строилось и отводилось такое количество помещений, что просто дух захватывает, если сравнивать с тем, что было в те времена в России. Райцентр здесь получал здоровенный крытый рынок, который в России и не снился областному центру с населением тысяч в 400, а то и все 600 тысяч человек. Про количество магазинов и магазинчиков, вскормленных в те времена и говорить нечего. Пожалуй, можно даже сказать, что в отличие от России, где даже самая глухая провинция изо всех сил догоняет это инфраструктурное отставание, в украинских городах местами становится даже наоборот - меньше торговли.
Вдоль трассы, по которой я ехал, поля были большей частью обихоженные, хотя и удивляло, что октябрь, а кукуруза и подсолнухи все еще не убраны. Но по итогам разговоров с местными выяснилось, что это не показательная картина. Все больше и больше полей под паром, и это на Украине! В этой вечной житнице, крае, в котором растет все и всегда! Говорят, даже молокозаводы уже закупают молоко по дворам у частников на переработку. Как-то неправильно это…
На каждой остановке можно было выбраться из автобуса, размять ноги, чем большая часть пассажиров и пользовалась.


Засильем киосков и кормящих бабушек автостанции похвалиться не могли, но перехватить пирожка или мороженного можно было. Водитель грузно выбирался наружу и садился на лавочку, в тенек, где сидел минут двадцать, лениво беседуя с местными. Глядя на этого вальяжного завсегдатая автовокзалов трудно было поверить, что он вскоре должен был сесть за руль и катить в Кировоград, а потом уже ночью обратно в Одессу. Вообще украинские водители междугородних автобусов по большей части люди дородные, мордатые и спокойные как удавы и этим больше похожи на дальнобойщиков. Они по сути и есть дальнобойщики. Украинская система междугородних перевозок весьма любопытна. Маршрутки по большей части принадлежат частникам, однако они жестко привязаны к системе государственных автостанций. Тот же самый дальнобойщик (при наличии соответствующей категории прав, конечно) может обзавестись автобусом или микроавтобусом, уж на что хватит денег, зарегистрировать маршрут и катить по нему раз за разом. Автостанции будут продавать на этот маршрут билеты, а потом перечислять ему выручку (вполне возможно что уже за вычетом налогов). Такая вот система… у нас либо государство никому бы ничего не перечисляло, либо частник не парился бы с регистрацией маршрута и билетами, которые можно спокойно реализовывать при посадке.
Между Березовкой и Первомайском довелось повстречать кортеж Януковича. Министр ехал на открытие какой-то маленькой ГЭС на юге Николаевской области. Дело актуальное с учетом цен на нефть и того, насколько темны украинские города ночами. С утра радио надрывалось сообщениями о том, что на десять часов было запланировано открытие этой самой ГЭС и премьер обязался почтить ее своим присутствием. Ждали. Удивительно было слышать об этом по радио все утро, а потом вдруг повстречать этот кортеж на трассе. Обычно новости по радио и телевизору в моем сознании существуют как бы в параллельном мире, отличающемся от того, в котором мы живем. А тут вдруг раз и действительно едет. Кортеж состоял из десятка машин, если не больше, тут были менты и сторожа, пожарные и скорая помощь. Может быть, была даже любимая собачка любимой женщины министра, сказать трудно. Кавалькада неслась по трассе с истеричным воплем, заставляя все встречные машины прижаться к противоположной обочине и остановиться. Только после того как наш микроавтобус снова поехал, я прислушался к разговорам в салоне, задал уточняющий вопрос и погрузился в осознание того, что стал свидетелем пересечения параллельных миров - мира СМИ и реального. Правда, время у нас и у них явно текло иначе - кортеж мы повстречали где-то после двенадцати, и на открытие пан министр никак не успевал.
Потом меня сморил сон и я вновь погрузился в дремотное состояние, когда тебя везут дальше и дальше степями и полями. Радовала разношерстная музычка и плюшевая отделка салона, шорох двигателя и солнце за окном.
В Первомайске, когда салон в очередной раз опустел, среди новых пассажиров подошла девочка что-то около 15-16 лет. Глаза были густо обведены черной подводкой, и без того круглое лицо венчало безразмерное кепи крупной черно-белой клетки, пустым чехлом спадающее на шею и щеки, в общем, девушка была жертвой той моды, чьими эмиссарами являются пухлые темнокожие певицы по MTV. Конечно, если бы ее отмыть и по другому одеть, то была бы она как и положено, круглощекой, румяной и круглой, но людям свойственно порой стремиться выглядеть не теми, кем они являются. Она забралась в салон и поинтересовалась не свободно ли на переднем сиденье. Сидевший там хмурый командировочный как раз удалился за пирожком. Я сказал, что там сидит один человек, так что другое место должно быть в принципе свободно. Почему-то решив развернуть свой ответ, я добавил, что весь остальной салон автобуса почти пустой, места полно. В ответ она посетовала, что хочет сидеть впереди и пристроила пакетик на переднем сиденье. Как раз когда она вылезла наружу, командировочный обрел пирожок и направился к нам.
- Вон тот суровый дядька сидит впереди, - указал я на него.
Она с забавной поспешностью нырнула внутрь и переложила пакетик.
- Да ладно, - попытался я ее обнадежить. - Может, он добрый внутри.
Она пристально на него посмотрела и с неожиданной умудренностью сообщила:
- Не похож.
Путешествие было бы совсем безоблачным если бы я был уверен, что из Кировограда удастся спокойно добраться до Золотоноши. По дороге я попытался навести справки, есть ли прямой маршрут, но ничего не выяснил. Все бы ничего, я был уверен, что уж в Черкассы-то я доехать смогу, но вот от Черкасс до Золотоноши дорога идет по дамбе прямо через Кременчугское водохранилище, а значительный пролет - по мосту. Памятуя о том, что в постсоветские времена с мостом может случиться все что угодно, я испытывал некоторое беспокойство. Объехать кругом было можно, но по расчетам выходило что искать эти объездные пути предстояло в районе восьми вечера. А в это время жизнь общественного транспорта Украины как раз замирает.
Однако свезло. Мост был цел и проведя в Кировограде всего полчаса, которых как раз хватило, чтобы перекусить в станционной тошниловке, я сел на автобус Геническ-Киев, который уже проделал большой путь и торопился к цели. Видно, судьба решила что этого везения мне хватит и это оказался тот самый автобус, в котором была только одна кассета и это был шансон. Зато водителями были два веселых гуся, один из которых очевидно был хозяином предприятия и прямо-таки лучился радушием.
За истекший период на каких только автобусах я не поездил. Мерсы, вольксвагены, какие-то местные «Эталоны» и наследие советской эпохи в виде традиционных икарусов. В общем, все грани комфорта.
Еще была нестыковочка: весь день думал о поездке через водохранилище, предвкушая наблюдение за водной гладью и совсем не учел того, что в октябре темнеет все-таки рановато и я в любом случае окажусь там ночью. Так и получилось. Пришлось удовлетвориться луной и серебряными отблесками на черной воде, совершенно сливающейся с черным небом.
В Золотоноше я был после восьми. Воспользовавшись добродушием водителя и тем, что автобус ехал через весь город, я, заметив смутно знакомое здание детского мира, суматошно крикнул «остановите тут» и выскочил наружу. Кругом было темно и пусто, накрапывал дождик - погода на подъездах к Киеву как и было обещано, портилась. По смутно знакомым улицам я пошел к дому родственников. Был я тут в далеком-далеком детстве и по сути ни разу не добирался сам, так что теперь здорово рисковал заблудиться в накрытом украинской ночью бесконечном частном секторе, из которого и состоял город, за исключением нескольких центральных улиц.
Чем дальше я шел, тем больше было уверенности, что иду я верно. Как я уже говорил, освещение улиц отсутствовало полностью, людей практически не было. Редкие машины стояли у редких ларьков, пока их хозяева то ли отоваривались, то ли уже принимали с приятелями. Редкие прохожие смело топали по проезжей части.
Наконец из мглы выступил хорошо знакомый с детства каштановый скверик на углу Т-образного перекрестка и я почувствовал что добрался. Однако стоило мне повернуть, как я понял, что это может быть и не так. Здесь должны были чередой стоять пирамидальные тополя, а еще дом с аптекой, где деревянные прилавки и стеклянная перегородка между стержней с блестящими шариками, и магазин, в котором я в детстве покупал сахар сразу по несколько килограммов на варенье, а вместо этого было приземистое кирпичное строение, двухметровый забор, вульгарная музыка и вывеска «ночной бар» и даже, кажется, «сауна». Сбоку был прилеплен продуктовый, куда я отважился зайти, чтобы выяснить, действительно ли на Вокзальной я нахожусь. Действительно. На Вокзальной.
Пришибленный таким резким расхождением с воспоминаниями, теряя ориентацию в пространстве я пошел дальше. После света вывески опять стало непроглядно темно и мне пришлось искать забор сеткой-рабицей на ощупь. Этот забор обнаружился у следующего же дома, а мне-то раньше казалось, что расстояние от поворота все-таки побольше… открыв с улицы калитку вошел во двор, услышал что в огороде кто-то гремит ведрами и пошел сразу туда, где наверняка была хозяйка дома. Кругом было сыро и мрачно. Я вышел к сараю и увидел свою внучатую тетушку. Она стала совсем маленькой и стала совсем бедно одеваться.
Странное дело. Почему-то когда я столкнулся с такими переменами в таком знакомом мне мирке, я в первую очередь ощутил не то, как поменялось все вокруг, а как поменялся я сам…
Потом мы прошли в дом, где был грязный пол и посуда, отваливающиеся обои и десятилетняя пыль на календаре, который висит на стене уже лет двенадцать. И было понятно, что эта грязь потому что старые люди уже просто плохо видят и не замечают ее. А еще потому что раньше жили большой семьей и хватало рук чтобы все успеть, а теперь не хватает сил даже чтобы ухаживать друг за другом, не то что за хозяйством. И без хозяйства нельзя, потому что пенсия едва ли 200 гривен, на наши деньги порядка тысячи рублей. И этих денег уже не хватает, чтобы провести газ, который в баллонах еще дороже.
Зато рядом баптисты выстроили церковь и везут христианскую гуманитарную помощь.
Только сейчас я осознал, что от Львова до Золотоноши мне довелось побывать в полярных слоях современного украинского общества. Это здорово. Но очень грустно. Особенно когда нищета касается твоих родственников и ты смотришь им в глаза и хочешь помочь и понимаешь, что помочь-то особо нечем…
Уезжая из Золотоноши следующим утром, я смотрел на разваливающиеся «детский мир» и «дом быта» и на расползающиеся тротуары. Из всех предприятий райцентра более-менее уцелел только известный ликеро-водочный завод «Златогор», делающий наливки, которыми так славится Украина, и все остальное в виде водки и бальзамов. Водка и бальзамы в последнее время у него получается лучше. Словно по воле режиссера-импрессиониста накрапывал дождик.

дальше: http://obmorock.livejournal.com/7463.html#cutid1



Украина, приключения, наше ненаше, отпуск

Previous post Next post
Up